Веста: протопланета трудной судьбы

Сегодня Веста выглядит просто куском камня диаметром примерно 530 км. У этого «куска», однако, есть некоторые странности. Так, он покрыт вулканическими породами, сходными с земными, а в его южном полушарии виден огромный кратер, точнее, даже два. И это не говоря уже о мелочах вроде следов каких-то потоков, подозрительно напоминающих водные... Дело дошло до того, что после недавних наблюдений Dawn его стали чаще называть протопланетой, чем астероидом.

Столкновение должно было искупать поверхность Весты в оливине, но ничего подобного не наблюдается.

Но вернёмся к кратерам — если, конечно, их можно так назвать. «В действительности мы не должны считать это кратерами. Это скорее недостающая часть южного полушария [Весты]», — полагает Эрик Асфог (Erik Asphaug) из Университета штата Аризона (США).

Начав со сферической Весты и проведя её бомбардировку двумя телами, исследователи получили диаметр таких тел более чем в 60 км каждое.

Только вот по итогам моделирования выходило, что оба удара должны были взметнуть материалы из недр Весты, причём с глубин до 100 км. Астероид должен был просто вывернуться наизнанку, но на Весте «мы не видим того, что с классической точки зрения считается внутренними веществом», недоумевает г-н Асфог. В частности, на её поверхности нет следов оливина.

Что из этого следует? Учёный непреклонен: такие результаты доказывают, что базальтовая кора Весты значительно толще, чем считалось в принципе возможным для такого небесного тела. А поскольку Веста очень схожа с планетезималями ранней Солнечной системы вроде тех, их которых сложилась Земля, это означает необходимость пересмотра наших взглядов на историю всей Солнечной системы.

Для исследователей, не участвовавших в этой работе, всё не так очевидно: одни говорят, что какие-то следы оливина на поверхности Весты всё-таки могут быть, и это, кажется, подтверждает анализ снимков Весты аппаратом Dawn; другие настаивают на том, что столкновение прошло по касательной и породы с глубин со 100-километровых глубин на поверхность Весты не выносило (что и объясняет отсутствие оливина).

Деформации в районе южного полушария, предсказанные моделью, оказались близнецами реально существующих.

Группа Эрика Асфога в ответ на это апеллирует к относительно ровным, не смазанным краям кратеров, указывающим на почти прямое столкновение. И на то, что их модель показывает именно ту форму поверхности Весты, что есть у реального астероида. Так, модель полагает, что до ударов Веста была сферической и почти не вращалась. Между тем первое столкновение, случившееся 2 млрд лет назад, дало кратер с необычными спиральными образованиями. Модель прекрасно объяснила их как эффект силы Кориолиса, придавшей форму застывающим породам и возникшей из-за того, что удар заставил Весту вращаться. Если бы удар пришёлся по касательной и не затронул глубин Весты, эти правильные спиралеподобные структуры были бы невозможны.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Университета штата Аризона.

