В центре Млечного Пути обнаружены призрачные гамма-лучи

В отличие от других галактик, Млечный Путь довольно скрытный. Активные галактики имеют ярко светящиеся ядра, питание которых происходит от сверхмассивных чёрных дыр, поглощающих разные материалы и зачастую выпускающих двойную струю в противоположных направлениях. Однако, сам же центр Млечного Пути проявляет довольно-таки малую активность. Но, как известно, эта активность не всегда была такой тихой. Новые данные о «призрачных» гамма-лучах показывают, что центральная чёрная дыра Млечного Пути в прошлом была гораздо более активной, сообщает «PC-News.info».

«Эти слабые призрачные лучи или остаточное изображение того, что существовало миллионы лет назад», — сказал Мэн Су, астроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), а также главный автор новой статьи в журнале «Astrophysical Journal».

Эти два луча были зафиксированны космическим телескопом «NASA Fermi» (Ферми). Они простираются от самого центра Галактики на расстоянии в 27000 световых лет над и под плоскостью Галактики. Это первые и единственные гамма-лучи такого рода, которые были найдены телескопом «Ферми» на достаточно близком расстоянии.

Недавно обнаруженные новые излучения могут быть связаны с таинственными гамма-лучами, которые были обнаружены «Ферми» в 2010-ом году. Эти излучения также растянулись на 27000 световых лет от центра Млечного Пути. Однако, если эти потоки расположены перпендикулярно к плоскости Галактики, то гамма-лучи находятся под углом 15-ти градусов. Это может отразить наклон аккреционного диска по отношению к чёрной дыре.

«Центральный аккреционный диск может деформироваться, поскольку он вращается под влиянием чёрной дыры», — объяснил со-автор Дуглас Финкбейнер из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. «Магнитное поле расположено в диске таким образом, что позволяет ускорять реактивный материал вдоль оси вращения чёрной дыры, которая не может выравниться с нашей галактикой».

Эти две структуры формируются по-разному. А, сами потоки были образованы, когда произошло извержение плазмы из центра галактики. Вероятно, что гамма-лучи были образованы «ветром» горящей материи, дующего в направлении от аккреционного диска чёрной дыры. В результате, они стали гораздо шире.

Сами же лучи приводятся в действие при помощи обратного комптоновского рассеяния. В этом процессе электроны, движущиеся почти со скоростью света, сталкиваются с низкоэнергетическими потоками, такими как радио- и инфракрасные фотоны. В результате, столкновение увеличивает энергию фотонов гамма-лучей в электромагнитном спектре.

Данное открытие оставляет неразгаданным вопрос о том, когда Млечный Путь в последний раз был довольно активным. Минимальный возраст может быть вычислен путём деления длины излучения (27000 световых лет) на её приблизительную скорость.

«Эти излучения, вероятно, мерцали и гасли, вследствие поглощения сверхмассивной чёрной дырой материалов», — сказал Финкбейнер.

Чтобы снова запустить этот механизм, потребуется огромный приток материалов для галактического ядра.

Финкбейнер считает, что также понадобится молекулярное облако, масса которого будет в 10000 раз больше, чем масса Солнца.

«Например: если в чёрную дыру одновременно затолкать 10000 Солнц, то цель была бы достигнута. Чёрные дыры — это грязные обжоры, которые смогли бы при извержении тех самых материалов привести в действие мощные потоки», — закончил он.

Источник: pc-news.info