Большие дирижабли, похоже, вернутся в небеса

В США испытывается новый гибридный дирижабль британской фирмы из Бедфорда. И, если всё сложится, дирижабли, ставшие экзотикой после серии катастроф 1930-х годов, могут оказаться на вооружении американских войск в Афганистане. А вот на родине разработчиков военные не проявляют к этим аппаратам особого интереса. Так состоится ли второе рождение воздушных гигантов?

Небольшая британская компания Hybrid Air Vehicles (HAV) разработала целую группу многоцелевых дирижаблей, и один из видов уже в ближайшее время может встать в строй армии США. Испытания проводятся американцами, причём под общим контролем Northrop Grumman.

Почему дирижабли «гибридные»? Аппараты такого рода имеют небольшие крылья, создающие подъёмную силу, которая компенсирует до 40% веса самого дирижабля. То есть, в отличие от «Цеппелинов», они не взлетают сами по себе. И это значит, что они лишены как некоторых минусов, так и плюсов традиционного дирижабля. Их проще удерживать на земле: при выключенных моторах они «не рвутся» в небо. Из-за меньшей весовой компенсации их не так сильно сносит боковым ветром. Гибридному дирижаблю нужно меньше балласта, и на него не столь существенно влияет выработка топлива. В то время как обычный дирижабль, похудев на 5–10% от своей массы, вынужден, чтобы вернуться на землю, выпускать дорогой газ из оболочки в атмосферу, гибрид просто отключает моторы, подъёмная сила от крыльев исчезает, и ЛА плавно спускается.

Есть у британцев и изюминка: как и в советском «Термоплане», эллиптической формы корпус сам является чем-то вроде крыла особо толстого профиля. Именно это и позволяет поднять компенсацию веса от подъёмной силы до 40%, вместо 20% у обычных гибридных машин. Недостатки вытекают из достоинств: неподвижно зависнуть «гибрид» не может (впрочем, и «Цеппелин» мог сделать это лишь в безветренную погоду); при выходе из строя всех четырёх моторов придётся приземляться. Стоит, впрочем, отметить, что даже на одном моторе он всё же сможет держаться в воздухе, чего нельзя сказать ни про один существующий четырёхмоторный ЛА. Как и все гибридные дирижабли, HAV нуждается в площадке для разбега — правда, относительно короткой и не требующей специальной подготовки. Это может быть поле, любая водная поверхность и так далее, как показано в видеосюжете.

Испытываемый американскими военными разведывательный HAV 304 при объёме оболочки в 38 000 м³ и потолке в 6 000 м может патрулировать в заданном районе 21 день на одной заправке. Его длина — 91 м, ширина — 34 м, высота — 26 м. Хотя его крейсерская скорость составляет 150 км/ч, «экономическая», на которой и предполагается заниматься разведкой, — всего 37 км/ч. В таком темпе дирижабль может без дозаправки добраться едва ли не до любой точки мира. Машина оснащена четырьмя 350-сильными дизельными (то есть неавиационными) 4-литровыми 8-цилиндровыми моторами, обеспечивающими низкий расход топлива на «экономической» скорости. Оригинальна система шасси: два надувных баллона вдоль боковых краёв дирижабля являются огромными поплавками, позволяющими садиться на воду. При этом двухоболочечный корпус служит чем-то вроде катамарана, что минимизирует риск опрокидывания. В полёте баллоны-поплавки втягиваются в корпус, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.

Вся едва ли не стометровая громадина управляется одним пилотом, и он — скорее опция, чем необходимость: дирижабль может прекрасно себя чувствовать под приглядом удалённого оператора, а то и вовсе бортового компьютера.

Как и у некоторых боевых дирижаблей Первой мировой, его полужёсткая конструкция разделена на множество отсеков, заполненных гелием. В случае прострела пулей или ракетой негорючая оболочка пострадает незначительно: современная ракета, рассчитанная на самолёт, не может вывести из строя такой большой объект. Даже массированный обстрел, который продырявит огромное количество герметичных внутренних отсеков, приведёт лишь к медленному снижению дирижабля. В море утонуть у него не получится: не дадут отсеки с гелием.

