Ученые обнаружили двойные звезды

Астрономы при помощи британского инфракрасного телескопа, расположенного на Гавайях, обнаружили четыре пары звезд, которые оборачиваются друг вокруг друга быстрее, чем за четыре часа. Между ними настолько маленькое расстояние, что стоит вопрос о смыкании их корон.

Согласно современным данным, почти половину всех светил в Галактике составляют именно такие двойные звезды. Долгое время ученые считали, что их орбиты неустойчивы, а слишком маленькое расстояние между такими парными космическими объектами просто невозможно. Астрономы были уверены, что системы звезд с периодом обращения в пять часов, обнаруженные ранее, являются самыми близкорасположенными из возможных двойных звезд. Однако не так давно исследователи обнаружили целых четыре пары звезд, у которых период обращения не превышает четырех часов.

Рекордсменом по скорости обращения является пара звезд 19b-3-06008, в состав которой входят два красных карлика. Период вращения для них составляет 0,1121 суток, т.е. меньше трех часов. Красные карлики являются самыми долговечными звездами во Вселенной и могут жить триллионы лет. Однако в двойных системах есть угроза падения звезд одной на другую, что сильно укоротит их жизненный цикл. Расстояние между этими звездами пока еще не определено, но оно точно является очень маленьким - несколько миллионов километров.

Полученные данные идут в разрез с принятыми моделями образования двойных звезд. Дело в том, что теоретически они не могут сформироваться так близко, так как в таком случае вещества одной и второй протозвезды «схлопнулись» бы между собой, и не получилось бы никакой звездной пары. Так быстро сблизиться красные карлики могли только благодаря потере углового момента.

Что касается причин такой быстрой потери обнаруженными звездными парами углового момента, то, по мнению астрономов, тут дело в том, что линии магнитных полей соседствующих звезд могут переплетаться так, что движение одной из линий будет происходить поперек линий другой, причем с довольно быстрой потерей кинетической энергии. Таким образом, взаимодействие магнитных полей расположенных рядом звезд ведет к их спиралевидному сближению до очень маленьких расстояний.

Пока непонятно, какое будущее ждет парные звезды. Снизится ли замедление на крайне близких участках или звезды упадут друг на друга, устроив впечатляющий фейерверк?

Источник: lifeukr.net