Премьер Владимир Путин в одной из своих недавних статей определил авиационную промышленность в качестве одной из приоритетных отраслей.
Премьер Владимир Путин в одной из своих недавних статей определил авиационную промышленность в качестве одной из приоритетных отраслей, необходимых для возвращения России технологического лидерства. И это абсолютно правильно. Более того, именно авиация в целом может и должна стать главным делом того, кто победит на грядущих президентских выборах.
Другое дело, как именно через авиапром возвращать технологическое лидерство, и, конечно же, почему в последние годы авиапром не только не стал таким приоритетом в российской экономике, но и был практически убит.
Сегодня ситуация в российской авиации и авиапроме критическая. Резко снизилась свобода перемещений российских граждан – примерно в два раза, а если брать регионы и малые города, то и в 5-10 раз. На этом фоне издевательскими являются рассуждения о том, что в СССР было мало свободы передвижения.
Практически убит авиапром. Создание Объединенной авиастроительной корпорации стало мероприятием, вырванным из контекста, и на практике привело к появлению еще одной паразитической структуры, возведенной на руинах умирающего авиапрома. Самолет «Сухой Суперджет», который должен был символизировать собой новую авиацию, стал чрезвычайно затратным и провальным проектом, забрав ресурсы у ведущих конструкторских бюро и базовых заводов.
Минтранс «растворил» авиацию в абстрактных транспортных услугах, перестал регулировать авиационную деятельность. Надзорные функции добровольно переданы государством межгосударственной организации – МАК.
По сути, на сегодня потеряно управление всей сферой. И без создания министерства авиации уже не обойтись. Необходимо в целом восстановить статус и смысл авиации. «Движение развития» в течение прошлого года в рамках программы «Проектное государство» прорабатывало данную проблему и вчера представило инициативный проект Авиационной доктрины России (прочитать и скачать можно здесь). Доктрина разработана в целях сохранения авиационного суверенитета России и создания новой российской авиации и авиастроения. Доктрина базируется в т. ч. на осознании того, что свобода перемещений – это основа общественного и регионального развития страны
Смыслом интенсивного развития суверенной авиационной деятельности в России является обеспечение оптимальной связности страны и свободы перемещений российских граждан внутри страны.
Для этого необходимо кардинально увеличить интенсивность и доступность сплошных авиаперевозок – в шесть раз к 2030 году, чтобы от 58 млн перевозимых сегодня в год пассажиров дойти до 100 млн в 2020 году и до 300 млн в 2030 году, причем 200 млн – внутри страны. Мы должны сегодня поднять аэрофикацию страны на новую высоту. Для сравнения: в США, при населении всего в два раза больше, в настоящий момент ежегодно перевозится 700 млн человек, а в 2020 году планируется перевозить уже 1 млрд пассажиров (к чему добавится также увеличение воздушных грузоперевозок).
Это станет мощным механизмом переосвоения страны и ухода от нынешней гиперцентрализации вокруг Москвы и 12 мегаполисов-миллионников в пользу районов и малых городов по всей российской территории.
Прямому восстановлению разрушенная в 1990-е гг. прежняя авиационная деятельность не подлежит. По необходимости и для решения новых социально-политических задач следует приступить к созданию новой авиации, включая принципиально новый российский авиапром.
У новой русской авиации будут три ключевые составляющие:
1. 3D-автомобилизация страны, т. е. взрывной рост авиации общего и частного назначения как на основе традиционной «малой» авиации (рост к 2025 году до 100 000 частных самолетов вместимостью до пяти мест, восстановление производства самолетов для местных линий), так и на основе тотального внедрения в быт 3D-автомобилей («летомобилей»), совмещающих в себе самолет и вертолет и доступных по цене джипа (порядка $100 000);
2. Внедрение русского глобального стандарта управления воздушным движением. Организация через единое телекоммуникационное информационное пространство на базе отечественной спутникосферы (сплошной спутниковой группировки) лидирующих международных стандартов воздушного движения и коммуникационной интеграции управленческих полей. Использование подобных стандартов не только для безопасного и комфортного передвижения всех типов воздушного транспорта, удобной и увлекательной жизни в скорости и преодоления пространственных ограничений, но и для базового обеспечения воздушно-космической обороны (ВКО) и обороноспособности страны в целом, перехода к отечественным авионике и навигационным системам;
3. Стратосферная и сверхзвуковая гражданская и специальная авиация, позволяющая решать как задачи кардинального сокращения российских пространств и прежде всего «укорочение» страны на Восток через введение летательных аппаратов, позволяющих за 2-3 часа добираться из Москвы в Хабаровск по принципу «на Дальний Восток из Москвы быстрее, чем в Сочи!», так и ряд задач космической деятельности и воздушно-космической обороны.
Надеюсь, обсуждение Доктрины и ее критика позволят несколько приподнять деморализованную отрасль, консолидировать здоровые силы и выйти на новую российскую авиацию.
Источник: km.ru