Стоимость такой машины предполагается на уровне 60 млн фунтов стерлингов.

У бедфордской компании есть множество других проектов, которые также привлекли американских военных: уже спроектированные грузовые типы дирижаблей могут нести до 150 бойцов с надувными лодками и лёгким пехотным оружием. Такие средства борьбы с пиратами значительно эффективнее обычных кораблей, которые или куда медленнее дирижабля, или, как катера на воздушной подушке, столь прожорливы, что не могут долго патрулировать. Да и четырёхбалльное волнение делает их применение почти нереальным, в то время как дирижабль даже при спуске на воду будет значительно более устойчив.

Согласно имеющейся информации, в 2010 году HAV получила от армии США контракт на £315 млн, предполагающий поставку трёх таких машин в Афганистан.

Хотя британские СМИ в один голос обсуждают перспективы воздушных гигантов на службе короны, пресс-секретарь Министерства обороны Великобритании заявил в интервью The Daily Telegraph следующее: «Министерство недавно получило информацию о возможном использовании для военно-транспортных целей дирижаблей, использовании вообще. И в частности — дирижаблей типа HAV. Однако у нас пока нет планов по их покупке». Обращает на себя внимание как нарочито неточное описание назначения испытываемого HAV 304, так и общий тон заявления. Напомним: именно британские военные прославились тем, что не применяли свои «максимы» в англо-бурской войне — из-за «невысокой военной значимости пулемётов». Что поделать, Британия — страна, где чтут традиции.