Источник: science.compulenta.ru

Зонд Dawn полетел к Церере
Космический зонд Dawn покинул орбиту астероида Веста. Об этомсообщается на сайте Американского космического агентства. Маневр начался в ночь с 4 на 5 сентября и в настоящее время уже завершился. Данные наблюдений показывают, что корректировка была успешной и в настоящее время зонд движется к Церере. Зонд ..
2012-09-6 1560 0 Космос
Море Дождей появилось из-за столкновения Луны с протопланетой
Планетологи заново оценили размер астероида, столкновение с которым, по мнению ученых, привело к образованию бассейна Моря Дождей. Объект, столкнувшийся с Луной, оказался в три раза больше, чем предполагалось ранее, и был классифицирован исследователями, как протопланета. Работа опубликована в журнале Nature.Диаметр ..
2016-07-22 1408 0 Космос
Рядом с Солнечной системой нашли зарождающуюся планету
Ученые из США и Швейцарии обнаружили свидетельства формирования новой планеты вне Солнечной системы. Объект находится на небольшом (в астрономических масштабах) расстоянии от Земли. Результаты своих исследований авторы опубликовали в The Astrophysical Journal Letters, а кратко с ними можно ознакомится на сайте Университета ..
2014-09-07 2478 0 Космос
Теорию происхождения Луны проверили ядерным взрывом
Вода и другие летучие элементы почти отсутствуют на поверхности Луны, так как они испарились в процессе гигантского столкновения. К такому выводу пришли американские и французские ученые, проанализировав породы из района, где проходило испытание первой в мире ядерной бомбы. Работа исследователей опубликована ..
2017-02-09 7507 0 Космос
В NASA думают, кому бы подарить почти полностью рабочий спутник
Представим ситуацию: крупному государственному агентству, занимающемуся управлением космическими аппаратами, урезают бюджет, так что содержать многие из этих КА оказывается не по карману. Между тем, аппараты рабочие, некоторые — представляют вполне отчётливую научную ценность. Что делать? Ответ NASA: ..
2012-02-15 1139 0 Космос
Черная дыра центра Галактики съест облако газа за 7 лет
По данным ученых образовавшийся в центре нашей галактики черная дыра съест ближайшее к ней облако газа к сентябрю следующего года, и продлиться этот процесс около 7 лет, информирует Astrophysical Journal.В 2011 году астрономы Института внеземной физики  из Общества ..
2012-10-25 1760 2 Космос
Рогозин: решение по космической программе Днепр отложено
Решение судьбы космической программы «Днепр», которая была разработана в конце прошлого века Киевом и Москвой, перенесено еще на месяц, заявил в среду вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин журналистам по итогам совещания о развитии авиастроения и авиации в РФ. «Если мы не получим каких-либо документов ..
2012-09-27 1631 0 Космос
На Марсе нашли пропавший 12 лет назад космический аппарат
На Марсе нашли пропавший 25 декабря 2003 года космический аппарат «Бигль-2». Ранее считалось, что модуль, призванный искать признаки жизни на планете, разбился при посадке (при сбое в работе воздушных подушек и парашютов). Однако специалисты НАСА нашли «Бигль-2» ..
2015-01-16 1607 0 Космос
Комета века сулит землянам редкое зрелище
Землянам вскоре предстоит редкое зрелище, выпадающее не каждому поколению: ожидается, что с 3 декабря, особенно в предрассветные часы, в северном полушарии можно будет наблюдать невооруженным глазом исполинский светящийся хвост кометы Исон. В Средние века кометы считались провозвестницами ..
2013-11-25 1480 0 Космос
И в космосе встречаются беспризорники?
По мнению астрофизиков, в космосе должно быть много "бесхозных" планет, которые по разным обстоятельствам покинули свои родные системы. И время от времени их могут "удочерять" другие звезды. Приемыша можно вычислить по его "неправильному" поведению - например, он будет вращаться вокруг ..
2012-05-5 1194 0 Космос
Крупнов: Россия должна колонизировать Марс
Без новых прорывных идей мы не сможем вернуть себе лидерство в космической гонке. В области балета мы быть можт до сих пор еще и впереди планеты всей — если уже не по умению, так по скандалам. Но вот с космической отраслью дела обстоят куда сложнее: здесь главный показатель — ..
2013-04-12 1502 0 Космос
Тайна взрыва сверхновых раскрыта
Астрофизик Чарльз Вонг, похоже, близок к окончательной разгадке тайны взрыва сверхновых. До сих пор не было понятно, какой именно процесс, происходящий на уровне элементарных частиц, вызывает это красочное и опасное явление природы. Ученый убежден, что весь "большой бадабум" происходит ..
2012-09-11 2533 5 Космос
10 распространенных заблуждений о космосе
Не многие из нас были в космосе, и зачастую представление о нём это сведения про девять планет в Солнечной системе и смутные представления о невесомости, ассоциирующиеся с волосами Сандры Буллок ("Гравитация"), которые не развеваются в условиях этой самой невесомости. Найдется хотя бы один вопрос о космосе, на который ..
2014-09-16 1339 0 Космос
Улетая в космос, советские космонавты шли на смерть
23 апреля 1967 года с космодрома стартовал новый трехместный корабль «Союз-1». На борту был один-единственный космонавт — Владимир Комаров. Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту: не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, из-за запотевания не работал ..
2013-04-12 3762 1 Космос
Неужели космос станет только американской мечтой?
Несколько дней назад в новостной ленте отечественных СМИ промелькнуло коротенькое сообщение о планируемом запуске на околоземную орбиту космического аппарата частной постройки в США.Неудивительно, что на фоне волнующих каждого русского человека событий на Украине, подобная новость едва ли могла привлечь ..