Глава центра имени Хруничева Андрей Калиновский признался в интервью российскому государственному телеканалу "Россия-24", что его компании не хватает средств на выпуск рает-носителей.
"Предприятие оказалось в сложнейшей экономической ситуации, накоплены огромные убытки. Сегодня не хватает даже оборотных средств, чтобы вести производственную деятельность, производить основной наш продукт - ракеты-носители "Протон", - сказал Калиновский.
По его словам, ракетостроительная корпорация нуждается не просто в средствах производство ракет, но в глубоком реформировании.
По его словам, вопрос реформирования - вопрос, сохранит ли Россия свои позиции на рынке коммерческих пусков.
Андрей Калиновский был назначен главой компании 7 августа. Он сменил на посту руководителя Александра Селиверстова, который руководил предприятием с октября 2012 года. Калиновский ранее возглавлял "Гражданские самолеты Сухого".
Основной продукцией ГКНПЦ им. М.В.Хруничева являются ракеты-носители "Протон" и разгонные блоки к ним.
За последние годы произошел ряд аварий, в результате которых ракеты и полезная нагрузка были уничтожены. При этом в российском правительстве критиковали работу Центра Хруничева, который производил ракеты.
Реформа необходима
"Вопрос реформирования, это не вопрос... Там, пришла новая команда и говорит: "а давайте мы сейчас позанимаемся реформированием". Это вопрос сохраним ли мы 20% коммерческих пусков, 20% рынка, который сейчас имеет Россия", - сказал Андрей Калиновский.
Проблемы предприятия он называет системными, и решать их он предлагает кардинально - с перестройки системы управления, которая, по его словам, сейчас представляет собой пирамиду, вертикаль.
Другая серьезная проблема - отсутствие кадров. "В течение семи-восьми лет в космической отрасли готовится высококлассный специалист [...], и вся машина, весь механизм у нас на этом работал. В определенный момент произошел сбой в системе. Приток высококлассных специалистов или просто специалистов резко сократился, и начали образовываться вакуумные дыры, где отсутствуют высококлассные специалисты", - сказал он.
Еще одной проблемой производства ракет Калиновский назвал неизбежное влияние "человеческого фактора", которое заложено на технологическом уровне.
"Если взять общее количество операций, которые совершаются при производстве ракеты-носителя, то мы фактически контролируем, и это можно подтвердить приборами, только 0,0007% операций. Все остальное - человеческий фактор", - сказал глава Центра.
Главная задача, сказал Калиновский - перейти на новые технологии проектирования, производства и контроля.
Череда аварий "Протонов"
С 2010 года произошло шесть аварийных пусков ракет "Протон-М". При этом успешных пусков было более 40.
Последняя авария произошла 16 мая 2014 года. На этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация, и спутник "Экспресс-АМ4R" не был выведен на орбиту.
После одной из аварий в 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с резкой критикой ракетостроителей.
"Я не знаю, какова причина гибели спутников – будь то разгонный блок, механические повреждения, элементарное разгильдяйство, или все вместе, умноженное на традиционное разгильдяйство, но терпеть это дальше невозможно, - говорил Медведев на заседании правительства. - Мы теряем авторитет и миллиарды рублей".
По оценкам российской Ассоциации авиакосмических страховщиков, в результате аварий во время космических запусков российское государство потеряло с 2010 года уже более 20 млрд рублей.
В июле 2013 года сразу после старта взорвался "Протон-М" с тремя спутниками системы ГЛОНАСС. Комиссия, расследовавшая эту аварию, установила, что она произошла из-за неправильно установленных датчиков угловых скоростей.
После этой аварии глава Роскосмоса Владимир Поповкин был отправлен в отставку. Его сменил на этом посту Олег Остапенко. Отставку предшественника Поповкина Анатолия Перминова эксперты также связывали с аварией ракеты "Протон-М" с аппаратами ГЛОНАСС 5 декабря 2010 года.
Связана ли отставка предшественника Андрея Калиновского Александра Селиверстова с майской аварией "Протона", неизвестно.
Предшественник Селиверстова Владимир Нестеров написал заявление об уходе с должности после аварии в 2012 году, и тогда эксперты связывали это с неудачным пуском "Протона".