Численные аспекты перевооружения ВВС

Численные аспекты перевооружения ВВС

Текущая Госпрограмма перевооружения (ГПВ-2020) имеет достаточно «глубокие» и не совсем приятные корни. Грандиозные планы по переоснащению вооруженных сил имеют в своей основе не только желание страны обновить и осовременить материальную часть армии.

Экономические и политические проблемы, возникшие незадолго до распада Советского Союза, в той или иной мере чувствуются до сих пор. Одним из их последствий как раз и является устаревание вооружений и техники. На протяжении последних десятилетий одним из главнейших направлений развития вооруженных сил является авиация. Практика наглядно показала, что в определенных условиях именно этот род войск может в одиночку решать немалый круг боевых задач. Однако финансовые катаклизмы привели к тому, что в настоящее время ВВС России в техническом отношении представляют собой нечто, объединяющее в себе самые новые модели техники и то, что было сделано еще в восьмидесятых годах. Необходимость кардинального обновления очевидна.

Глядя на заявления военного и политического руководства о планируемых и осуществляемых закупках новой авиационной техники, волей-неволей приходишь к выводу о наверстывании упущенного. Стоит привести цифры о развитии и обновлении отечественных ВВС за последние 10-12 лет. До начала реформы вооруженных сил в 2008 году статистика закупок и ремонтов была, мягко говоря, неудовлетворительной. Наименьшие цифры фигурировали в отношении бомбардировочной авиации. В период с 2000 по 2008 год ВВС России получили один (!) стратегический ракетоносец Ту-160 и три фронтовых бомбардировщика Су-34. Стоит отметить, явно недостаточное количество построенных «стратегов» было компенсировано дипломатическими методами. В начале двухтысячных годов Россия все-таки сумела получить от Украины семь самолетов Ту-160 и три Ту-95МС, ставших платой за долги. Немного более удачливыми оказались вертолеты: около десяти новых Ми-28Н, два Ка-50 и порядка пятнадцати многоцелевых машин семейства Ми-8. В целом, закупки новой техники в рассматриваемый период остались на том же уровне, что и в девяностых годах. Однако значительно увеличилось количество отремонтированных и модернизированных машин. За указанные восемь лет необходимые процедуры прошло более 110 самолетов и вертолетов. И все же такие объемы тоже нельзя назвать достаточными.

Кроме неудовлетворительных объемов закупки самолетов и вертолетов в первые лет двадцать с распада Советского Союза оформилось и закрепилось несколько неприятных тенденций, прямо влияющих на эффективность боевой работы военных летчиков. Сложная экономическая ситуация не позволила довести до ума ряд проектов управляемого вооружения. Из-за этого в настоящее время наблюдается отставание от зарубежных стран в области ракет «воздух-воздух» с активной радиолокационной головкой самонаведения, оперативно-тактических крылатых ракет, управляемых бомб со спутниковой навигацией, системами РЭБ и т.д. Эта проблема, в первую очередь, была обусловлена недостатком финансирования: выбирая между новым вооружением и его носителями, командование делало выбор в пользу последних. Очевидно, что новые самолеты могут использовать и старое вооружение, а «совместимость» новых боеприпасов со старыми носителями вызывает определенные сомнения.

В период с 2008 по 2012 год темпы оснащения военно-воздушных сил новой техникой ощутимо выросли, хотя все же еще не могут сравниться с объемами поставок времен Советского Союза. В ближайшие восемь лет, до 2020 года, перевооружение ВВС продолжится, причем в течение ближайших лет оно наберет основные темпы. В следующие восемь лет на нужды военной авиации будет выделено около четырех триллионов рублей. Вполне очевидно, что на эти деньги можно приобрести огромное количество самолетов и вертолетов, а также создать и закупить новое вооружение. Однако даже колоссальные суммы требуют грамотного обращения, дабы ассигнования были потрачены с умом. Сложившиеся нужды и требования времени заставляют одновременно строить планы на переоснащение подразделений с различной тактической ролью, что само по себе не просто.

