Веста: протопланета трудной судьбы

Сегодня Веста выглядит просто куском камня диаметром примерно 530 км. У этого «куска», однако, есть некоторые странности. Так, он покрыт вулканическими породами, сходными с земными, а в его южном полушарии виден огромный кратер, точнее, даже два. И это не говоря уже о мелочах вроде следов каких-то потоков, подозрительно напоминающих водные... Дело дошло до того, что после недавних наблюдений Dawn его стали чаще называть протопланетой, чем астероидом.

Столкновение должно было искупать поверхность Весты в оливине, но ничего подобного не наблюдается.

Но вернёмся к кратерам — если, конечно, их можно так назвать. «В действительности мы не должны считать это кратерами. Это скорее недостающая часть южного полушария [Весты]», — полагает Эрик Асфог (Erik Asphaug) из Университета штата Аризона (США).

Начав со сферической Весты и проведя её бомбардировку двумя телами, исследователи получили диаметр таких тел более чем в 60 км каждое.

Только вот по итогам моделирования выходило, что оба удара должны были взметнуть материалы из недр Весты, причём с глубин до 100 км. Астероид должен был просто вывернуться наизнанку, но на Весте «мы не видим того, что с классической точки зрения считается внутренними веществом», недоумевает г-н Асфог. В частности, на её поверхности нет следов оливина.

Что из этого следует? Учёный непреклонен: такие результаты доказывают, что базальтовая кора Весты значительно толще, чем считалось в принципе возможным для такого небесного тела. А поскольку Веста очень схожа с планетезималями ранней Солнечной системы вроде тех, их которых сложилась Земля, это означает необходимость пересмотра наших взглядов на историю всей Солнечной системы.

Для исследователей, не участвовавших в этой работе, всё не так очевидно: одни говорят, что какие-то следы оливина на поверхности Весты всё-таки могут быть, и это, кажется, подтверждает анализ снимков Весты аппаратом Dawn; другие настаивают на том, что столкновение прошло по касательной и породы с глубин со 100-километровых глубин на поверхность Весты не выносило (что и объясняет отсутствие оливина).

Деформации в районе южного полушария, предсказанные моделью, оказались близнецами реально существующих.

Группа Эрика Асфога в ответ на это апеллирует к относительно ровным, не смазанным краям кратеров, указывающим на почти прямое столкновение. И на то, что их модель показывает именно ту форму поверхности Весты, что есть у реального астероида. Так, модель полагает, что до ударов Веста была сферической и почти не вращалась. Между тем первое столкновение, случившееся 2 млрд лет назад, дало кратер с необычными спиральными образованиями. Модель прекрасно объяснила их как эффект силы Кориолиса, придавшей форму застывающим породам и возникшей из-за того, что удар заставил Весту вращаться. Если бы удар пришёлся по касательной и не затронул глубин Весты, эти правильные спиралеподобные структуры были бы невозможны.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Университета штата Аризона.

Источник: science.compulenta.ru

Зонд Dawn полетел к Церере
Космический зонд Dawn покинул орбиту астероида Веста. Об этомсообщается на сайте Американского космического агентства. Маневр начался в ночь с 4 на 5 сентября и в настоящее время уже завершился. Данные наблюдений показывают, что корректировка была успешной и в настоящее время зонд движется к Церере. Зонд ..
2012-09-6 2089 0 Космос
Что влияет на внешний вид астероида Веста?
Многие астрофизики сегодня задаются очень важным вопросом, который касается астероида Веста. Прежде всего, основной неясностью остаётся то, как небесному телу удалось сохранить свою поверхность в абсолютной целостности, несмотря на то, что возраст его почти такой же, как и у Земли. Некоторые учёные ..