Беспилотники: уже не разведчики, а киллеры

Беспилотники: уже не разведчики, а киллеры

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роботизации, так сказать, обезличивания военных действий. Применение различных средств поражения все чаще возлагается на дистанционно-управляемые боевые комплексы – воздушные, наземные и морские. И хотя сегодня решение на применение оружия принимает пока еще преимущественно человек, не далек тот день, когда команду «Огонь!» отдаст бортовой компьютер.

Роботизированные системы различного назначения состоят на вооружении в различных странах мира уже не одно десятилетие. Однако преимущественным назначением этих систем до недавнего времени являлись разведка и наблюдение, помощь саперам (минерам) в поиске и ликвидации взрывоопасных объектов и т. п. Затем были созданы дистанционно-управляемые комплексы, задачей которых стало несение боевого дежурства по так называемой охране периметра.

Лишь потом в войска начали поступать роботизированные системы, оснащенные средствами поражения, которые позволяют по сигналу, переданному с удаленного командного пункта, уничтожать живую силу, технику и объекты противника. Наиболее активно для этого сегодня применяются авиационные комплексы, имеющие в своем составе беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

По оценке американских военных экспертов, в ходе достаточно широкого использования разведывательно-ударных БПЛА для ликвидации боевиков и террористов (ныне, по зарубежным данным, вооруженные дроны, принадлежащие Пентагону и ЦРУ, патрулируют воздушное пространство не менее шести стран) существенно сократилось время от получения уточненных разведданных и принятия соответствующего решения до пуска ракеты (обстрела из пулемета). Это также снизило боевое напряжение личного состава подразделений. Ведь операции теперь проводят операторы беспилотников, находящиеся (да еще и в весьма комфортных условиях) на КП, расположенном вдалеке от района применения аппаратов. Заодно удалось сэкономить бюджетные средства.

Вместе с тем в последнее время чаще раздаются голоса, ратующие за ограничение применения вооруженных разведывательно-ударных БПЛА даже в тех случаях, когда надо убить главарей террористических организаций. В качестве аргументов приводятся как морально-этические соображения (дескать, негуманно отправлять на тот свет людей, пусть и подозреваемых в терроризме, таким вот способом – без суда и следствия), так и иные причины. К примеру, ряд экспертов указывают на то, что при дистанционном убийстве принимающий решение на пуск с дрона боевой ракеты оператор не видит, что называется, выражения глаз противника, не ощутил запаха крови и не нюхал пороха, быстро черствеет душой и не воспринимает всерьез происходящее. Боевое задание по применению оружия с БПЛА превращается в своего рода игру наподобие компьютерных стрелялок.

От «Предейтора» до «Эвенджера»

До настоящего времени военные ведомства и спецслужбы США и Израиля, силовики других стран применяли для нанесения точечных ударов вооруженные варианты беспилотников, которые изначально создавались как разведывательные аппараты и уже позже дорабатывались под решение новых задач. В итоге появился особый, узкий отряд так называемых разведывательно-ударных БПЛА, способных находить нужный объект, вырабатывать данные целеуказания, уничтожать противника с помощью малокалиберных УАБ или КАБ и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

Первый и до сих пор самый успешный в мире разведывательно-ударный БПЛА сконструирован по заказу Минобороны США на базе разведывательного беспилотника «Предейтор» с учетом опыта эксплуатации последнего в боевых условиях и новых пожеланий Пентагона. Разработчики – сотрудники компании «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» – спроектировали разведывательную и разведывательно-ударную беспилотные авиационные системы, которым присвоили обозначения RQ-1B (разведывательная) и MQ-1В (разведывательно-ударная), а предназначенным для них БПЛА типа «Предейтор» блок 1» соответственно RQ-1L и MQ-1L.

Основные отличия нового разведывательно-ударного дрона – более мощная силовая установка на базе четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом (это позволило увеличить размеры и массу аппарата), антиобледенительная система. Но самое главное – БПЛА мог применять различные средства поражения, для чего имел подкрыльевые пилоны и лазерный целеуказатель. Варианты вооружения: или две ПТУР AGM-114 «Хеллфайр», или четыре УР AIM-92 «Стингер» класса «воздух-воздух», или шесть УР «Гриффин» класса «воздух-поверхность».

