"Город будущего". Все инновации МАКС-2013

"Город будущего". Все инновации МАКС-2013

Чтобы покорить небо, людям пришлось совершить огромный технологический рывок, но в первую очередь – отказаться от стереотипов. Как только изобретатели прекратили делать громоздкие конструкции, копирующие тела птиц, а вместо этого стали изучать и применять законы аэродинамики, тогда и появились по-настоящему управляемые летательные аппараты.

Международный авиационно-космический салон МАКС в подмосковном городе Жуковский. Раз в два года сюда со всего мира приезжают инженеры и конструкторы, чтобы вновь разрушить сложившиеся за последние десятилетия стереотипы и даже посягнуть на те самые законы аэродинамики. Яркий пример – российский истребитель пятого поколения Т-50.

Необычные двигатели, композитные крылья и лопасти винтов, всевозможные гибриды и принципиально новые формы самолетов и космических аппаратов. Готовые к демонстрации прототипы есть далеко не у каждого, но МАКС дает шанс всем. Поэтому даже скромные макеты, больше похожие на детскую игрушку, могут вызвать серьезный интерес у экспертов и инвесторов.

"Данная аэродинамическая схема позволяет повысить топливную эффективность, повысить коэффициент подъемной силы на углах атаки,  -рассказывает Артур Арутюнов, аспирант МГТУ гражданской авиации. — Благодаря применению динамического наплыва в этой зоне создается зона разряжения, то есть зона обратных токов, что способствует дополнительному разряжению над крылом, тем самым увеличивая коэффициент подъемной силы".

Идея совмещения классической аэродинамической схемы со схемой "летающее крыло", принцип известного американского бомбардировщика B-2 Spirit, не нова. Но серьезного успеха в этом симбиозе так никто и не добился. Сегодня у этого московского аспиранта есть реальная возможность воплотить свой проект, как говорят, в железе. Модель успешно прошла первичные испытания. Следующий шаг – заинтересовать разработкой крупное конструкторское бюро. "Мы проводили аэродинамические исследования в программе Ansys cfx, продувки – это программа наиболее приближена к реальности, у нее очень хорошая математическая модель. Там мы получили коэффициенты и подъемной силы, и лобового сопротивления, и аэродинамическое качество самолета, что позволило нам сделать вывод, что данная концепция интегральной компоновки является перспективной", — пояснил Артур Арутюнов.

По расчетам автора новый самолет сможет совершать беспосадочный перелет на 15 тысяч километров, перевозя при этом 1125 пассажиров или 250 тонн груза. Такими способностями сейчас не обладает ни один летательный аппарат в мире. Ни Ан-70, ни Ан-124 "Руслан". Даже знаменитый Airbus А380 в одноклассовой конфигурации может принять на борт максимум 853 человека. Всем понятно, что такой проект необходим, но вкладывать в него колоссальные средства без обоснованных выкладок никто не будет.

На презентации публика притязательная – сплошь технические эксперты, и те, кому этот самолет в будущем придется эксплуатировать. Задача конструктора — доказать, что концепция нового самолета продумана до мелочей, от летных характеристик до безопасности пассажиров и экипажа.  

За несколько дней авиасалона перспективность этого проекта признали многие эксперты. Но даже если браться за его реализацию сегодня, в серии такой самолет для средних и дальних перелетов может появиться в России лет через десять. Никак не раньше. "Это не из-за научной рутины. Есть требования сертификации и так далее. Любое конструктивное решение требует фиксации в документах, затем согласования. Например, Sukhoi SuperJet 100. Основное время было затрачено не на конструктивное решение, а на юридическое оформление  и технических решений, и согласований на международном уровне. Изменений, которые должны быть безопасны, надежны . Это требует времени и денег, вот почему такая дорогая техника — и авиа-, и космическая", — пояснил Вячеслав Желтов, эксперт по оценке, консультант.

Еще одна серьезная проблема на пути продвижения новых проектов –  отсутствие деловых связей между разработчиками и так называемыми эксплуатантами. Именно по этой причине уже в седьмой раз на МАКСе у Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы есть свой собственный стенд.

