Большие дирижабли, похоже, вернутся в небеса

В США испытывается новый гибридный дирижабль британской фирмы из Бедфорда. И, если всё сложится, дирижабли, ставшие экзотикой после серии катастроф 1930-х годов, могут оказаться на вооружении американских войск в Афганистане. А вот на родине разработчиков военные не проявляют к этим аппаратам особого интереса. Так состоится ли второе рождение воздушных гигантов?

Небольшая британская компания Hybrid Air Vehicles (HAV) разработала целую группу многоцелевых дирижаблей, и один из видов уже в ближайшее время может встать в строй армии США. Испытания проводятся американцами, причём под общим контролем Northrop Grumman.

Почему дирижабли «гибридные»? Аппараты такого рода имеют небольшие крылья, создающие подъёмную силу, которая компенсирует до 40% веса самого дирижабля. То есть, в отличие от «Цеппелинов», они не взлетают сами по себе. И это значит, что они лишены как некоторых минусов, так и плюсов традиционного дирижабля. Их проще удерживать на земле: при выключенных моторах они «не рвутся» в небо. Из-за меньшей весовой компенсации их не так сильно сносит боковым ветром. Гибридному дирижаблю нужно меньше балласта, и на него не столь существенно влияет выработка топлива. В то время как обычный дирижабль, похудев на 5–10% от своей массы, вынужден, чтобы вернуться на землю, выпускать дорогой газ из оболочки в атмосферу, гибрид просто отключает моторы, подъёмная сила от крыльев исчезает, и ЛА плавно спускается.

Есть у британцев и изюминка: как и в советском «Термоплане», эллиптической формы корпус сам является чем-то вроде крыла особо толстого профиля. Именно это и позволяет поднять компенсацию веса от подъёмной силы до 40%, вместо 20% у обычных гибридных машин. Недостатки вытекают из достоинств: неподвижно зависнуть «гибрид» не может (впрочем, и «Цеппелин» мог сделать это лишь в безветренную погоду); при выходе из строя всех четырёх моторов придётся приземляться. Стоит, впрочем, отметить, что даже на одном моторе он всё же сможет держаться в воздухе, чего нельзя сказать ни про один существующий четырёхмоторный ЛА. Как и все гибридные дирижабли, HAV нуждается в площадке для разбега — правда, относительно короткой и не требующей специальной подготовки. Это может быть поле, любая водная поверхность и так далее, как показано в видеосюжете.

Испытываемый американскими военными разведывательный HAV 304 при объёме оболочки в 38 000 м³ и потолке в 6 000 м может патрулировать в заданном районе 21 день на одной заправке. Его длина — 91 м, ширина — 34 м, высота — 26 м. Хотя его крейсерская скорость составляет 150 км/ч, «экономическая», на которой и предполагается заниматься разведкой, — всего 37 км/ч. В таком темпе дирижабль может без дозаправки добраться едва ли не до любой точки мира. Машина оснащена четырьмя 350-сильными дизельными (то есть неавиационными) 4-литровыми 8-цилиндровыми моторами, обеспечивающими низкий расход топлива на «экономической» скорости. Оригинальна система шасси: два надувных баллона вдоль боковых краёв дирижабля являются огромными поплавками, позволяющими садиться на воду. При этом двухоболочечный корпус служит чем-то вроде катамарана, что минимизирует риск опрокидывания. В полёте баллоны-поплавки втягиваются в корпус, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.

Вся едва ли не стометровая громадина управляется одним пилотом, и он — скорее опция, чем необходимость: дирижабль может прекрасно себя чувствовать под приглядом удалённого оператора, а то и вовсе бортового компьютера.

Как и у некоторых боевых дирижаблей Первой мировой, его полужёсткая конструкция разделена на множество отсеков, заполненных гелием. В случае прострела пулей или ракетой негорючая оболочка пострадает незначительно: современная ракета, рассчитанная на самолёт, не может вывести из строя такой большой объект. Даже массированный обстрел, который продырявит огромное количество герметичных внутренних отсеков, приведёт лишь к медленному снижению дирижабля. В море утонуть у него не получится: не дадут отсеки с гелием.

Стоимость такой машины предполагается на уровне 60 млн фунтов стерлингов.

У бедфордской компании есть множество других проектов, которые также привлекли американских военных: уже спроектированные грузовые типы дирижаблей могут нести до 150 бойцов с надувными лодками и лёгким пехотным оружием. Такие средства борьбы с пиратами значительно эффективнее обычных кораблей, которые или куда медленнее дирижабля, или, как катера на воздушной подушке, столь прожорливы, что не могут долго патрулировать. Да и четырёхбалльное волнение делает их применение почти нереальным, в то время как дирижабль даже при спуске на воду будет значительно более устойчив.

Согласно имеющейся информации, в 2010 году HAV получила от армии США контракт на £315 млн, предполагающий поставку трёх таких машин в Афганистан.

Хотя британские СМИ в один голос обсуждают перспективы воздушных гигантов на службе короны, пресс-секретарь Министерства обороны Великобритании заявил в интервью The Daily Telegraph следующее: «Министерство недавно получило информацию о возможном использовании для военно-транспортных целей дирижаблей, использовании вообще. И в частности — дирижаблей типа HAV. Однако у нас пока нет планов по их покупке». Обращает на себя внимание как нарочито неточное описание назначения испытываемого HAV 304, так и общий тон заявления. Напомним: именно британские военные прославились тем, что не применяли свои «максимы» в англо-бурской войне — из-за «невысокой военной значимости пулемётов». Что поделать, Британия — страна, где чтут традиции.

