Раскрыта тайна полярной озоновой шапки Марса

Образование на южном полюсе Марса загадочной озоновой шапки связано с соединением перенесенных из умеренных широт атомов кислорода в молекулы озона под покровом полярной ночи, как заявляют ученые, описавшие свои сведения в журнале Nature Geoscience.

Подобно Земле Красная планета обладает собственным озоновым слоем, который тоньше «ультрафиолетового щита» Земли в три тысячи раз. Это слой существует только над некоторыми участками Марса и время от времени по невыясненным пока причинам.

Одно из возможных объяснений столь необычного явления было предложено французскими исследователями - Франком Монмессин и Франком Лефевр из Центра атмосферы, экологии и космических наблюдений в Гвианкуре. Они выдвинули свое предположение относительно появления и исчезновения озона над южным полюсом Марса, предварительно изучив данные французско-русского прибора SPICAM, установленного на борту зонда «Марс-Экспресс».

Снимки, сделанные зондом в полярную ночь, показали прежде неизвестную «прослойку» озона на высоте в 40-60 км от поверхности Марса. Присутствие этого слоя весьма озадачило планетологов, тогда они решили проанализировать данные, собранные в течение последних четырех лет «Марс-Экспрессом», чтобы попытаться раскрыть механизм его формирования.

С этой целью ученые создали специальную климатическую модель GCM с описанием процессов, происходящих в атмосфере всей Красной планеты, а также использовали все данные с SPICAM для установления источника озона. Согласно расчетам исследователей, озон возникает в этом слое вследствие взаимодействия свободных атомов кислорода, проникающих на полюс вместе в ветром, дующим с умеренных широт, с молекулами СО2.

Данный процесс, по словам ученых, возможен только при отсутствии лучей, поскольку солнечный ультрафиолет разрушительно будет воздействовать на молекулы, которые формируются в промежуточных стадиях реакции. Почему этот слой отсутствует на северном полюсе Марса пока неясно. Авторы статьи считают, что причина - сезонные различия в мощности меридианальных ветров или концентрации водяных паров, препятствующих появлению в атмосфере свободных атомов кислорода.

Марс вплотную приблизился к Земле