Прилетит вдруг волшебник в голубом вагоне?

На Парижском авиасалоне в Ле-Бурже 17-19 июня 2013 года будет представлен концепт Clip-Air, призванный объединить самолёт с... поездом.

Эта концепция могла родиться только в Европе. Хотя авиационный транспорт здесь довольно развит, на небольших расстояниях по удобству и даже скорости он запросто может уступать железнодорожному: ведь в аэропорту вам нужно пройти регистрацию, туда надо на чём-то приехать, а из аэропорта прибытия — уехать. Всё это, а также проволочки с получением багажа, съедает бездну времени, поэтому, если вы летите ближе чем на тысячу километров, высокоскоростная ж/д выглядит весьма удобной альтернативой.

Clip-Air, проект Федеральной политехнической школы в Лозанне (Швейцария), возглавляемый Клаудио Леонарди (Claudio Leonardi), — это пока скорее концепция воздушного транспорта будущего, нежели сам транспорт. Предполагается создание летающего крыла, эксплуатируемого, как и современные авиалайнеры, на дозвуковых скоростях и подцепляющего под себя от двух до трёх модульных вагонов-салонов, длиной около 30 м, массой порядка 30 тонн и вместимостью в 150 пассажиров, пригодных для перевозки на ж/д-платформах. Прилетая в аэропорт назначения, крыло отцепляет вагон-салоны, и их транспортируют по рельсам к привычным желдорвокзалам, без пересадок, проверки багажа и прочего ужаса.

Кроме борьбы за быстроту и удобство перемещения, проект сулит большие выгоды в том, что касается стоимости. Во-первых, само летающее крыло будет простаивать меньше нынешних авиалайнеров: подцепляя летающие вагоны, которым требуется отправка здесь и сейчас, Clip-Air не будет никого ждать, а собственно крыло может трудиться сразу на несколько традиционных авиакомпаний или их консорциум.

Во-вторых, в сходном вагон-салоне вместо пассажиров можно поднять огромный газовый бак. Последнее важно: самолёты классической схемы располагают слишком малым внутренним объёмом, чтобы перевозить перспективное газовое топливо. Скажем, Ту-155 ещё в 1988 году летал на жидком водороде, а в теории ничто не мешает использовать авиалайнеры на сжиженном метане — сегодня более дешёвом. На практике бак для сжиженного газа, всё равно какого, оказалось очень трудно (почти невозможно) разместить в крыльях — у обычного самолёта там слишком мало места. Бак в фюзеляже чуть ли не вдвое уронил пассажировместимость Ту-155. А вот компоновка летающего крыла для этого вполне подходит, поскольку бóльшая часть её объёма при полётах на жидком топливе всё равно не востребована.

В теории даже сжиженный метан сегодня «в разы» дешевле топлива из нефти, причём существование сланцевого природного газа означает, что в обозримом будущем ситуация вряд ли переменится.

Ключевой целью проекта Clip-Air называется выполнение задач, поставленных ACARE (Консультативным европейским советом по исследованиям в области аэронавтики), а именно сокращение выбросов углекислого газа на один пассажирокилометр воздушного транспорта ровно вдвое. Топливная эффективность двигателей последнего доведена до очень высокого уровня, поэтому на керосине и с традиционной самолётной компоновкой надежды на взятие под козырёк просто нет. Газ, экологически более привлекательный, в сочетании с возможностью доставки втрое большего количества пассажиров, чем у двухмоторного А 320 (Clip-Air будет трёхмоторным), сулит существенный шанс на выполнение требований по двукратному сокращению выхлопов.

По расчётам конструкторов, при полёте трёх капсул под одним летающим крылом на 4 000 км и далее затраты меньше, чем при использовании трёх аэробусов, барражирующих на той же высоте и скорости.

При всех экологических и экономических плюсах трудностей тоже хватает, и они очевидны. Аэродинамика трёх капсул, подвешенных под общим крылом, несколько хуже, чем у однофюзеляжного самолёта классической компоновки. Разумеется, это поддаётся оптимизации, но, по словам самих разработчиков, она пока далека от завершения.

