Российский нейтронный прибор поможет обнаружить воду на Марсе

Разработанное в России устройство - один из десятка инструментов, которыми будет оборудован американский марсоход Curiosity. Оно предназначено для поиска воды и насыщенных ею минералов с помощью высокоэнергетичных нейтронов. Curiosity с закреплённым на его борту нейтронным детектором (фото NASA / JPL-Caltech).

Прибор под названием «Динамическое альбедо нейтронов» (ДАН) был создан в Лаборатории космической гамма спектроскопии Института космических исследований (ИКИ). Ведущий конструктор Игорь Митрофанов пояснил, что ДАН - это средство первичной разведки: если он обнаружит что-либо интересное в конкретной точке, другие приборы помогут прояснить ситуацию. Устройство состоит из двух модулей общим весом около 5 кг - нейтронного генератора и блока детекторов и вспомогательной электроники. Генератор бомбардирует марсианскую почву на глубину до 0,5-1 м импульсами по 10 млн нейтронов каждый. Всего он способен произвести 10 млн импульсов. Если нейтроны «натыкаются» на атомы водорода, они «отскакивают» с уменьшенной энергией, что и выявляется детекторами. Избыток водорода свидетельствует об имеющейся воде либо её производных. Вода же, в свою очередь, является одним из необходимых условий для зарождения жизни. На Земле схожую технологию используют для поиска новых залежей углеводородов. Ранее г-н Митрофанов руководил разработкой нейтронного детектора (ХЕНД), который был установлен на борту марсианского зонда Mars Odyssey. Межпланетная станция, запущенная НАСА в 2001 году, собрала с помощью ХЕНД данные об излучаемых Марсом нейтронах. На основе этой информации, дополненной показаниями других приборов, был сделан вывод о наличии подземного водного льда на высоких широтах. В 2008 году это подтвердил американский посадочный модуль Phoenix Mars Lander. Модули ДАН будут закреплены по бокам ровера Curiosity около задних колёс. Аппарат должен отправиться к Красной планете между 25 ноября и 18 декабря и высадиться на неё в будущем августе. Помимо воды, он сосредоточится на поиске органических молекул и выявлении ихструктуры.Блок детекторов и электроники ДАН (здесь и ниже фото ИКИ).

Блок детекторов и электроники ДАН Smbd

Генератор нейтронов.

Источник: science.compulenta.ru

Марс спасет Землю от глобального потепления
Ученым удалось выяснить, как Марс потерял свою богатую на диоксид углерода атмосферу, и превратился в холодную и засушливую планету.Они считают, что это открытие поможет спасти Землю от глобального потепления. Ученые выяснили, что на Марсе проходил процесс, называемый «карбонизацией». Сейчас он удаляет ..
2013-10-28 1767 0 Космос
Илон Маск поможет Израилю опередить РФ в запуске лунного модуля
Глава компании SpaceX Илон Маск поможет коллаборации SpaceIL из Израиля опередить Россию в запуске лунного модуля. Это стало возможным в результате подписания сторонами договора о запуске в 2017 году на ракете-носителе Falcon 9 спускаемого аппарата на спутник Земли, сообщает ..
2015-10-08 1738 0 Космос
Разработка НАСА поможет астрономам или военным?
Ученые разработали новое устройство под названием WASP (Wallops Arc Second Pointer), которое предлагает астрономам улучшенную платформу для наблюдений в космосе. Высотные научные воздушные шары, которые несут телескопы далеко в стратосферу, чтобы помочь астрономам изучать Землю, Солнце ..