Источник: science.compulenta.ru

Похожие новости:
Новый Boeing перевозит полтерабайта данных за один рейс
Объем данных, генерируемых в течение одного полета нового лайнера Boeing 787, может превысить половину терабайта. Об этом, как сообщают "Открытые системы", рассказал изданию Computerworld директор по информационным технологиям авиакомпании Virgin Atlantic Дэвид Булман. В авиакомпании ..
2013-03-11 1432 0 Авиация
0
В будущем в самолетах будут панорамные окна
Ученые Великобритании хотят сделать новые окна в самолетах. Они занимаются разработкой экранов, которые заменят окошки на борту лайнеров. Новые большие экраны будут сделаны из органических светодиодов, благодаря этим экранам значительно уменьшится масса самолета, и будет уходить ..
2014-11-03 8005 0 Авиация
2
США планируют создать летающие авианосцы
Агентство перспективных исследований (DARPA) Минобороны США объявило о поиске технологий, которые бы позволили создать летающие авианосцы, то есть большие самолёты, способные нести на себе несколько беспилотников, сообщает Лента.ру со ссылкой на пресс-службу ведомства.В пресс-релизе отмечается, что «в качестве ..
2014-11-12 7546 0 Авиация
1
Компания Boeing показала свой первый Dreamliner
В субботу первый 787-9 Dreamliner вариант был показан в Everett, Вашингтонском заводе сборки самолётов. Первый 787-9 планируется поставить для авиакомпании Air New Zealand уже в следующем году. Двухмоторный, с двойным проходом 787 Dreamliner является средним авиалайнером Boeing, который направленн на средний рынок. ..
2013-08-31 1662 0 Авиация
0
В России начали разрабатывать пассажирские экранопланы
Ученые Дальневосточного федерального университета приступили к проектам строительства пассажирских экранопланов. Как сообщается в поступившем в редакцию «Ленты.ру» пресс-релизе, в научно-образовательном центре, созданном при вузе, начата разработка первого экспериментального образца. Предполагается, что использование экранопланов в условиях Дальнего Востока имеет большие ..
2014-03-07 2223 0 Авиация
1
В Boeing сделали самолет со складными крыльями
Пассажирские самолеты постоянно увеличиваются в размерах, что позволяет перевозить больше людей и экономить на перелете. Однако не все аэропорты способны принимать большие авиалайнеры. Компания Boeing нашла решение этой проблемы, предложив 777-9x со складываемыми крыльями. Новый самолет Boeing 777-9x ..
2015-09-14 2519 0 Авиация
-1
Первые белорусские беспилотники поступят в МЧС в 2013 году
Поступление в МЧС Беларуси первых беспилотных летательных аппаратов с радиусом действия 300 км запланировано на 2013 год. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александр Шамко, передает корреспондент БЕЛТА. "Тема беспилотных летательных аппаратов находится сейчас ..
2012-03-14 2103 0 Авиация
-1
Росавиация предупредила о сбоях GPS-навигации над Украиной
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) зафиксировало отказ навигационных бортовых систем GPS гражданского самолета во время полета над территорией Украины. Лайнер летел по маршруту Стамбул — Москва. После перелета госграницы, в районе Белгорода, работа GPS восстановилась, передает ..
2014-04-29 1438 0 Авиация
0
Очки для летчика
Способ борьбы с лазерным "хулиганством" предложили на обнинском предприятии "Технология" холдинга "РТ-Химкомпозит". Чтобы преступники бытовыми лазерными указками не ослепляли пилотов при взлете или посадке лайнеров, ученые создали специальные очки. Линзы - из прозрачного высококачественного силикатного стекла с защитным ..
2011-10-9 3123 0 Авиация
0
Минобороны приняло новый стандарт управления воздушным движением
Минобороны переходит на новую систему обеспечения безопасности полетов с использованием данных Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Военное ведомство приняло новый формат получения информации о полетах, проведя летные испытания бортового оборудования АЗН-В (автоматическое ..
2016-05-16 1584 0 Авиация
0
Emirates подстрелила Airbus и ее A350 на взлете
Boeing и Airbus – 2 авиакомпании, конкурирующие между собой, создающие современные пассажирские лайнеры и военную технику.Если оценивать соотношение между ними по критерию «умные технологии», то оно 75 к 25 – в пользу «умного» Boeing - и специалисты это хорошо знают.На Airbus европейцы когда-то ..
2014-06-15 2409 0 Авиация
0
Модернизация Ту-160 снова откладывается
Модернизация 16 стратегических ракетоносцев Ту-160, окончание которой, по планам штаба ВВС, ожидалось в 2017 году, может затянутся на несколько лет. Пока нет определенности даже с тем, что именно будет заменено в самолетах. Кроме того, производители моторов НК-32 для боевых ..
2013-11-12 1852 0 Авиация
0
Прилетит вдруг волшебник в голубом вагоне?
На Парижском авиасалоне в Ле-Бурже 17-19 июня 2013 года будет представлен концепт Clip-Air, призванный объединить самолёт с... поездом. Эта концепция могла родиться только в Европе. Хотя авиационный транспорт здесь довольно развит, на небольших расстояниях ..
2013-06-12 1816 0 Авиация
0
Тихая авиационная революция
Сто лет спустя после первой революции в воздушной разведке радикально новые технологии воздушной разведки выводят её на другой уровень. И этот уровень находится всего в нескольких сотнях метров от земли. А произошло все это в американской армии в течение последнего десятилетия. В настоящее время ..
2012-01-24 2748 0 Авиация
0
Летающие тарелки из США
В прошлый раз мы рассматривали проекты летательных аппаратов дискообразной формы, созданных в нацистской Германии. Ни один из них не дошел до более-менее доработанного состояния. Самой удачной конструкции - самолету AS-6 - удалось выйти на летные испытания и даже совершить попытку подняться в воздух. Тем не менее, ..
2012-07-18 2661 0 Авиация
0