Ту-104: история трагедии

Ту-104: история трагедии

Более полувека назад начались первые летные испытания первого реактивного пассажирского отечественного самолета Ту-104. Его создание стало важным этапом в развитии мировой авиации.

Успешное использование реактивных самолетов в военно-воздушных силах позволило решить проблему внедрения таких же машин в гражданской авиации. Первые самолеты подобного типа появились в 1949 году в Великобритании. После нескольких лет испытаний самолет поступил в серийное производство. Однако большое количество катастроф в 50-х годах заставило снять машину с эксплуатации. Конструкторам потребовалось четыре года, чтобы устранить все неполадки, после чего на авиалинии вернулся практически заново созданный самолет.

В то время как английская «Комета» находилась в процессе доработки, у Советского Союза появился отличный шанс стать первым в мире государством, обладающим реактивным пассажирским самолетом.

Разработки его были начаты в 1954 году. Основой пассажирского самолета послужил бомбардировщик Ту-16. Подобное решение было призвано сэкономить время на разработку конструкции. Первый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года. Таким образом, на разработку ушло совсем немного времени. Во время этого полета не обошлось без проблем: в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались.

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Н.Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому, по приказу Хрущева, Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Появившись в Лондоне, первый советский реактивный самолет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. На следующий день туда же прибыл еще один такой же самолет. Британцы заявили, что русские просто перекрашивают номера на своем единственном самолете. Подобные заявления очень не понравились главному конструктору А.Туполеву, поэтому он приказал пригнать в Лондон одновременно три самолета Ту-104. Это был поистине триумф Советского Союза, ведь ни одно в мире государство не имело пассажирских реактивных авиалайнеров.

Но, как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю. А еще через два месяца – точно такая же ситуация сложилась под Канашем. В тот роковой день самолет выполнял полет Пекин-Москва. Высота полета составляла 12 километров. Неожиданно самолет резко подбросило вверх, причем с такой силой, что такая огромная махина взлетела вверх на два километра!

Командир экипажа Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемьев пытались выровнять самолет, до упора принимая штурвал на себя. Но это не помогло. Потом самолет резко пошел вниз, не слушаясь управления. Таким образом, самолет вошел в крутое неуправляемое пике. На сверхзвуковой скорости, практически вертикально, самолет несся к земле.

По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут. Командир сразу же понял, что гибель неминуема, поэтому еще с 13-километровой высоты начал передавать на землю информацию о происходящем. Связь работала почти до самого момента столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте. Погибаем».

Переданная Кузнецовым информация имела большую ценность, поскольку все предыдущие происшествия так и остались неразгаданными. Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа. Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Кузнецовым сведения расставили точки над «І». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью. Пока не произошла трагедия…

Экипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха. Позже, в процессе воспроизведения полета, конструкторам удалось определить его параметры: ширина воздушного потока составила около 2 километров, длина – около 13, толщина – примерно 6 километров. При этом скорость его приближалась к 300 километрам в час.

Необходимо было срочно найти способ борьбы с таким опасным явлением природы. В результате предельная высота полета была снижена, проведена модернизация самой конструкции, разработаны новые приемы центровки машин, но все-таки полностью проблему так и не решили. Высокая аварийность оставалась на том же уровне, но что было причиной – то ли ошибки в проектировании, то ли неготовность пилотов – было трудно определить.

Неудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах не часто.

Возникла необходимость создания новых пассажирских самолетов. Туполев решил не отступать с намеченного пути. В результате была создана первая модификация Ту-104 – Ту-124, который также отличался высокой аварийностью. Поэтому был создан еще один вариант – Ту-134. Этот самолет был более удачным, поэтому с начала эксплуатации в 1967 году он до сих пор совершает рейсы на внутренних авиалиниях. И только в 1972 году появился первый реактивный лайнер Ту-154, который не был переделан из военной машины, а изначально проектировался как пассажирский. Это один их любимых самолетов отечественных опытных летчиков.

Последние лайнеры Ту-104 пропали с регулярных рейсов лишь в 1979 году, но еще некоторое время использовались для тренировок летчиков морских истребителей, в качестве штабного самолета, летающей лаборатории. Окончательно полеты Ту-104 прекратились только после того, как недалеко от Ленинграда разбился один из самолетов, в результате чего погибло 52 человека.

Подобный горький опыт заставил отечественных конструкторов продумать новые аэродинамические формы, которые смогли бы противостоять потокам воздуха.

Источник: topwar.ru

Комментарии пользователей:
Написал: Юлия,
2019-01-17 в 10:3
0
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 309-40-10 Юлия.
ответить ›


А Вы что думаете?

