Текущая Госпрограмма перевооружения (ГПВ-2020) имеет достаточно «глубокие» и не совсем приятные корни. Грандиозные планы по переоснащению вооруженных сил имеют в своей основе не только желание страны обновить и осовременить материальную часть армии.
Экономические и политические проблемы, возникшие незадолго до распада Советского Союза, в той или иной мере чувствуются до сих пор. Одним из их последствий как раз и является устаревание вооружений и техники. На протяжении последних десятилетий одним из главнейших направлений развития вооруженных сил является авиация. Практика наглядно показала, что в определенных условиях именно этот род войск может в одиночку решать немалый круг боевых задач. Однако финансовые катаклизмы привели к тому, что в настоящее время ВВС России в техническом отношении представляют собой нечто, объединяющее в себе самые новые модели техники и то, что было сделано еще в восьмидесятых годах. Необходимость кардинального обновления очевидна.
Глядя на заявления военного и политического руководства о планируемых и осуществляемых закупках новой авиационной техники, волей-неволей приходишь к выводу о наверстывании упущенного. Стоит привести цифры о развитии и обновлении отечественных ВВС за последние 10-12 лет. До начала реформы вооруженных сил в 2008 году статистика закупок и ремонтов была, мягко говоря, неудовлетворительной. Наименьшие цифры фигурировали в отношении бомбардировочной авиации. В период с 2000 по 2008 год ВВС России получили один (!) стратегический ракетоносец Ту-160 и три фронтовых бомбардировщика Су-34. Стоит отметить, явно недостаточное количество построенных «стратегов» было компенсировано дипломатическими методами. В начале двухтысячных годов Россия все-таки сумела получить от Украины семь самолетов Ту-160 и три Ту-95МС, ставших платой за долги. Немного более удачливыми оказались вертолеты: около десяти новых Ми-28Н, два Ка-50 и порядка пятнадцати многоцелевых машин семейства Ми-8. В целом, закупки новой техники в рассматриваемый период остались на том же уровне, что и в девяностых годах. Однако значительно увеличилось количество отремонтированных и модернизированных машин. За указанные восемь лет необходимые процедуры прошло более 110 самолетов и вертолетов. И все же такие объемы тоже нельзя назвать достаточными.
Кроме неудовлетворительных объемов закупки самолетов и вертолетов в первые лет двадцать с распада Советского Союза оформилось и закрепилось несколько неприятных тенденций, прямо влияющих на эффективность боевой работы военных летчиков. Сложная экономическая ситуация не позволила довести до ума ряд проектов управляемого вооружения. Из-за этого в настоящее время наблюдается отставание от зарубежных стран в области ракет «воздух-воздух» с активной радиолокационной головкой самонаведения, оперативно-тактических крылатых ракет, управляемых бомб со спутниковой навигацией, системами РЭБ и т.д. Эта проблема, в первую очередь, была обусловлена недостатком финансирования: выбирая между новым вооружением и его носителями, командование делало выбор в пользу последних. Очевидно, что новые самолеты могут использовать и старое вооружение, а «совместимость» новых боеприпасов со старыми носителями вызывает определенные сомнения.
В период с 2008 по 2012 год темпы оснащения военно-воздушных сил новой техникой ощутимо выросли, хотя все же еще не могут сравниться с объемами поставок времен Советского Союза. В ближайшие восемь лет, до 2020 года, перевооружение ВВС продолжится, причем в течение ближайших лет оно наберет основные темпы. В следующие восемь лет на нужды военной авиации будет выделено около четырех триллионов рублей. Вполне очевидно, что на эти деньги можно приобрести огромное количество самолетов и вертолетов, а также создать и закупить новое вооружение. Однако даже колоссальные суммы требуют грамотного обращения, дабы ассигнования были потрачены с умом. Сложившиеся нужды и требования времени заставляют одновременно строить планы на переоснащение подразделений с различной тактической ролью, что само по себе не просто.
Наибольшее внимание, согласно нынешним планам, будет уделено фронтовой авиации. До пресловутого 2020 года планируется довести и запустить в серию истребитель Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА. Сначала будет изготовлено более десятка предсерийных машин, а в ходе серийного производства до конца Госпрограммы в 2020 году ВВС должны получить не менее полусотни таких истребителей. После 2020 года поставки продолжатся. Другой крупный заказ связан с самолетом предыдущего поколения. Су-35С, относящийся к поколению 4++, уже поставляется в военно-воздушные силы. Нынешний заказ подразумевает строительство 48 таких истребителей. В дальнейшем возможно подписание нового контракта на, как минимум, полсотни самолетов. Дальнейшая судьба Су-35С в основном связана с ходом проекта Т-50. Дело в том, что Су-35С рассматривается в качестве своеобразной временной меры в ожидании полноценного перехода на Т-50. Таким образом, закупка большого количества самолетов поколения 4++ может быть просто нецелесообразна. Список покупаемых истребителей замыкают Су-30СМ и Су-27СМ3. Их общее количество немного превысит четыре десятка, но дальнейшего увеличения заказа, скорее всего, ждать не стоит. Наиболее массовым новым типом должен стать фронтовой бомбардировщик Су-34. Его тактическая ниша не предусматривает большого количества проектов с разными характеристиками, поэтому в течение следующих лет он станет основным, а затем и единственным фронтовым бомбардировщиком российских ВВС. Уже сейчас заказано 129 машин и возможны новые контракты. К настоящему времени войскам передано полтора десятка подобных бомбардировщиков. Также стоит упомянуть возможный заказ десяти-пятнадцати штурмовиков семейства Су-25 в различных модификациях. Наконец, для первоначального обучения летчиков будущего уже сейчас закупаются учебно-тренировочные Як-130. 18 таких самолетов переданы заказчику, еще полсотни строятся или в планах на строительство.
