Найден новый способ изучения двойных звездных систем

Астрономы ищут планеты, вращающиеся вокруг далеких звезд, путем поиска затемненного участка звезды. Но что, если далекая звезда вдруг становится немного ярче- Астрономы из Университета Вашингтона наблюдали именно такой феномен.

В результате ученые пришли к выводу, что им удалось найти новый способ для изучения двойных звездных системах. Результаты исследования астрономов опубликованы в последнем номере журнала Science.

Двойная звездная система является термином, используемым для описания двух звезд, вращающихся вокруг друг друга в своего рода космическом вальсе. Новое исследование подтвердило существование феномена, получившего название “само-линзирование двойной системы” - это система, в которой свет от одной звезды увеличивается в свете  другой звезды.

Как и многие научные открытия, само-линзированная система, названная KOI- 3278, была случайно обнаружена исследовательской группой во время анализа данных, полученных с космического телескопа Кеплер, запущенного НАСА.

“Я нашел то, что по существу было похоже на перевернутую планету”, – говорит автор исследования Этан Крузе, аспирант в Университете Вашингтона.

Обнаруженная звездная система находится на расстоянии около 2600 световых лет от Земли, а две звезды, входящие в систему, вращаются друг вокруг друга каждые 88,2 дней. Звезды находятся на расстоянии около 70 миллионов километров друг от друга, что равно приблизительно расстоянию Меркурия до нашего Солнца. Одна звезда является белым карликом, который находится на  последнем этапе жизни, по размерам приблизительно схож с нашей Землей, но при этом в 200 тысяч раз тяжелее нашей планеты. Другая звезда по размерам напоминает наше Солнце.

Исследователи наблюдали усиление свечения белого карлика, за счет света, исходящего от его более далекого соседа через гравитационное линзирование, напоминающее оптический эффект, производимый увеличительным стеклом.

“Основная идея довольно проста. Гравитация искажает пространство и время и, когда свет распространяется в направлении нашей системы, он на самом деле получается согнутым. Таким образом, любые гравитационные объекты действуют как увеличительное стекло. Эффект линзирования оказывается настолько сильным, что мы можем использовать его, чтобы измерить массу белого карлика. Чем больше расстояние до исследуемой системы, тем больше эффект”, – пояснил автор исследования Эрик Агол, адъюнкт-профессор астрономии в Университете Вашингтона.

Галактика Центавра А оказалась значительно большей