Наибольшее внимание, согласно нынешним планам, будет уделено фронтовой авиации. До пресловутого 2020 года планируется довести и запустить в серию истребитель Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА. Сначала будет изготовлено более десятка предсерийных машин, а в ходе серийного производства до конца Госпрограммы в 2020 году ВВС должны получить не менее полусотни таких истребителей. После 2020 года поставки продолжатся. Другой крупный заказ связан с самолетом предыдущего поколения. Су-35С, относящийся к поколению 4++, уже поставляется в военно-воздушные силы. Нынешний заказ подразумевает строительство 48 таких истребителей. В дальнейшем возможно подписание нового контракта на, как минимум, полсотни самолетов. Дальнейшая судьба Су-35С в основном связана с ходом проекта Т-50. Дело в том, что Су-35С рассматривается в качестве своеобразной временной меры в ожидании полноценного перехода на Т-50. Таким образом, закупка большого количества самолетов поколения 4++ может быть просто нецелесообразна. Список покупаемых истребителей замыкают Су-30СМ и Су-27СМ3. Их общее количество немного превысит четыре десятка, но дальнейшего увеличения заказа, скорее всего, ждать не стоит. Наиболее массовым новым типом должен стать фронтовой бомбардировщик Су-34. Его тактическая ниша не предусматривает большого количества проектов с разными характеристиками, поэтому в течение следующих лет он станет основным, а затем и единственным фронтовым бомбардировщиком российских ВВС. Уже сейчас заказано 129 машин и возможны новые контракты. К настоящему времени войскам передано полтора десятка подобных бомбардировщиков. Также стоит упомянуть возможный заказ десяти-пятнадцати штурмовиков семейства Су-25 в различных модификациях. Наконец, для первоначального обучения летчиков будущего уже сейчас закупаются учебно-тренировочные Як-130. 18 таких самолетов переданы заказчику, еще полсотни строятся или в планах на строительство.

Командование ВВС и Минобороны также имеет большие планы на обновление военно-транспортной авиации. Список предлагаемых и запланированных к покупке типов воздушных судов достаточно велик. В том числе и по этой причине основные поставки транспортных самолетов начнутся только после 2015 года. К настоящему времени начаты поставки легких пассажирских Ан-140 и L-410UVP. Общее количество этих самолетов составит 40 единиц, четверть которых уже введена в строй. В дальнейшем, после 2014-15 годов начнутся поставки тяжелых транспортников Ил-76МД-90А в количестве не менее четырех десятков и 60 Ан-70. Кроме того, возможна закупка двадцати модернизированных Ан-124 «Руслан», но в отношении этого самолета еще не все ясно.

Уже несколько месяцев назад стало понятно, что закупки новых дальних бомбардировщиков в настоящее время не планируются. Ту-95МС и Ту-22М3 достаточно давно сняты с производства и возобновлять сборку нет смысла. В отношении Ту-160 до недавнего времени были определенные надежды – на Казанском авиационном производственном объединении имелся задел для строительства пары таких самолетов. Однако дальнейшие новости о планах на проект ПАК ДА и отсутствие сообщений о закупке Ту-160 позволяют сделать соответствующие выводы. В то же время, вполне вероятно, что до окончания текущей государственной программы дальняя авиация вообще не успеет получить новую технику. Дело в том, что основное финансирование разработки ПАК ДА начнется только через несколько лет, а это значительно сдвигает сроки строительства и испытаний прототипа.

Вертолеты оказались куда более удачливыми, чем стратегическая авиация. В планах до 2020 года значится поставка почти 350 винтокрылых машин. Контракт на ударные Ми-28Н подразумевает строительство без малого 170 вертолетов. Ка-52, в свою очередь, будет построен в количестве не менее 180 единиц. Стоит отметить, что до недавнего времени наиболее перспективным ударным вертолетом для ВВС России считался Ми-28Н. Однако по ряду причин в дальнейшем его главный конкурент – Ка-52 – стал предметом более крупного контракта. Кроме того, некоторое количество вертолетов фирмы «Камов» будет заказано для оснащения десантных кораблей проекта «Мистраль». Как и в случае с истребителями, вертолетный парк пополняется не только новыми машинами, но и модернизированными. Для этих целей было заказано полсотни вертолетов Ми-35М, являющихся глубокой модернизацией Ми-24. Таким образом, до постройки большого количества Ми-28Н и Ка-52 российские военно-воздушные силы успеют обновить свой парк техники «переходными» машинами.

Помимо боевых вертолетов ВВС намерены получить и транспортные. В прошлом году был подписан контракт на 38 тяжелых Ми-26, шесть из которых уже переданы заказчику. Многоцелевой Ми-8, в свою очередь, будет строиться в еще большем количестве. Общий объем заказов до 2020 года, скорее всего, превысит 500 единиц. При этом не забыты и новые вертолеты более легкого класса. Так, шесть Ка-226 уже собраны и в ближайшее время будет сделано еще три десятка таких вертолетов, имеются контракты на поставку 32-х «Ансатов», а также рассматривается возможность приобретения сотни Ка-62.