Испытания «Предейтора», получившего ракеты, проводились 21 февраля 2001 года. Из трех выпущенных ПТУР «Хеллфайр» все попали в неподвижный танк-мишень. Но результаты последующих испытаний в том же году – в мае и июне – оказались не столь положительными, поскольку зафиксированы различные рабочие ошибки. Интересно, что во время проверок имитировался обстрел «Предейторами» одной из тогдашних афганских резиденций Усамы бен Ладена.

Дрон был принят на вооружение ВС США как MQ-1A. Чуть позже Великобритания и Турция закупили RQ-1/MQ-1. Именно эти беспилотники стали первыми «бездушными» убийцами и в массовом количестве применялись в Афганистане, Ираке и Пакистане. Впрочем, 3 марта 2011 года ВВС США обрели последний разведывательно-ударный БПЛА данного типа, больше американские военные и другие силовые ведомства Соединенных Штатов получать такие аппараты не будут. На то есть ряд причин, самая главная из которых – переход видов ВС США на другие образцы беспилотников.

Так, в американские сухопутные войска поступит разведывательно-ударный БПЛА MQ-1C «Грей Игл» (разработчик и производитель – опять-таки «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс»), способный находиться в воздухе на высоте до 8840 метров не менее 30–36 часов и нести на внешней подвеске до четырех ПТУР AGM-114 «Хеллфайр», либо УР AIM-92 «Стингер», либо планирующие бомбы GBU-44/B «Вайпер Страйк».

В свою очередь ВВС США, а также ЦРУ и ряд других силовых структур Соединенных Штатов решили продолжить формирование своих парков разведывательно-ударных дронов на базе усовершенствованного БПЛА семейства «Предейтор», получившего обозначение MQ-9 «Рипер» («Предейтор В»). Первый полет опытный беспилотник выполнил 2 февраля 2001 года, в октябре ВВС США подписали контракт на поставку двух БПЛА нового типа и после проведения оценочных испытаний этих аппаратов разместили заказ уже на серийные машины. В сентябре 2007-го первые беспилотники «Рипер» направили в Ирак, в октябре того же года американские ВВС располагали девяткой таких БПЛА, в декабре 2010-го – 57 и планировали приобрести еще 272 аппарата.

От своего предшественника «Рипер» отличается большими размерами и массой, более сильным турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-10 (мощность 900 л. с.) с цифровой электронной системой управления DEEC, лучшими летными характеристиками (дальность полета увеличилась до 5926 км, практический потолок достиг 15 000 м). Возросла и масса полезной нагрузки – 360 килограммов внутри аппарата и 1400 килограммов на узлах внешней подвески.

Варианты вооружения дрона: 14 ПТУР «Хеллфайр» либо четыре ПТУР и две 230-килограммовые УАБ GBU-12 «Пэйвуэй II» с лазерной ГСН, возможна также подвеска УАБ GBU-38 калибром 230 килограммов или УР AIM-92 «Стингер». Продолжительность полета БПЛА – не менее 28–30 часов, а с двумя ПТБ и боевой нагрузкой 450 килограммов – до 42 часов.

Как уже говорилось выше, в сентябре 2007 года боевую группу «Риперов» перебросили в Ирак, а 28 октября было заявлено об уничтожении ею террористов, после чего эти дроны регулярно действуют в воздушном пространстве Афганистана, Пакистана и Ирака, Йемена и Сомали (применялись эти БПЛА и в Ливии). Беспилотники приняты на вооружение ВС Великобритании и Италии. Береговой охране США поставляются как БПЛА MQ-9 «Рипер», так и «оморяченный» вариант последнего, названный «Гардиан».