Весьма серьёзна и проблема шасси. Обычные проекты летающего крыла — без подвесных вагон-салонов — часто предполагают использование воздушной подушки. Хотя идея, реализованная ещё на У-2 и Пе-2, показала способность таких ЛА садиться даже на воду или в тундре, у классического самолёта очень мало места, удобного для размещения подобного шасси. У летающего крыла в теории таких площадей много больше, и избыточное давление в воздушной подушке в этом случае может быть ничтожным. А вот у Clip-Air так не получится — мешают подвесные «фюзеляжи» с пассажирами.

Поэтому шасси проектируется в основном обычной схемы (16 колёс), подвешенное в гондолах, размещённых на двух весьма развитых пилонах, которые находятся между боковыми двигателями и внешними пассажирскими салонами. Очевидно, что сопротивление этих устройств будет сравнимо с «лаптями» Ju-87 и вряд благоприятно скажется на расходе топлива, хотя и не перекроет всех экономических преимуществ.

Размышления вызывает и общая прочность конструкции: крепления пассажирских салонов-вагонов должны иметь огромный запас прочности; также потребуется значительное усиление самого летающего крыла в местах таких сопряжений. Само собой, общий вес будет зависеть от конкретных решений и материалов, выбранных разработчиками, но уже сейчас очевидно, что для обеспечения равнопрочной конструкции потребуются бóльшие жертвы, чем у обычного самолёта или классического летающего крыла. Наконец, для уверенного управления летающим крылом нужна эффективная помощь электроники: пилоту-человеку поддерживать его устойчивость довольно сложно. Впрочем, это препятствие в последние десятилетия преодолевать всё же научились.

Пока рано говорить о том, что выйдет из проекта, слишком многое нужно доработать, а из осязаемых результатов у Clip-Air пока в наличии лишь 1,2 -метровый макет, который будет представлен в следующий понедельник на Ле-Бурже. Тем не менее идеи модульности и мультимодальности, заложенные в концепции, потенциально действительно очень интересны и при достойной конструкторской реализации могут произвести революцию в современных авиаперевозках.

Подготовлено по материалам Федеральной политехнической школы в Лозанне.