Одновременно с закупкой новой техники будет вестись модернизация старой. Именно этим методом планируется достичь обновления дальней авиации. До 2020 года ремонт и обновление пройдут полтора десятка ракетоносцев Ту-160 и по тридцать Ту-95МС и Ту-22М3. Кроме того, в секторе тяжелых самолетов будут обновлены порядка сорока Ил-76 старых модификаций (до состояния Ил-76МДМ) и два десятка Ан-124 «Руслан». Не останется без внимания и фронтовая авиация. Завершится модернизация бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР в количестве около сотни единиц, также новое оборудование получат 10-12 разведчиков МиГ-25РБ. Возможно продолжение обновления истребителей Су-27 до состояния Су-27СМ. Уже начаты работы по модернизации перехватчиков МиГ-31 (до версии «БМ») и штурмовиков Су-25 (до «СМ»), в итоге которых новые возможности получат по 120 самолетов каждого типа. Наконец, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 пройдут ремонт и переоснащение в соответствии с версией А-50У.

Как видим, у министерства обороны имеются огромные планы на ближайшие восемь лет. Освоение четырех триллионов рублей будет связано с некоторыми специфическими проблемами, прежде всего, производственного характера. За годы простоя и недостаточных объемов производства предприятия авиапромышленности потеряли часть своих потенциалов. Кроме того, потерянные годы отрицательно сказались на технологическом развитии. Таким образом, обычная на первый взгляд покупка новой техники оборачивается многоходовой комбинацией с восстановлением предприятий, обновлением производственного оборудования, созданием связей между заводами и т.д. Вполне очевидно, что все это будет очень сложно, долго и дорого. Но выбора уже нет: такие вещи не делались достаточно давно, поэтому Госпрограмма перевооружения имеет соответствующий приоритет.