Американские ВМС сделали ставку на создание боевого беспилотника авианосного базирования Х-47В разработки корпорации «Нортроп Грумман». Он будет иметь два внутренних отсека для размещения авиационных средств поражения общей массой около 2000 килограммов (максимальная взлетная масса БПЛА – немногим более 20 000 кг). Первый полет прототипа дрона состоялся на базе «Эдвардс» 4 февраля 2011 года, посадка и взлет с авианосца запланированы на 2013-й. Причем недавно командование ВМС США отдало указание соответствующим подразделениям провести оценку целесообразности и возможности сокращения заказа на истребители F-35 в вариантах самолета с коротким взлетом и посадкой и машины авианосного базирования с последующим направлением высвободившихся средств на реализацию программы X-47B. Это можно расценивать как один из первых реальных шагов Пентагона в направлении постепенного оснащения отдельных видов американской военной авиации беспилотными аппаратами.

Исключительно ударные функции

Оценивая ход работ в области БПЛА, осуществляемых по заданию Министерств обороны США и ряда других стран, можно без труда сделать вывод: военные, оценив по достоинству накопленный опыт применения боевых беспилотников, пришли к мысли о необходимости расширения их возможностей и создания специализированных ударных роботизированных комплексов. В первую очередь это касается дронов, новейшим представителем которых является БПЛА, разработанный специалистами «Дженерал Атомикс» и получивший обозначение «Эвенджер» («Предейтор С»). Его прототип совершил первый полет 4 апреля 2009 года. По конструкции и боевой нагрузке этот аппарат существенно отличается от предшественников. Он вообще построен по иной идеологии, а именно применение БПЛА с единственной целью – уничтожение противника.

У «Эвенджера» стреловидное крыло размахом 20,11 метра. Длина БПЛА – около 13,4 метра. Беспилотник оснащается ТРД Pratt & Whitney PW545B тягой 17 кН. Практический потолок – 15 240 метров, продолжительность полета – не менее 18–20 часов (при установке в бомбоотсеке дополнительного бака – на два часа больше), крейсерская скорость полета – около 740 км/час, максимальная взлетная масса – 7167 килограммов, вес топлива – 4082 килограмма, максимальная полезная нагрузка – порядка 2948 килограммов, в том числе 1588 килограммов – внутри фюзеляжа. Аппарат создан с широким использованием технологий малозаметности (применено радиопоглощающее покрытие, снижен уровень «выхлопа» двигателя и пр.).

Дрон имеет внутренний отсек и шесть внешних узлов подвески. Вооружение беспилотника – ПТУР «Хеллфайр», УАБ GBU-24 «Пэйвуэй III», GBU-31 JDAM, GBU-32/ GBU-38 JDAM, GBU-12/49, GBU-16/48 и GBU-39. В состав БРЭО аппарата входят многорежимная РЛС с синтезированной апертурой луча, комплекс радио- и радиотехнической разведки, а также оптико-электронная прицельная система ALERT, разработанная для истребителя F-35.

Примечательно также, что на прототипе, который сегодня проходит испытания, есть посадочный гак. Это предполагает возможность использования БПЛА в составе палубной авиации ВМС. Впрочем, 3 мая 2010 года был анонсирован военно-морской вариант аппарата, названный «Си Эвенджер», со складывающимся крылом и убираемой платформой с оптико-электронной системой. В феврале 2011-го модель будущего беспилотника продули в аэродинамической трубе Центра авиационных и космических технологий Сан-Диего, оценивая поведение БПЛА на малых скоростях полета при взлете с авианосца и посадке на его палубу, а также в других режимах. Так что вполне вероятно, «Эвенджер» окажется на палубе американских «плавающих аэродромов» крыло к крылу с Х-47В.

Пока сетуют правозащитники…

Согласно подсчетам американской некоммерческой организации «Нью Американ Фаундейшн» американские воздушные «роботы-убийцы» начиная с 2004 и по 31 августа 2011 года только на территории Пакистана нанесли 269 штурмовых ударов, официально признанных Вашингтоном или подтвержденных другими авторитетными источниками. Число погибших при этом террористов или боевиков колеблется, по разным данным, от 1365 до 2126 (включая 35 лидеров или полевых командиров).

