Международный авиационно-космический салон, открывающийся 25 августа в подмосковном Жуковском, обещает стать площадкой, на которой наше министерство обороны в очередной раз сможет блеснуть новинками отечественной оборонки. Это событие неизбежно прикует к себе взгляды всех любителей авиации, причем не только российских.
Одним из гвоздей авиасалона обещает стать первый открытый показ прототипа истребителя пятого поколения от конструкторского бюро Микояна: МиГ МФИ, также известного под индексом 1.44. Несколько раз эта машина должна была предстать перед зрителями, но военные все время находили повод не выкатывать сверхсекретную машину на демонстрационную площадку. Только скорая перспектива появления в армии строевых экземпляров Т-50 ПАК ФА позволила явить зрителям это чудо советской и российской конструкторской мысли.
Хотя, возможно, свою роль сыграли установки Сергея Шойгу, направленные на повышение престижа армии. Министр обороны не без оснований полагает, что стране нужна армия, которой можно и нужно гордиться. Отсюда и большое количество всевозможных смотров, конкурсов и выставок, проходящих с максимальным информационным освещением.
Но вернемся к явлению МиГ МФИ народу. Что же это за машина, о существовании которой еще в прошлом году знали лишь энтузиасты и узкий круг тех, кому положено.
На рубеже 70-х 80-х годов прошлого века в Советском Союзе стартовали работы по созданию многофункционального фронтового истребителя пятого поколения. Мир еще слыхом не слыхивал о хваленых американских «Рапторах», а в недрах ОКБ им. Микояна уже шли работы над машиной, равных которой на тот момент просто не было.
Инновационность нового самолета, как принято сейчас говорить, потрясала воображение. В одной машине удалось совместить такие несовместимые, казалось бы, вещи, как сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность и скрытность. Но неожиданно Советский Союз прекратил свое существование, финансирование резко сократилось практически до нуля и работы по перспективному истребителю катастрофически замедлились.
Первый полет МиГ МФИ совершил только 29 февраля 2000 года. Тогда казалось, что осталось недолго, и новый президент РФ своей волей протолкнет 1.44 в производство, но предпочтение было отдано КБ Сухого, которое через некоторое время явило миру Т-50 ПАК ФА. А микояновцы в это время занялись доведением до ума МиГ 35, который уже через два года оторвался от земли. Но самолет поколения 4++ — это совсем не то, о чем мечтает одно из именитейших КБ на планете.
И вот теперь демонстрационный экземпляр МиГ МФИ предстанет перед зрителями. Ради того, чтобы занять кусок пустующего пространства на выставке такие демонстрации не устраивают. Да и МАКС — площадка популярная, лишнего места попросту нет. Просто свершилось то, чего так долго ждали фанаты боевой российской авиации. Работы по новому истребителю-перехватчику активизируются.
Генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил:
"Сейчас мы ведем НИОКР по перспективному перехватчику, как только мы эти работы завершим, будут решаться вопросы о заключении контракта с Минобороны РФ".
Новости России отреагировали на это событие довольно слабо. Появились даже сообщения, что в конструкции новой машины будет использован ряд решений, разработанных компанией при создании МиГ 35. Но в действительности все совсем наоборот. Это разработки для нового МФИ пришлось внедрять в МиГ-35, когда работы над 1.44 были практически заморожены. Теперь же все становится на свои места.
Правда, теперь эти новшества прошли некоторую обкатку и частично внедрены в производство. Отклоняемый вектор тяги, который в 80-х находился на стадии испытаний, сейчас прочно занял свою нишу. Причем, в отличие от принятого в США отклонения в вертикальной плоскости, взятого на вооружение из соображений меньшей заметности, наши самолеты оборудуются двигателями с осесиммерическим отклонением, что значительно улучшает маневренность и не дает падения тяги.
Прочно заняли свою нишу и БРЛС с фазированной решеткой, которые должны были стать изюминкой МиГ 1.44, а нашлемную индикацию тактической обстановки американцы, вообще, склонны выдавать за свое ноу-хау, хотя такая система должна была работать на наших истребителях задолго до появления в Соединенных Штатах.
И вместе с тем в 1.44 заложено множество решений, которые так и не были реализованы в уже существующих самолетах. Оснащенный современной, изрядно потерявшей в весе электроникой, снабженный посуровевшими за последние пятнадцать лет ракетами, новый МиГ МФИ сможет стать жемчужиной в серии микояновских истребителей, еще раз продемонстрировав всем мастерство наших конструкторов и возможности российской армии.
Уже очень скоро у самых обычных людей появится возможность взглянуть своими глазами на будущее фронтовой авиации. Я искренне завидую посетителям авиасалона «МАКС-2015», которые смогут вживую увидеть то, что мне пока придется разглядывать лишь на фотографиях.