Американская корпорация Orbital Sciences отказалась от дальнейших закупок выпускаемых в Самаре на ОАО "Кузнецов" ракетных двигателей НК-33. Летать к Международной космической станции американцы планируют на ракете с другой двигательной установкой. Эту информацию Радио Свобода подтвердили и на самарском заводе.
Причиной прекращения сотрудничества стала произошедшая 29 октября этого года на космодроме в Виргинии авария ракеты-носителя Antares с грузовым кораблем Cygnus. Причиной аварии назван отказ турбонасосного агрегата в одном из ракетных двигателей самарского производства.
Самарская компания "Кузнецов" сотрудничала с американцами с осени 1995 года, когда концерн Aerojet впервые испытал НК-33 на своем стенде, после чего приобрел 47 двигателей НК-33 по цене 1 млн долларов за каждый. По контракту до 2020 года самарское предприятие должно было изготовить 50 двигателей НК-33.
Прекращение сотрудничества корпорации Orbital Sciences с самарским предприятием грозит ОАО "Кузнецов" банкротством.
– В 2003-2004 годах завод уже был на грани банкротства, – рассказал работник ОАО "Кузнецов" Виталий Викторович, просивший не называть его фамилию. – Тогда из-за многомиллионных долгов даже отключали котельную, снабжавшую теплом поселок Управленческий, в котором живут заводчане. Задержки зарплаты достигали 3 месяцев. Подписание контракта с американцами улучшило финансовую ситуацию на заводе. Точная сумма контракта неизвестна, но начиная с прошлого года на заводе начали без задержек выплачивать зарплаты и премии. Впервые за последние 20 лет стало престижным у нас работать. В кои-то веки приняли на работу молодежь: ведь сборщики, токари и слесари были в основном пенсионеры. Сейчас зарплата около 20 тысяч, с премией даже 25. Теперь, когда поставки двигателей для американцев прекращены, о модернизации завода можно забыть. Продолжим собирать двигатели на оборудовании шестидесятых годов. На заводе еще есть трофейные немецкие станки, на которых делали ракеты ФАУ, так что к старому оборудованию нам не привыкать.
Главный коммерческий конкурент амерканской корпорации Orbital Sciences – компания SpaceX в своих проектах использует двигатели американского производства. Основатель этой компании миллиардер Элон Маск не так давно язвительно отметил, что использование Orbital Sciences изготовленных более сорока лет назад советских ракетных двигателей выглядит смехотворным. Специалист по космической технике из исследовательской организации Global Securities Чарльз Виксчитает такого рода выпады со стороны конкурента Orbital Sciences неуместными:
– Меня не впечатляют такого рода заявления. Во-первых, потому что двигатели НК-33 в США подверглись тщательной модернизации, а во-вторых, компания самого Элона Маска не может похвастаться качеством двигателей ее ракет, – парирует он.
Orbital Sciences не единственный американский игрок на космической арене, который использует ракетные двигатели российского производства. Американская компания United Launch Alliance использует российские двигатели РД-180 в первой ступени ракет-носителей Atlas, которые выводят на орбиту научные и даже военные спутники.
Зависимость от России в этой области вызывает в США обеспокоенность. Эта обеспокоенность возросла ранее в этом году, после того как заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин пригрозил, что Россия может прекратить продажу ракетных двигателей в США в ответ на введенные по отношению к ней экономические санкции. В июле этого года в Сенате США прошли слушания по этому поводу. Выступавшие там эксперты выразили мнение, что если Россия действительно прекратит продажу в США двигателей РД-180, это может значительно задержать запуск критически важных американских спутников.
Чарльз Вик согласен с тем, что Соединенным Штатам необходимо избавиться от зависимости от российских ракетных двигателей. Однако он отмечает, что это может занять немало времени:
– Для такой страны, как США, которая считает себя мировым лидером, находиться от кого-то в зависимости в области освоения космоса просто глупо. Это ставит под угрозу безопасность нас самих и наших союзников. Но Конгресс допустил ошибку, урезав ассигнования на космические разработки, и сейчас нам за это приходится расплачиваться. Нам необходимо серьезно пересмотреть вопрос о том, какие области науки и техники нам надо финансировать. В финансировании космических разработок образовалась огромная дыра, и чтобы ее ликвидировать, понадобится проявить политическую волю. Я уверен, что это произойдет рано или поздно, но этот процесс будет длительным, – сказал эксперт по космической технике Чарльз Вик.