22 октября 1922 года в СССР приняли решение о создании первого цельнометаллического самолёта. Первым делом, как водится, создали комиссию...
Её возглавил 34-летний авиаконструктор Андрей Туполев. Позже эта дата стала считаться днём основания знаменитого туполевского КБ. Созданные в нём самолёты до сих пор служат в Дальней авиации России. Девять из десяти авиапассажиров, живущих ныне в странах СНГ, хотя бы раз поднимались в воздух на лайнерах марки «Ту».
Впрочем, 90 лет назад до этого было далеко. Коллективу КБ предстояло пережить репрессии 30-х годов. Лучше всех об этом впоследствии написал в своей книге «Туполев» Леонид Кербер, работавший в КБ по электрической части.
Превращение гражданского учреждения в спецтюрьму НКВД под названием ЦКБ-29 произошло с размахом, достойным эпохи: «Буквально в несколько дней на московских авиазаводах были изготовлены сотни решёток, и всё восьмиэтажное здание… превратилось в тюрьму».
Номинально «шарагой» руководили офицеры НКВД, которые ничего не понимали в авиации. Два специалиста обратились к одному такому чекисту (его фамилия была Устинов) с предложением поставить на самолёт маленький двухтактный движок для аварийного питания. «А какие употребляются сейчас?» - поинтересовался Устинов. «Четырёхтактные», - ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам сначала заняться трёхтактными?»
Примерно таким же «трёхтактным» руководителем был и Берия, которого сейчас принято превозносить как «эффективного менеджера». Как-то раз он спросил Кербера, какая скорость будет у нового самолёта.
- Шестьсот.
- Мало, надо семьсот. Какая дальность?
- Две тысячи километров.
- Не годится, надо три тысячи. Какая нагрузка?
- Три тонны.
- Мало, надо четыре…
И в этих условиях заключённые продолжали разрабатывать самолёты для защиты свободы и независимости своей страны...
Длительное пребывание в заключении не смогло отбить у руководителя КБ природного жизнелюбия и чувства юмора. Позднее, уже в эпоху реактивной авиации, некий военврач требовал, чтобы на бомбардировщике Ту-14 туалеты для членов экипажа совместили с катапультными креслами. Туполев, как писал Кербер, «от смеха чуть не упал со стула». «Ох, не могу, ох, уморил! - кричал он своим высоким голосом. - Поставьте ему вместо катапульты унитаз, дёрнет за цепочку и улетит»...
Источник: aif.ru