Командование ВВС и Минобороны также имеет большие планы на обновление военно-транспортной авиации. Список предлагаемых и запланированных к покупке типов воздушных судов достаточно велик. В том числе и по этой причине основные поставки транспортных самолетов начнутся только после 2015 года. К настоящему времени начаты поставки легких пассажирских Ан-140 и L-410UVP. Общее количество этих самолетов составит 40 единиц, четверть которых уже введена в строй. В дальнейшем, после 2014-15 годов начнутся поставки тяжелых транспортников Ил-76МД-90А в количестве не менее четырех десятков и 60 Ан-70. Кроме того, возможна закупка двадцати модернизированных Ан-124 «Руслан», но в отношении этого самолета еще не все ясно.
Уже несколько месяцев назад стало понятно, что закупки новых дальних бомбардировщиков в настоящее время не планируются. Ту-95МС и Ту-22М3 достаточно давно сняты с производства и возобновлять сборку нет смысла. В отношении Ту-160 до недавнего времени были определенные надежды – на Казанском авиационном производственном объединении имелся задел для строительства пары таких самолетов. Однако дальнейшие новости о планах на проект ПАК ДА и отсутствие сообщений о закупке Ту-160 позволяют сделать соответствующие выводы. В то же время, вполне вероятно, что до окончания текущей государственной программы дальняя авиация вообще не успеет получить новую технику. Дело в том, что основное финансирование разработки ПАК ДА начнется только через несколько лет, а это значительно сдвигает сроки строительства и испытаний прототипа.
Вертолеты оказались куда более удачливыми, чем стратегическая авиация. В планах до 2020 года значится поставка почти 350 винтокрылых машин. Контракт на ударные Ми-28Н подразумевает строительство без малого 170 вертолетов. Ка-52, в свою очередь, будет построен в количестве не менее 180 единиц. Стоит отметить, что до недавнего времени наиболее перспективным ударным вертолетом для ВВС России считался Ми-28Н. Однако по ряду причин в дальнейшем его главный конкурент – Ка-52 – стал предметом более крупного контракта. Кроме того, некоторое количество вертолетов фирмы «Камов» будет заказано для оснащения десантных кораблей проекта «Мистраль». Как и в случае с истребителями, вертолетный парк пополняется не только новыми машинами, но и модернизированными. Для этих целей было заказано полсотни вертолетов Ми-35М, являющихся глубокой модернизацией Ми-24. Таким образом, до постройки большого количества Ми-28Н и Ка-52 российские военно-воздушные силы успеют обновить свой парк техники «переходными» машинами.
Помимо боевых вертолетов ВВС намерены получить и транспортные. В прошлом году был подписан контракт на 38 тяжелых Ми-26, шесть из которых уже переданы заказчику. Многоцелевой Ми-8, в свою очередь, будет строиться в еще большем количестве. Общий объем заказов до 2020 года, скорее всего, превысит 500 единиц. При этом не забыты и новые вертолеты более легкого класса. Так, шесть Ка-226 уже собраны и в ближайшее время будет сделано еще три десятка таких вертолетов, имеются контракты на поставку 32-х «Ансатов», а также рассматривается возможность приобретения сотни Ка-62.
Одновременно с закупкой новой техники будет вестись модернизация старой. Именно этим методом планируется достичь обновления дальней авиации. До 2020 года ремонт и обновление пройдут полтора десятка ракетоносцев Ту-160 и по тридцать Ту-95МС и Ту-22М3. Кроме того, в секторе тяжелых самолетов будут обновлены порядка сорока Ил-76 старых модификаций (до состояния Ил-76МДМ) и два десятка Ан-124 «Руслан». Не останется без внимания и фронтовая авиация. Завершится модернизация бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР в количестве около сотни единиц, также новое оборудование получат 10-12 разведчиков МиГ-25РБ. Возможно продолжение обновления истребителей Су-27 до состояния Су-27СМ. Уже начаты работы по модернизации перехватчиков МиГ-31 (до версии «БМ») и штурмовиков Су-25 (до «СМ»), в итоге которых новые возможности получат по 120 самолетов каждого типа. Наконец, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 пройдут ремонт и переоснащение в соответствии с версией А-50У.
Как видим, у министерства обороны имеются огромные планы на ближайшие восемь лет. Освоение четырех триллионов рублей будет связано с некоторыми специфическими проблемами, прежде всего, производственного характера. За годы простоя и недостаточных объемов производства предприятия авиапромышленности потеряли часть своих потенциалов. Кроме того, потерянные годы отрицательно сказались на технологическом развитии. Таким образом, обычная на первый взгляд покупка новой техники оборачивается многоходовой комбинацией с восстановлением предприятий, обновлением производственного оборудования, созданием связей между заводами и т.д. Вполне очевидно, что все это будет очень сложно, долго и дорого. Но выбора уже нет: такие вещи не делались достаточно давно, поэтому Госпрограмма перевооружения имеет соответствующий приоритет.
Кроме того, следует вспомнить необходимость в создании новых вооружений, в первую очередь, управляемых. По ряду направлений этого класса оружия мы отстаем от мировых лидеров. Однако это отставание имеет и некоторые преимущества. Страны-лидеры отрасли уже успели не только разработать свои управляемые вооружения последних моделей, но и испытать их в реальных условиях современной войны. Соответственно, российским военным и инженерам не придется тратить много времени и сил на определение облика наиболее перспективных вооружений. Тем не менее, даже такие приятные факты вряд ли упростят перевооружение армии в целом и военно-воздушных сил в частности. Государственная программа все же потребует огромных вложений сил, времени и денег.
Источник: topwar.ru