Источник: compulenta.computerra.ru

Похожие новости:
Беспилотный мини-шаттл могут приспособить для астронавтов
Компания Boeing рассматривает возможность сделать аппарат X-37В пилотируемым, чтобы летать на МКС. Не успели НАСА и американское правительство избавиться от шаттлов, как частный бизнес в лице Boeing предложил вернуть их. Правда, в уменьшенном виде. По словам ведущего инженера проекта ..
2011-10-13 2244 0 Авиация
0
Кого винить в трагедии российского лайнера в Индонезии?
Как известно, 9 мая в Индонезии потерпел крушение самолет российского производства Сухой-Superjet-100. В результате катастрофы погибли 45 человек (по другим данным - 48), из которых восемь были гражданами России. Самолет выполнял демонстрационный полет и управлялся опытным пилотом Александром Яблонцевым. Именно управление ..
2012-05-13 2421 0 Авиация
0
Пропавший на Урале Ан-2 затерялся в гиблом месте
Пошел второй месяц поисков самолета в Свердловской области. На борту были 13 человек. Трагедия заставляет выдвигать разные, подчас «экзотические» версии. На все лады сейчас перебирают «аномальный перевал Дятлова» («кукурузник» исчез недалеко от него), сгубивший девятерых лыжников зимой ..
2012-07-22 2077 0 Авиация
0
СуперДжет-100 – надгробный памятник российскому авиапрому
Катастрофа нового авиалайнера «Сухой СуперДжет-100» (SSJ-100), которая произошла 9 мая примерно в 70 км от аэропорта столицы Индонезии Джакарты, вызвала много недоуменных вопросов о ее причинах. Но не прошло и двух дней после ужасной трагедии, в результате которой погибло 45 человек, не были еще найдены ..
2012-05-18 7231 4 Авиация
0
Есть ли будущее у российского авиапрома?
О том, каким «прорывным» для авиапрома, да и для всей высокотехнологичной промышленности России станет проект регионального самолета «Суперджет-100», российские СМИ трубили с 2003 года, когда начались работы по проектированию этого самолета. Проект, почти как блоковская незнакомка,  «дышал духами и туманами» ..
2013-02-10 5438 0 Авиация
0
Израиль делает ставку на БПЛА
По сообщениям <<Flightglobal>> , мин. обороны Израиля представило приоритетные задачи, которые должны выполнять военные беспилотные летательные аппараты. Основными задачами, предъявляемыми к БПЛА стали - доставка на поле боя боеприпасов и продовольствия, и эвакуация раненых. Причинами такого решения послужил опыт ..
2011-09-19 3760 1 Авиация
1
НАСА запускает в небо трансформер
За звёздами теперь можно наблюдать не только в обсерваториях. Огромный телескоп - новая разработка НАСА - встроен в конструкцию "Боинга". Крылатая лаборатория позволяет изучать загадки Вселенной в инфракрасной области спектра. Например, можно увидеть черные дыры или заглянуть прямо ..
2011-09-24 2998 0 Авиация
0
ВВС принимает новосибирский бомбардировщик
После нескольких лет испытаний командование Военно-воздушных сил РФ приняло решение принять на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34, которые собирают в Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Официальное вхождение Су-34 в состав ВВС России состоится после постановления правительства. Сообщение о завершении ..
2011-09-24 3043 0 Авиация
0
Самый быстрый вертолет создадут в России
Холдинг «Вертолеты России» ведет предпроектные работы по созданию скоростного вертолета нового поколения, сообщил в четверг начальник отдела департамента инноваций и стратегического развития корпорации «Ростехнологии», в которую входит холдинг «Вертолеты России», Александр Тутушкин. «Это вертолет военного ..
2011-09-24 6970 0 Авиация
0
В Санкт-Петербурге школьники сняли на видео НЛО
Ученики средней школы №175 в Санкт-Петербурге запечатлели на видео неопознанный летающий объект прямо над жилыми домами. На видео удалось зафиксировать довольно четкие очертания объекта, похожего на наши искусственные спутники или на перевернутую ракету-носитель. НЛО двигалось на довольно низкой ..
2011-09-25 3785 0 Авиация
0
Япония разрушит монополию США на внутреннем рынке боевой авиации
Министерство обороны Японии намерено начать переговоры с европейским консорциумом Eurofighter относительно покупки истребителей Typhoon. Об этом, как сообщает Avionics Intelligence, заявил министр обороны Японии Ясуо Итикава (Yasuo Ichikawa). Окончательное решение о покупке 42 истребителей, которое ..
2011-09-27 2865 0 Авиация
0
Первый Dreamliner получила японская All Nippon Airways
Японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) стала первой компанией, которая получила новую разработку авиастроителей от Boeing, реактивный пассажирский самолет Boeing-787 Dreamliner. Самолет был построен в США в г.Эверетт, сообщает деловая газета Взгляд. Вице-президент авиастроительной компании Скотт Фэнчер ..
2011-09-27 3276 0 Авиация
0
ВВС и ПВО России: ситуация становится все более неясной
Ситуация в ВВС и ПВО России, на мой взгляд, становится все более неясной и противоречивой. Хотя именно в этой сфере отечественная промышленность остается наиболее конкурентоспособной. Наши самолеты и зенитные ракетные системы в отличие от бронетанковой и военно-морской техники в основном находятся на самых передовых позициях ..
2011-09-27 3791 0 Авиация
0
Беспилотник освоил профессию геофизика
Новый российский беспилотный летательный аппарат способен поднять больше груза, чем рассчитывали его создатели. Профессией геофизика овладел беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Дозор-100» по воле его конструкторов – инженеров компании «Кронштадт Технологии», которая входит в группу петербургской ..
2011-09-28 4368 0 Авиация
0
Беспилотники: уже не разведчики, а киллеры
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роботизации, так сказать, обезличивания военных действий. Применение различных средств поражения все чаще возлагается на дистанционно-управляемые боевые комплексы – воздушные, наземные и морские. И хотя сегодня решение на применение оружия принимает пока ..
2011-09-28 4328 0 Авиация
0