Лишь за восемь месяцев 2011 года беспилотники 56 раз атаковали цели на пакистанской территории, уничтожив от 303 до 417 экстремистов, в том числе руководителя «Аль-Каиды» в Пакистане и главного финансиста данной ячейки. Правда, заодно дроны лишили жизни десятки ни в чем не повинных мирных жителей. Если же сюда добавить результаты операций американских разведывательно-ударных БПЛА в Афганистане, Ираке, Йемене, Сомали и Ливии, а также включить жертвы израильских беспилотников, цифры окажутся более внушительными.

В заключение остается добавить, что еще 28 октября 2009 года специальный представитель ООН Филипп Олстон, известный в мировом сообществе профессор Юридической школы Нью-Йоркского университета, сопредседатель Центра по вопросам прав человека и международной юриспруденции этого учебного заведения, представил Генеральной Ассамблее организации доклад, в котором утверждал: практика применения БПЛА для физического устранения террористов должна рассматриваться как нарушение международного законодательства, а Соединенным Штатам следует представить соответствующие гарантии и выработать механизм контроля за подобными акциями.

Филиппа Олстона поддержали ряд экспертов. Они подчеркивают, что для определения характера использования Пентагоном и ЦРУ беспилотников больше подходит не словосочетание «способ ведения боевых действий», а термин «способ убийства». Однако пока юристы и правозащитники делают доклады и призывают военных опомниться, вооруженные беспилотники набирают все большую популярность во многих странах. К примеру, в сентябре сего года Анкара обратилась к Вашингтону с официальной просьбой разместить подразделение американских разведывательно-ударных БПЛА типа «Предейтор»/«Рипер» на турецкой территории, чтобы применить их против отрядов курдских сепаратистов.

В качестве «морковки» Турция предложила США задействовать эти же дроны для борьбы с боевиками в Ираке после того, как американские войска окончательно покинут эту страну. До сего дня Пентагон и ЦРУ передавали туркам лишь сведения фото-, видео- и радиотехнической разведки, которую ведут беспилотники. Вашингтон пока изучает запрос Анкары, вполне вероятно, что он будет решен положительно.

