Российский робот, марсианская луна

В смелом стремлении возродить свою давно заглохшую программу планетарных исследований Россия планирует запустить на этой неделе новый, созданный с использованием новейших технологий космический корабль для сбора образцов почвы на естественном спутнике Марса и доставки их на Землю для анализа. Возвращается славное прошлое начала семидесятых, когда Советский Союз, проиграв соревнование по отправке человека на Луну, доставил образцы лунного грунта на Землю с использованием автоматического устройства. Он же стал первой страной, отправившей автоматические зонды на Венеру и на Марс.

После развала Советского Союза подобным пионерским авантюрам пришел конец – экономика страны пришла в упадок, космическое агентство лишилось финансирования. Однако ныне Россия готова отправить космический летательный аппарат на семнадцатимильный скалистый Фобос, одну из двух марсианских «лун». Аппарат проведет там исследования, возьмет материал с поверхности спутника, поместит их в контейнер и доставит обратно на Землю в небольшой капсуле; вся операция займет немногим меньше трех лет. По дороге он доставит на орбиту Марса искусственный спутник китайского производства, который будет производить исследование его поверхности, атмосферы, магнитных полей и других процессов.

Основной целью программы является максимально полное изучение состава Фобоса; это поможет понять его происхождение, эволюцию и связи с Марсом и с начальными этапами существования солнечной системы. Если зонд обнаружит содержащие следы воды в скальных породах или даже лед непосредственно под поверхностной корой, это может сделать Фобос потенциальной будущей базой для астронавтов. Сила гравитации на Фобосе настолько мала, что астронавтам будет сравнительно легко приземляться и стартовать с его поверхности.

Этот проект стал долгожданным признаком того, что Россия и Китай, прежде занятые в большей степени околоземными полетами, ныне заинтересовались межпланетными экспедициями. Американская космическая программа по изучению Марса с помощью спутников и автоматических планетоходов в конце этого месяца тоже предусматривает запуск аппарата для исследования поверхности планеты с целью обнаружения на поверхности планеты признаков содержания воды в скалистых породах и других факторов, благоприятных для жизни. Выполнению этой программы поможет оборудование, предоставленное Россией, обладающее улучшенной способностью выявлять следы воды под поверхностью. Это такая область деятельности, где чем больше участников, тем лучше.

Источник: inosmi.ru