Тайна происхождения космических лучей становится все запутаннее

Огромные космические взрывы, известные под названием гамма-всплески, были вычеркнуты из списка потенциальных источников самых мощных космических лучей во Вселенной. К такому выводу пришли ученые в ходе нового исследования.

Загадка происхождения самых сильных космических лучей стала еще запутаннее, после того как из круга подозреваемых были вычеркнуты самые мощные взрывы во Вселенной.

Некоторые виды космических лучей отличаются невероятной энергией, которая может в 100 миллионов раз превышать энергии, которых удалось достичь ученым в коллайдерах, включая Большой адронный коллайдер. Источники этих космических лучей, все еще остаются неизвестными.

"Существуют, по сути, всего две теории происхождения таких высоких энергий, первая - поток частиц, движимый силой гравитации сверхмассивных черных дыр в центрах активных галактик. Вторая - коллапс звезд в черные дыры, наблюдаемый астрономами в виде гамма-всплесков", - сказал один из авторов исследования, Франсис Хэлзен из Висконсинского университета в Мадисоне, по совместительству научный руководитель крупнейшей нейтринной обсерватории IceCube.

Гамма-всплески - это самые мощные взрывы во Вселенной. За промежуток времени от нескольких милисекунд до нескольких минут, они выделяют такое же количество энергии, как наше Солнце за все 10 миллиардов лет своего существования.

"Считается, что гамма-всплески являются либо следствием коллапса сверхмассивных звезд - гиперновых, либо столкновения черных дыр друг с другом или с нейтронными звездами", - сказал соавтор Спенсер Клейн. "В обоих случаях происходят короткие, но мощные выбросы излучения".

Новые данные свидетельствуют, что гамма-вспышки не являются источниками космических лучей ультравысоких энергий.

Исследователи использовали нейтринный детектор IceCube.

"Это открытие знаменует собой совершеннолетие нейтринной астрономии - впервые мы смогли использовать данные о нейтрино, чтобы по-новому взглянуть на астрофизические объекты и узнать что-то важное про них", - сказал физик Натан Уайтхорн.

Астрономы сфокусировали свое внимание на нейтрино, чей уровень энергии предполагает связь с гамма-всплесками. Проведя анализ 307 гамма-всплесков в 2007 и 2009 годах, ученые открыли, что уровень их энергии был по меньшей мере в 3,7 раз меньше, чем ожидалось. Таким образом, гамма-всплески, по-видимому, не являются источниками самых мощных космических лучей.

"Наше понимание гамма-вспышек все еще остается неполным - с высоким уровнем теоретической неопределенности. Я подозреваю, что сообщество теоретиков попытается выдвинуть свою интерпретацию полученных результатов".

Вакантное место на звание источника космических лучей ультравысоких энергий, теперь заняли черные дыры в ядрах активных галактик.

Усилия астрономов из обсерватории IceCube, в ближайшем будущем будут сосредоточены на изучении нейтрино из активных галактических ядер.

Россия запустит прибор для поиска темной материи
Аппаратура «НУКЛОН» разработана и создана в Научно-исследовательском институте ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ) в кооперации с российскими организациями. Она предназначена для исследования нашей галактики, ее объектов, поисков странной и темной материи путем ..
2015-01-20 1595 0 Космос
Остаток сверхновой Тихо светится гамма-излучением
В начале ноября 1572 года земляне стали свидетелями появления новой звезды в созвездии Кассиопеи - сверхновой Тихо, самой яркой за более чем 400 лет. Несколько лет наблюдений за гамма-излучением этого объекта (SN 1572) с помощью американского космического телескопа «Ферми» позволили дать ..
2011-12-15 1863 0 Космос
На карте космических лучей появилось «горячее пятно»
Международный коллектив из 125 ученых, в том числе и из России, в ходе астрономических наблюдений обнаружил рядом с созвездием Большой Медведицы источник космических лучей ультравысоких энергий. Результаты работы авторов приняты к публикации в статье в журнал Astrophysical Journal Letters, а кратко с ними ..
2014-07-09 1466 0 Космос
Обнаружен источник галактических космических лучей
Большая часть галактических космических лучей, достигающих Земли, приходит из близлежащих скоплений массивных звезд. К таким выводам ученые пришли в ходе наблюдений с научным инструментом CRIS (Cosmic Ray Isotope Spectrometer) принадлежащему НАСА спутника ACE (Advanced Composition Explorer). ..
2016-04-23 1300 0 Космос
Откуда взялись высокоэнергетические космические лучи?
Ученые обнаружили первые подтверждения того, что гамма-всплески могут являться источником ультравысокой энергии космических лучей.Исследование, проведенное телескопом IceCube Collaboration сделало первые шаги к выяснению космической тайны.Нейтринный телескоп IceCube охватывает кубический километр чистого антарктического ..