Кроме того, следует вспомнить необходимость в создании новых вооружений, в первую очередь, управляемых. По ряду направлений этого класса оружия мы отстаем от мировых лидеров. Однако это отставание имеет и некоторые преимущества. Страны-лидеры отрасли уже успели не только разработать свои управляемые вооружения последних моделей, но и испытать их в реальных условиях современной войны. Соответственно, российским военным и инженерам не придется тратить много времени и сил на определение облика наиболее перспективных вооружений. Тем не менее, даже такие приятные факты вряд ли упростят перевооружение армии в целом и военно-воздушных сил в частности. Государственная программа все же потребует огромных вложений сил, времени и денег.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
Больше беспилотников и меньше войск: секретная война Обамы
Президент США Обама не намерен заканчивать войну с терроризмом, пишет Паоло Мастролилли в статье, напечатанной в газете La Stampa.  "Президент Обама завершил войну в Ираке и ускоряет вывод американских войск из Афганистана, но это не означает, что он прекратил борьбу с терроризмом", - пишет издание.  "Напротив, он активизировал ее, создав ..
2011-12-29 2205 0 Военная техника
0
Пентагон: баллистические ракеты надо сбивать на старте
С целью обеспечения защиты от самого мощного оружия в истории человечества - межконтинентальных баллистических ракет - Пентагон уже сейчас реализует ряд амбициозных и дорогостоящих программ по созданию ракет-перехватчиков. Особенно сложным оказалась концепция уничтожения ракет на средних и верхних участках траектории. Для этого ..
2012-09-17 2395 0 Военная техника
0
Иран подтвердил передачу ХАМАСу технологий ракеты Фаджр-5
Палестинские группировки действительно получили от Ирана технологию по созданию ракет «Фаджр-5», которые ХАМАС использует для бомбардировок Израиля, заявил в среду командующий Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джафари. «Мы не можем поставлять в сектор Газа оружие, так как он блокирован ..
2012-11-21 2261 0 Военная техника
0
Американский беспилотник в космосе уже более 600 дней
Секретный американский беспилотный летательный аппарат X-37B находится в космосе уже более 600 дней. При этом миссия, которую выполняет данный аппарат, по-прежнему остается неизвестной, а за то время, которое аппарат находится в космосе, он мог бы слетать к Марсу с научной миссией и вернуться обратно, ..
2014-09-10 2788 0 Военная техника
1
Путин вспомнил про старые субмарины
Российский подводный флот будет пополняться кораблями из резерва. О таком проекте объявил на совещании 31 июля Владимир Путин. По его словам, недопустимо, что весьма значительное количество подлодок сегодня находится в отстое без ремонта. «Резервисты» трех категорий Действительно, на данный момент насчитывается 20 таких ..
2012-08-22 2221 0 Военная техника
0
F-22: реальность и фальсификации
Пустой истребитель в роли информационной утки. Первым из истребителей пятого поколения является F-22А, за которым (после  партии из 187 штук) следует еще один, совершенно новый и уникальный истребитель  F-35. Специалистов уже много лет интересуют боевые возможности F-22А. Некоторые  тактико-технические ..
2012-10-16 2157 0 Военная техника
0
Облик грядущих войн и новых систем вооружения
Облик грядущих войн и новых систем вооружения определит только наука. В последнее время на страницах различных изданий, в том числе в №№ 4, 7 еженедельника «Военно-промышленный курьер», активизировалась дискуссия об актуальных вызовах, перспективных ВВТ, военном строительстве.Данная тенденция представляется весьма конструктивной, ..
2013-03-13 3007 0 Военная техника
0
Стратегическая стабильность и ядерное разоружение в XXI веке
Появление ракетно-ядерного оружия в биполярной системе международных отношений привело к тому, что понятие стратегического баланса оказалось сведено к паритету ядерных вооружений межконтинентальной дальности (свыше 5500 км), имевшихся у двух сверхдержав. Это объяснялось способностью таких вооружений в короткий ..
2012-11-21 2164 0 Военная техника
0
Антенны будут встраивать в форму военных
Чтобы обеспечить солдат на поле боя полностью надежной и эффективной связью, антенны будут вплетать прямо в ткань униформы. Для современной армии связь важна, как воздух. Для эффективного обмена данными между солдатами, командирами и командными пунктами используются стержневые антенны, ..
2011-09-28 3515 0 Военная техника
1
Япония разрушит монополию США на внутреннем рынке боевой авиации
Министерство обороны Японии намерено начать переговоры с европейским консорциумом Eurofighter относительно покупки истребителей Typhoon. Об этом, как сообщает Avionics Intelligence, заявил министр обороны Японии Ясуо Итикава (Yasuo Ichikawa). Окончательное решение о покупке 42 истребителей, которое ..
2011-09-28 3811 0 Военная техника
-2
Минобороны успешно испытало новую межконтинентальную ракету
В России в четверг произведен успешный испытательный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Лайнер"с атомной подводной лодки Северного флота "Тула". Об этом, как передает "Интерфакс", сообщил официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков. Пуск ракеты ..
2011-09-30 3672 0 Военная техника
0
В Турции спущен на воду противолодочный корабль
Вчера состоялся спуск на воду нового патрульного и противолодочного корабля ВМФ Турции «Хейбельяда». Это событие выглядит особенно впечатляюще на фоне воинственной риторики и не менее воинственных шагов турецкого правительства.  Премьер-министр Эрдоган пообещал в этом месяце усилить присутствие военных кораблей ..
2011-09-30 4058 0 Военная техника
0
Южная Корея запускает военный самолет-радар
Южная Корея запускает военный самолет-радар после новой вспышки техно-противостояния с Северной Кореей. Холодная война между Северной и Южной Кореями вновь набирает обороты. Южная Корея запускает шпионский самолет-радар, названный `Peace Eye` (Глаз Мира), ..
2011-09-30 4074 0 Военная техника
0
В РФ внедрят автоматизированную систему управления боем
Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников рассчитывает, что созданная для российской армии автоматизированная система управления (АСУ) боем, которая проходит сейчас государственные испытания, надежно защищена от хакеров. "Мы закладывали требования (к АСУ, - "ИФ-АВН"), которые предполагают современную ..
2011-10-1 4237 0 Военная техника
0
Звездные войны Китая
Пока Россия и США «тормозят» в своих космических программах на околоземной орбите, в КНР не дремлют и настойчиво стремятся в небеса. Вчера в Китае успешно стартовала с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая ракета-носитель «Чанчжэн-2-ЭФ» с первым китайским орбитальным беспилотным модулем «Тяньгун-1» (в переводе с китайского ..
2011-10-1 3017 1 Военная техника
0