Вы можете оставлять комментарии анонимно, или войти на сайт через open ID и использовать любой из ваших существующих аккаунтов (Mail.ru, Вконтакте и т.д.).
Ваше имя:
Контрольное число:
Отправка..
Комментарий:
Похожие новости:
Кого винить в трагедии российского лайнера в Индонезии?
Как известно, 9 мая в Индонезии потерпел крушение самолет российского производства Сухой-Superjet-100. В результате катастрофы погибли 45 человек (по другим данным - 48), из которых восемь были гражданами России. Самолет выполнял демонстрационный полет и управлялся опытным пилотом Александром Яблонцевым. Именно управление ..
2012-05-13 1938 0 Авиация
0
Трагедии и победы испытателей в авиации
В мае исполнилось 70 лет первого полета отечественного реактивного самолета БИ-1. Испытания начались во время войны, в 1942 году.  Этот полет был осуществлен летчиком Г.Я. Бахчиванджи, через год погибшим на испытаниях, в честь которого позже был назван поселок в Щелковском районе Московской ..
2012-05-19 1638 0 Авиация
0
Причина крушения Superjet-100 - грубая ошибка пилота?
Пилот самолёта Superjet-100 мог нарушить правила полета.Причиной крушения Superjet-100 могла быть грубая ошибка пилотаРоссийский самолет Sukhoi Superjet-100, потерпевший катастрофу в Индонезии 9 мая, скорее всего разбился по вине пилота, нарушившего требования высоты полета в районе ..
2012-05-10 4259 1 Авиация
0
Наше авиастроение сознательно убили
В России закончено строительство самолетов марки Ту-154М. Последний из них передан Министерству обороны РФ самарским заводом «Авиакор» в декабре ушедшего года. Лайнер в VIP-комплектации в ближайшее время должен прибыть на подмосковный аэродром Чкаловский. Этот транспортный самолет с комфортным салоном ..
2013-01-9 2627 1 Авиация
0
Эксперты выясняют причины катастрофы Суперджет-100
По информации с метеоспутников, в момент крушения лайнера вся гора Салак, высотой более 2 тысяч метров, была полностью затянута дождевыми облаками. Высота облачного покрова, по данным синоптиков, превышала 11 километров. Сводки экспертов подтверждают - погода в районе горы Салак ..
2012-05-13 2457 0 Авиация
0
Каковы перспективы у отечественной авиации?
Страшная авиакатастрофа в Казани потрясла общество: опять потерпел крушение самолёт американского производства. Становится ясно, что необходимо ВОЗРОЖДАТЬ отечественный авиапром, а это дело ГОСУДАРСТВЕННОЙ важности. Нестерпимо больно осознавать, до какого кощунства доведена ситуация, что в гибели Боинга-737 винят погибший ..
2013-12-9 2402 0 Авиация
0
Почему падают самолёты: алармисты против статистики
«Последние несколько месяцев стали черными временами для многих авиаперевозчиков. Произошло 9 серьезных авиационных инцидентов и 4 ужасающие катастрофы, унесшие сотни жизней»... Это слова не современной российской новостной ленты. Это слова из документального фильма 1996 года корпорацииFox, сказанные устами ..
2011-10-10 2915 1 Авиация
0
Пропавший на Урале Ан-2 затерялся в гиблом месте
Пошел второй месяц поисков самолета в Свердловской области. На борту были 13 человек. Трагедия заставляет выдвигать разные, подчас «экзотические» версии. На все лады сейчас перебирают «аномальный перевал Дятлова» («кукурузник» исчез недалеко от него), сгубивший девятерых лыжников зимой ..
2012-07-22 1618 0 Авиация
0
Ан-70: российско-украинский долгострой
Председатели правительства Украины и России Николай Азаров и Дмитрий Медведев в рамках 10-го заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества между двумя странами достигли договоренности о том, что до 1 февраля 2014 года должны закончиться совместные летные испытания военно-транспортного ..
2013-11-10 1569 0 Авиация
0
Укрощение Кандагарского зверя
История с американским беспилотным летательным аппаратом RQ-170 Sentinel, также известным как «Зверь Кандагара», набирает обороты. Как ранее сообщалось, 4 декабря в 225 километрах от границы с Афганистаном, вблизи города Табас, иранским военным удалось захватить беспилотный разведчик. Позже ими были ..
2011-12-16 1574 0 Авиация
0
"Город будущего". Все инновации МАКС-2013
Чтобы покорить небо, людям пришлось совершить огромный технологический рывок, но в первую очередь – отказаться от стереотипов. Как только изобретатели прекратили делать громоздкие конструкции, копирующие тела птиц, а вместо этого стали изучать и применять законы аэродинамики, ..
2013-09-10 1649 0 Авиация
0
Мы единственные, кто самостоятельно строит самолет
О будущем «Суперджета» Фирма Сухого, традиционно известная своими боевыми самолетами, в 2000-е годы решила попробовать себя в секторе гражданской авиации. Так появился Sukhoi Superjet (SSJ-100). Эти самолеты уже эксплуатируются, однако проект будет развиваться и дальше. На вопросы «Ленты.ру» о перспективах ..
2015-11-11 1725 0 Авиация
0
СуперДжет-100 – надгробный памятник российскому авиапрому
Катастрофа нового авиалайнера «Сухой СуперДжет-100» (SSJ-100), которая произошла 9 мая примерно в 70 км от аэропорта столицы Индонезии Джакарты, вызвала много недоуменных вопросов о ее причинах. Но не прошло и двух дней после ужасной трагедии, в результате которой погибло 45 человек, не были еще найдены ..
2012-05-18 6610 4 Авиация
0
Самолетостроители предлагают фантастические технические решения
Эпоха авиационной классики - фюзеляж в виде трубы, крыло и двигатели, расположенные под крылом либо в хвостовой части, похоже, завершается. Будет еще одно поколение традиционных самолетов, не больше, утверждают эксперты. Но как далеко летит конструкторская мысль- Скажем, по оценкам многих аналитиков, ..
2014-11-26 8801 0 Авиация
-1
Реанимация Concorde: как поднять в небо списанный самолёт
Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Concorde вновь хотят поднять в воздух - после 12-летнего перерыва. Насколько реалистичны такие планы- Это попытался выяснить корреспондент BBC Future. 26 ноября 2003 г. закрылась одна из самых легендарных глав в истории авиации. В этот день ..
2015-10-08 1856 0 Авиация
-1