"Дело в том, что в Москве работает около 100 предприятий, которые так или иначе связаны с авиационной или космической отраслью, и более 150 работающих на эти предприятия. Я имею виду предприятия, которые в какой-то кооперации. Поэтому, конечно, нам важно, чтобы московские компании были представлены на такой площадке, площадке мирового уровня, чтобы они могли показать свои достижения, чтобы они могли найти новых партнеров и в конечном итоге получить новые заказы. Соответственно, улучшится экономика города, появятся новые рабочие места", — подчеркнул  Алексей Комиссаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Мобильный комплекс дополненной реальности для управления воздушным судном – еще один перспективный проект, разработанный в стенах московского технического университета гражданской авиации совместно с компанией "Аэрофлот". Это действующая модель, она защищена патентами и уже готовится к серийному производству. Цель презентации на МАКСе — заинтересовать в продукте иностранные авиакомпании.

"Мы можем ответственно заявить, что, будь у пилота польского президента в 2010 году в кармане это решение, трагедии не произошло бы. Это действительно карманное решение – это прозрачные очки дополненной реальности и контроллер размером со смартфон. Надев эти очки, пилот продолжает видеть все то, что он видит и без очков, и еще пилот увидит маркеры, трассирующие траекторию полета", — рассказал Андрей Горбунов, советник ректората МГТУ гражданской авиации по инновациям.

На симуляторе представлена одна из наиболее опасных для пилотирования ситуаций. Самолет должен идти на посадку, но из-за тумана полосу не видно. Когда пилот надевает специальные стереоочки, перед ним прямо в воздухе появляется виртуальный тоннель., чтобы точно войти в торец посадочной.

"Идея туннеля в воздухе не нова. Что касается нашего решения, его изюминки, она заключается, во-первых, в его компактности и мобильности – это буквально карманное решение. Во-вторых, оно на порядок как минимум ниже аналогов и, в-третьих, мы обеспечиваем стереоскопическое представление этого тоннеля, что обеспечивает естественное представление о своем пространственном положении у пилота без дополнительной ментальной нагрузки на конвертацию какой-то символьной информации или какой-то другой навигационной информации, которая обычно представлена на дисплеях – вот это ощущение пространственного положения", — добавил Андрей Горбунов.

Разработчики уверяют: через год, после того как прибор пройдет окончательные летные испытания и сертификацию, такое виртуальное карманное решение будет по карману любой авиакомпании.

На одиннадцатом МАКСе среди разработчиков как никогда много молодежи. На одной площадке технические колледжи презентуют роботов для исследования космоса, рядом — небольшие станки собственного производства. Кстати, на выставке вообще много чего не связанного напрямую с ракетами и самолетами. Например, линейка разработок, действующая по принципу срехширокополосной радиолакации.  "По этому принципу были разработаны несколько приборов? один из которых – это медицинский радиолокатор, позволяющий дистанционно, на расстоянии определять пульс человека и частоту его дыхания. Он может быть очень сильно востребован в медицинских центрах, в которых лежат больные, доступ к телу которых несколько ограничен. Это, например, больные с большой поверхностью ожога тела. Также это грудные дети, у которых после рождения может возникать остановки дыхания, за которыми нужно круглые сутки следить", — рассказал Дмитрий Фетисов, инженер Научно-исследовательского центра Московского авиационного института.

Еще один медицинский прибор, основанный на том же принципе, предназначен для измерения пульсовой волны пациента – важнейшего показателя при определении состояния сердечно-сосудистой системы человека.  "Один из датчиков мы располагаем на шее или на яремной впадине пациента. Второй датчик мы располагаем на бедренной или подколенной артерии. Когда датчики размещены на теле человека, мы можем наблюдать на экране сигналы пульса, и программа автоматически высчитывает задержку между верхним и нижним датчиком. Это и является скоростью пульсовой волны", — пояснил Виктор Скуратов, инженер Научно-исследовательского центра Московского авиационного института.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения уже рекомендует врачам измерять скорость пульсовой волны при первичном осмотре пациента вместе с измерением температуры тела и давления.  "С ней работать может абсолютно любой человек без какой-либо подготовки. Датчики размещаются там, где происходит биение пульса , нащупать это может абсолютно любой. Все регистрируется и вычисляется – все очень легко и просто", — добавил Виктор Скуратов.