Источник: science.compulenta.ru

Похожие новости:
Amazon запатентовал воздушные склады
Компания Amazon запатентовала воздушные склады для доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Склады также могут служить гаванью для дронов, обеспечивая быструю доставку пользователю. Патент был выдан еще в мае, но только недавно на него обратила внимание специалист из исследовательской компании CB Insights. Текст документа ..
2016-12-30 6104 0 Авиация
0
Дирижабли в XXI веке: мечта или реальность?
У возрождаемых дирижаблей вполне конкретная ниша есть уже сейчас: они используются для развлечения, мониторинга, других локальных задач. Но их вполне возможно привлечь к доставке грузов, что актуально для обладающих сложными условиями регионов нашей страны. 26 апреля в интервью газете «Ил Тумэн» ..
2013-06-11 2013 0 Авиация
0
Новый Boeing перевозит полтерабайта данных за один рейс
Объем данных, генерируемых в течение одного полета нового лайнера Boeing 787, может превысить половину терабайта. Об этом, как сообщают "Открытые системы", рассказал изданию Computerworld директор по информационным технологиям авиакомпании Virgin Atlantic Дэвид Булман. В авиакомпании ..
2013-03-11 1500 0 Авиация
0
В будущем в самолетах будут панорамные окна
Ученые Великобритании хотят сделать новые окна в самолетах. Они занимаются разработкой экранов, которые заменят окошки на борту лайнеров. Новые большие экраны будут сделаны из органических светодиодов, благодаря этим экранам значительно уменьшится масса самолета, и будет уходить ..
2014-11-03 8096 0 Авиация
2
США планируют создать летающие авианосцы
Агентство перспективных исследований (DARPA) Минобороны США объявило о поиске технологий, которые бы позволили создать летающие авианосцы, то есть большие самолёты, способные нести на себе несколько беспилотников, сообщает Лента.ру со ссылкой на пресс-службу ведомства.В пресс-релизе отмечается, что «в качестве ..
2014-11-12 7618 0 Авиация
1
Компания Boeing показала свой первый Dreamliner
В субботу первый 787-9 Dreamliner вариант был показан в Everett, Вашингтонском заводе сборки самолётов. Первый 787-9 планируется поставить для авиакомпании Air New Zealand уже в следующем году. Двухмоторный, с двойным проходом 787 Dreamliner является средним авиалайнером Boeing, который направленн на средний рынок. ..
2013-08-31 1730 0 Авиация
0
В Англии добились самоустранения микроповреждений на поверхности самолета
Ученые из британского университета Бристоля разработали самовосстанавливающийся материал для крыльев самолетов. Об этом пишет The Independent. Команда профессора Дункана Васса (Duncan Wass) последние три года разрабатывала композитный материал на основе углеродного волокна. Исследователи в сотрудничестве с авиакосмическими инженерами задались ..
2015-06-08 1378 0 Авиация
0
В России начали разрабатывать пассажирские экранопланы
Ученые Дальневосточного федерального университета приступили к проектам строительства пассажирских экранопланов. Как сообщается в поступившем в редакцию «Ленты.ру» пресс-релизе, в научно-образовательном центре, созданном при вузе, начата разработка первого экспериментального образца. Предполагается, что использование экранопланов в условиях Дальнего Востока имеет большие ..
2014-03-07 2307 0 Авиация
1
В Boeing сделали самолет со складными крыльями
Пассажирские самолеты постоянно увеличиваются в размерах, что позволяет перевозить больше людей и экономить на перелете. Однако не все аэропорты способны принимать большие авиалайнеры. Компания Boeing нашла решение этой проблемы, предложив 777-9x со складываемыми крыльями. Новый самолет Boeing 777-9x ..
2015-09-14 2571 0 Авиация
-1
Первые белорусские беспилотники поступят в МЧС в 2013 году
Поступление в МЧС Беларуси первых беспилотных летательных аппаратов с радиусом действия 300 км запланировано на 2013 год. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александр Шамко, передает корреспондент БЕЛТА. "Тема беспилотных летательных аппаратов находится сейчас ..
2012-03-14 2196 0 Авиация
-1
Росавиация предупредила о сбоях GPS-навигации над Украиной
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) зафиксировало отказ навигационных бортовых систем GPS гражданского самолета во время полета над территорией Украины. Лайнер летел по маршруту Стамбул — Москва. После перелета госграницы, в районе Белгорода, работа GPS восстановилась, передает ..
2014-04-29 1504 0 Авиация
0
В Ульяновской области поля начали засеивать с самолёта
Подвела погода - поможет авиация. Ульяновские сельхозпроизводители, не успевшие засеять поля до начала дождей, решили задействовать для работ легкомоторный самолёт. Оказалось, что это не только быстро, но и эффективно. Погода, похоже, всерьез испытывает сельчан на прочность. Дожди льют, буквально не переставая, - уже пошел ..
2011-10-13 1911 0 Авиация
0
Ил-112В: американские санкции — подарок авиапрому РФ
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонный комплекс страны, сообщает, что в ближайшее время в России начнется серийное производство нового самолета Ил-112В в военно-транспортной и пассажирской версиях. Это стало возможным благодаря «украинским» санкциям, которые ввели против России ..
2014-03-26 6720 0 Авиация
0
Беспилотные машины Uber оказались несамостоятельными
Американской компании Uber Technologies, проводящей испытания беспилотных автомобилей на базе Volvo XC90 и Ford Fusion в Пенсильвании, Аризоне и Калифорнии, похоже, не удается отладить алгоритм автономного передвижения. Согласно внутреннему отчету компании, оказавшемуся в распоряжении портала Recode, ..
2017-03-18 6434 0 Авиация
0
Россия разрабатывает гиперзвуковой самолет
В США успешно испытали гиперзвуковой летательный аппарат — его скорость почти семь тысяч километров в час, что втрое быстрее любого современного истребителя. В планах американцев создать ракету, способную за считанные минуты добраться до цели на другом континенте. Все это явно сигнал ..
2012-08-16 11942 0 Авиация
1