Специфика научно-образовательной сферы заключается в том, что, реформируя и рационализируя институты науки и образования, никому пока не удавалось административно «ускорить» созревание интеллекта нации без создания условий и атмосферы, благоприятствующих получению и передаче нового знания. Административное реформирование, не обеспечивающее внимание к содержательной сфере, обречено на неудачу, а в условиях смены поколений может стать губительным для науки и образования. Такая постановка вопроса заставляет возвращаться к ценностям и смыслам модернизации и формирования нового коммуникативного пространства в образовании и науке.
Современные официальные парадигмы, признавая необходимость сотрудничества, на практике пока слабо увязывают процесс мирового развития ко- оперативистского типа с внешними и внутренними аспектами национальной экономической, политической, научной и образовательной модернизации. Понимание и прогнозирование упущенных возможностей или непродуманных решений в процессе модернизации требует нового уровня не только образования, но и интеллекта, что подтверждается простой логикой современного научно-технологического развития: в современных обществах бессмысленно приказывать совершить научное открытие, как нельзя «назначить», к примеру, лауреата Нобелевской премии. Но, создавая, поддерживая и развивая открытую конкурентную научно-образовательную среду с правильно выстроенными институтами и доброжелательными и гуманистическими отношениями «внутри» высокопрофессиональных и/или творческих сообществ, можно «вырастить» кандидата, в частности, и на Нобелевскую премию.
В современном обществе кандидат на мировое признание, скорее всего, как показывает практика, будет «продуктом» формирования нескольких национальных образовательных систем и научных школ, через которые он пройдет в ходе достаточно долгого пути (в зависимости от своего изначального интеллектуального потенциала) индивидуальной интеллектуальной эволюции. Специфика науки и образования заключается в том, что, реформируя и рационализируя институты науки и образования, пока никому не удавалось административно (т. е. искусственным путем) «ускорить» созревание собственного интеллекта нации — профессорско-преподавательского и исследовательского состава — и «подстегнуть» процесс приращения знаний без создания условий и атмосферы, благоприятствующих получению и передаче нового знания. Три известные попытки XX века осуществить «ускоренное развитие» образования и науки — в нацистской Германии, периода «культурной революции» в Советской России и в маоцзэдуновском Китае, привели к таким потерям в национальных системах науки и образования, на преодоление которых каждой из этих стран потребовались десятилетия.
Самый яркий пример — утеря Германией своей самой современной к 1930-м годам национальной школы ядерной физики в ходе насильственной «этнической национализации» науки и образования. Восполнить потери прошлого и «научный статус» стало возможным только в 1990-е годы путем международной научной кооперации, в частности, и «за счет» распавшегося СССР.
Источник: mgimo.ru
2013-11-16 в 11:38
ответить ›
2013-11-16 в 12:4
ответить ›
2013-11-17 в 16:49
ответить ›