Если этот прибор вскоре может получить массовое распространение, то следующий прототип вряд ли появится в свободной продаже.  "В нашем центре разрабатываются приборы, позволяющие обнаружить людей за оптически непрозрачными преградами. Прислонив прибор к стенке, мы можем наблюдать, что в данный момент в помещении пусто. Теперь я попрошу зайти своего коллегу в помещение, и мы можем наблюдать на диаграмме, что появилась цель, движущаяся на расстоянии где-то примерно двух-трех метров", — говорит Дмитрий Фетисов, инженер Научно-исследовательского центра Московского авиационного института. 

Секрет работы радиолокатора — все в той же сверхширокополосной технологии. Прибор излучает особый, очень короткий импульс длительностью всего в несколько наносекунд. Дальше он принимает отраженный сигнал, обрабатывает его и получает необходимую информацию о движении объекта, его размерах и положении в пространстве. Кирпич, бетон, дерево – преград от такого сигнала практически нет. Разве что стальная арматура может дать небольшие помехи.  "При разработке мы консультировались с силовыми спецструктурами Российской Федерации, потому что они, в первую очередь, заинтересованы в приборах такого рода. При проведении спецопераций им необходимо разведывать помещения, в которых будет производится захват", — отметил Дмитрий Фетисов.

Какие из представленных на одиннадцатом МАКСе разработок в будущем будут выставляться в музеях авиации и космонавтики, а какие так и останутся всего лишь интересным проектом, сейчас никто не может предсказать. Риск, везение, поддержка государства – здесь все играет роль.