Источник: vpk-news.ru

Похожие новости:
В Израиле создали беспилотник размером с бабочку
Как пишет Flightglobal — компания Israel Aerospace Industries (IAI) занимается разработкой миниатюрного беспилотного летательного аппарата-»бабочки», аппарат весит всего несколько граммов и может находиться в воздухе 20 минут. Летает он, правда, пока не как бабочка, а как стрекоза — взмахивая четырьмя ..
2013-01-16 2836 0 Авиация
1
БПЛА получат руки
Беспилотники будущего получат ловкие «руки»-манипуляторы и смогут не только находить, но и поднимать и доставлять предметы. Беспилотные летательные аппараты уже бесспорно доказали свою эффективность для разведки и спасения, наблюдений и картографии, и даже для бомбардировок. Но их возможности взаимодействовать с поверхностью земли и предметами на ней до сих пор ограничивается взлетной ..
2012-08-20 2545 0 Авиация
0
В США запустили первый коммерческий беспилотник
Нефтегазовая компания ConocoPhillips провела первый запуск беспилотника в Чукотском море у северного побережья Аляски. Об этом пишет The Financial Times. Таким образом, беспилотный летательный аппарат был впервые запущен в коммерческих целях — ранее беспилотники использовались только ..
2013-09-25 2473 0 Авиация
0
Google опередила Facebook в покупке производителя беспилотников
Компания Google купила производителя беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Titan Aerospace, который, по слухам, намеревалась приобрести Facebook для развития проекта подключения удаленных регионов к интернету Internet.org, сообщает The Wall Street Journal. Titan Aerospace производит беспилотники, работающие ..
2014-04-16 2447 0 Авиация
0
Беспилотники Triton научатся уклоняться от столкновений
Командование авиационных систем ВМС США объявило о намерении оснастить перспективные морские беспилотные летательные аппараты MQ-4C Triton системами предупреждения столкновений в воздухе. Как сообщает Flightglobal, разработкой такой системы для беспилотника и ее установкой будет заниматься американская компания Northrop Grumman.Беспилотники ..
2018-01-21 12540 0 Авиация
0
Первые белорусские беспилотники поступят в МЧС в 2013 году
Поступление в МЧС Беларуси первых беспилотных летательных аппаратов с радиусом действия 300 км запланировано на 2013 год. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александр Шамко, передает корреспондент БЕЛТА. "Тема беспилотных летательных аппаратов находится сейчас ..
2012-03-14 2726 0 Авиация
-1
Египет купил лицензию на дюжину китайских беспилотников
Министерство обороны Египта приобрело у Китая лицензию на производство 12 беспилотных летательных аппаратов ASN-209, сообщает Strategy Page. Сумма сделки не уточняется. Производством таких аппаратов в Китае занимается предприятие ASN Technology. Египет намерен использовать китайское оборудование для разведки ..
2012-05-25 2522 1 Авиация
0
В Москве выбрали летающего робота
В Москве выбрали самого лучшего летающего робота. Беспилотники участвовали в первом российском чемпионате. Свыше пятисот моделей были представлены, но до финала добрались только менее двадцати.Источник: vesti.ru ..
2013-08-28 2066 0 Авиация
0
Спутник для беспилотных самолетов
Сегодня БЛА имеют характеристики, требуемые для практического применения – могут длительное время находиться в воздухе без дозаправки, надежны - незаметны, мобильны, быстро подготавливаются к полету, а главное – умны и имеют великолепное зрение.Отмечу – БЛА не реагируют на чужие ухаживания, и, как вы сами ..
2013-01-14 2625 0 Авиация
0
Бразильцы показали проект беспилотника Harpia
Бразильская авиакомпания Embraer продемонстрировала изображение перспективного средневысотного беспилотного летательного аппарата Harpia. Как сообщает Flightglobal, созданием беспилотника занимается совместное предприятие Harpia, созданное Embraer и израильской компанией Elbit Systems. По оценке компаний, новый аппарат может ..
2011-11-12 2911 0 Авиация
0
Российские беспилотники получат украинские двигатели
Украинская компания "Мотор Сич" займется поставками двигателей для перспективного российского беспилотного летательного аппарата. Об этом, как сообщает "АвиаПОРТ", заявил председатель правления украинской компании Вячеслав Богуслаев. По его словам, двигатели для беспилотников будут собираться в России. Для какого именно ..
2012-07-25 3459 0 Авиация
1
BAE Systems создает политический БПЛА 5-го поколения
Европа, включая Великобританию, не способна создать современный сверхзвуковой беспилотный самолет, способный успешно конкурировать с лучшими американскими и израильскими моделями.Европа – не способна, а BAE Systems это по силам.BAE Systems – это передовые технологии в части аэрокосмической сферы.BAE Systems - оборонная компания ..
2013-01-14 2817 1 Авиация
0
Перевозка грузов в Афганистане легла на беспилотники
Два транспортных беспилотных вертолета компании "Локхид Мартин" K-MAX выполняют полеты в Афганистане. Эксплуатация вертолетов ведется в рамках 6-месячной программы испытаний по обеспечению логистической поддержки подразделений корпуса морской пехоты США на афганском театре военных действий (ТВД). Программа начата ..
2011-12-27 2974 0 Авиация
0
В России успешно испытали прототип первого атмосферного спутника
Прототип первого российского атмосферного спутника на солнечных батареях «Сова» успешно прошел испытания, совершив двухсуточный беспосадочный полет. Об этом сообщает в понедельник, 1 августа, РИА Новости со ссылкой на замдиректора Фонда перспективных исследований Игоря Денисова.Экспериментальный полет продолжался 50 часов ..
2016-08-03 2204 0 Авиация
0
В США представили предварительные правила регистрации дронов
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) совместно с представителями компаний-производителей беспилотников сформулировали предложения о правилах регистрации дронов. Об этом " target="_blank">сообщает ZDnet.В разработке документа приняли ведущие участники рынка беспилотных аппаратов, включая 3D Robotics, Amazon, Google, DJI, ..
2015-11-24 7554 0 Авиация
0