Эксперт "РГ" Владимир Уваров, генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу, считает, что все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска.
"В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно, - замечает Владимир Уваров. - Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана... Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один".
"Расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Кстати, четвертую составляющую сегодня вообще перестали рассматривать", - говорит эксперт "РГ".
На вопрос корреспондента "РГ", почему специалистам до сих пор не удается передать на борт аппарата "Фобос-Грунт" программные команды, чтобы "перезапустить" его, генерал-майор запаса прокомментировал так: "Команды проходят по "цепям" от программирующего устройства до программника на борту. А эти цепи идут через десятки контактов. Могут быть десятки причин, по которым команда не прошла или была искажена".
По мнению эксперта, самое главное сегодня - понять, почему не включились маршевые двигатели станции "Фобос-Грунт". "В первую очередь, озвучиваются версии, которые легко исправить, - замечает Владимир Уваров. - Ну, программу изменили, и системы ориентации плавненько одна в другую перешли. Здесь, судя по всему, дело обстоит серьезнее".
Эксперт привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. Представляете? И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".
Были и другие случаи в истории отечественной космонавтики. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем, и в определенные дни. А именно - после зарплаты. "Оказалось, токарь прилично пил, - рассказывает Уваров. - И вы уже догадались, что дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Вот даже такие всплывали вещи".
"Совершенно очевидно, что нужно вернуть на космические предприятия систему контроля. Пусть не военпредовскую, но подчиненную Роскосмосу, которая будет контролировать все заводские ОТК", - резюмирует эксперт.
Источник: topwar.ru
2011-11-15 в 17:43
ответить ›
2012-08-07 в 20:31
ответить ›