Астрономы обнаружили следы джетов в Стрельце

Астрономы обнаружили следы джетов - мощнейших выбросов материи - у черной дыры Стрелец A*, расположенной в центре Млечного пути. Статья ученых принята к публикации в Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

В рамках работы ученые анализировали данные, собранные телескопом LAT на борту орбитальной обсерватории "Ферми". Анализ этих данных позволил обнаружить следы двух мощных гамма-выбросов. Такие выбросы возникают, когда вращающаяся черная дыра поглощает значительное облако газа и пыли. При этом материя разгоняется до околосветовых скоростей, излучая, в том числе и в гамма-диапазоне.

Ученые подчеркивают, что пока говорить об обнаружении джетов рано, однако, если их открытие подтвердится, оно позволит прояснить многие вопросы современной космологии. Например, дыра в центре Млечного Пути считается довольно спокойной. Новые данные о джетах говорят, что ситуация могла быть совершенно иной 20-50 тысяч лет назад.

Это, в свою очередь, позволяет заключить, что активность дыры довольно сильно менялась со временем. Сейчас, по оценкам астрономов, скорость роста дыры как минимум на три порядка ниже, чем должна была бы быть для достижения современной массы с момента формирования Галактики 13,2 миллиарда лет назад.

Другим вопросом, который позволит прояснить открытие джетов, является возникновение гигантских гамма-пузырей с двух сторон плоскости Галактики. Пузыри, диаметр которых составляет около 25 тысяч световых лет, были описаны астрономами в ноябре 2010 года. Объекты, заполненные рентгеновским излучением, также были зарегистрированы при помощи телескопа "Ферми".

Сам телескоп (изначально он назывался GLAST) был запущен на орбиту в июне 2008 года. Срок службы аппарата - около 10 лет, а стоимость - 650 миллионов долларов. Обсерватория располагается на орбите высотой 565 километров. Приборы аппарата используются для поиска следов темной материи, а также для изучения пульсаров, не видимых с Земли.

Астрономы объяснили происхождение закрученных джетов