vesti.ru

Похожие новости:
Летающий костюм испытывают в Новой Зеландии
В Новой Зеландии проводят испытания «летательных костюмов», которые в будущем должны поступить в серийное производство. Недавно Управление гражданской авиации дало разрешение на беспилотные тестовые полёты одного из прототипов такого костюма. Занимается разработками компания Martin Aircraft, расположенная ..
2013-08-14 3604 0 Авиация
0
Международный авиасалон стартовал в Индии
В индийском городе Бангалор во вторник открылась международная авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2013». Она является одной из крупнейших в Азии. Шоу, которое продлится пять дней, призвано продемонстрировать не только оборонные возможности Индии, но и мировые достижения в области аэрокосмических технологий. В авиасалоне ..
2013-02-6 2484 0 Авиация
0
British Airways собирает досье на пассажиров
British Airways внедряет новую компьютерную систему, которая создает досье на каждого пассажира, включая его историю путешествий, запросы специального питания и подробную информацию о жалобах. Также, с помощью Google проведут поиск фотографий пассажиров, которые помогут сотрудникам ..
2012-07-9 2099 1 Авиация
0
В Европе разрешат пользоваться электроникой во время всего полета
Вслед за Федеральным агентством по гражданской авиации США (FAA), разрешившей пользоваться персональной электроникой на борту самолета во время взлета и посдаки, власти Евросоюза готовятся сделать аналогичный шаг. Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) пообещало в течение этого месяца ..
2013-11-15 2155 0 Авиация
0
Пассажирам самолётов вновь разрешат перевозить жидкости
Сегодня все вылетающие знают правила провоза жидкости в ручной клади. Однако урны на таможне продолжают пополняться бутылками и флаконами с "подозрительными" жидкостями, среди которых оказываются не только бутылки с недопитой водой, но подчас и дорогой алкоголь с духами. Британская компания Cobalt ..
2012-01-30 2345 0 Авиация
0
Airbus создает самолет будущего
Ежедневно большое множество людей во всем мире преодолевает огромные расстояния на самолетах. Год от года происходят значительные улучшения и усовершенствования в авиациях: гражданской и военной. Каким будет самолет будущего? Модель самолета 2030 года уже разработана компанией Airbus. Конструкторские особенности ..
2012-09-17 3865 0 Авиация
0
Добролету разрешили подняться в небо
Авиакомпания «Добролет», дочерний лоукостер крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот», получила сертификат эксплуатанта. Об этом заявил гендиректор компании Виталий Савельев, передает РИА Новости. По его словам, перевозчик начнет полеты в июне. Сейчас в парке авиакомпании находится два самолета Boeing 737-800. ..
2014-05-20 1961 0 Авиация
0
Airbus сделает конкурента "Лайнера мечты" из A330
Airbus частично изменит дизайн своего самолета A330, чтобы конкурировать с авиалайнером Boeing 787 Dreamliner ("Лайнер мечты"). Об этом Agence France-Presse сообщили в кулуарах международного авиасалона "Фарнборо".После модернизации самолет будут поставлять на международные маршруты. Его максимальная взлетная ..
2012-07-9 2842 0 Авиация
0
Немцы строят "самолет-эболит"
Авиакомпания "Люфтганза" разработала специальный авиалайнер для перевозки больных Эболой. Согласно планам, первые такие самолеты должны быть построены к середине ноября, сообщает газета Frankfurter Allgemeine. Строительство и оснащение каждого борта обойдется в сумму от 200 тысяч до миллиона долларов ..
2014-10-22 9120 0 Авиация
0
Airbus представила "умный" чемодан
Авиастроительная компания Airbus презентовала "умный" чемодан под названием Bag2Go, который позволит туристам в любое время узнать, где находится их багаж. В чемодан встроен чип RFID, а местоположение багажа определяется при помощи GPS. Все данные затем передаются на телефон с помощью приложения ..
2013-06-11 1886 0 Авиация
0
Власти США разрешили Лайнеру мечты один полет
Федеральная авиационная администрация США (FAA) разрешила авиакомпании Boeing провести разовый тестовый полет самолета B-787 Dreamliner («Лайнера мечты»). Об этом сообщает Business Insider со ссылкой на пресс-службу Boeing. Ранее в министерстве транспорта страны сомневались в том, что Boeing ..
2013-02-7 2282 0 Авиация
0
В будущем в самолетах будут панорамные окна
Ученые Великобритании хотят сделать новые окна в самолетах. Они занимаются разработкой экранов, которые заменят окошки на борту лайнеров. Новые большие экраны будут сделаны из органических светодиодов, благодаря этим экранам значительно уменьшится масса самолета, и будет уходить ..
2014-11-03 8648 0 Авиация
2
Airbus соберет беспилотник по проекту российского дизайнера
Европейский авиастроительный концерн Airbus объявил о намерении собрать прототипы беспилотных летательных аппаратов по проектам, победившим в конкурсе на разработку концептов дронов будущего. Победителем в главной призовой категории стал российский дизайнер из Омска Алексей Медведев. Как сообщает Aviation Week, этап ..
2016-07-15 2590 0 Авиация
0
"Антонов" начал испытания первого серийного Ан-158
Украинская компания "Антонов" запустила цикл летных испытаний первого серийного экземпляра 99-местного самолета Ан-158, говорится в сообщении предприятия. Самолет поднялся в воздух 20 марта и провел в полете 2 часа 20 минут. Программа испытаний предусматривает выполнение 10 полетов, в том числе 3 предъявительских ..
2013-03-22 2442 0 Авиация
0
Россия устроит бойкот "Фарнборо" из-за виз
Россия может бойкотировать участие в авиасалоне "Фарнборо" в 2014 году, поскольку столкнулась с проблемой получения британских виз для участников делегации. Об этом "Интерфаксу" сообщил высокопоставленный источник в авиастроительной отрасли. По данным агентства, визы не смогли получить руководители делегаций с предприятий, ..
2012-07-4 2131 1 Авиация
0