Американцы летают на наших двигателях

Американцы летают на наших двигателях

Ракетные двигатели НК-33, созданные в СССР начале 60-х годов для тяжёлой ракеты Н-1, пролежали на складе 40 лет. Теперь их закупили «продвинутые» американцы, которые сами не могут создать что-либо подобное потому что не умеют...

Создать хороший ракетный двигатель может далеко не каждый

Оставшиеся после лунной «Царь-ракеты» несколько десятков неиспользованных ещё советских двигателей НК-33 настолько опередили своё время, что уже в наши дни устанавливаются на новейшие американские ракеты!

22 апреля 2013 года состоялся первый успешный запуск американской частной транспортной ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус». Ракета-носитель «Антарес» предназначена для доставки частных грузовых кораблей «Сигнус» на Международную космическую станцию МКС и была создана американской корпорацией Orbital (полное название Orbital Sciences Corporation) в рамках усилий американского космического агентства NASA по снижению зависимости от услуг российских грузовых транспортных космических кораблей. Контракты NASA по доставке грузов на МКС выиграли две американские корпорации Orbital и SpaceX.

И, что самое пикантное, хотя это американцами особенно не афишируется, ракетно-космическая система «Антарес» выводится в космос с помощью установленных на её первой ступени двух мощных советских ракетных двигателей НК-33, изготовленных ещё 40 лет назад для сверхтяжёлой (массой почти 3000 тонн) советской лунной ракеты Н-1. Эти двигатели были разработаны под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова для доставки советских космонавтов на Луну, и с ними связана неизвестная широкой публике и прямо-таки детективная, продолжающаяся до наших дней история…

Академик Сергей Павлович Королёв начал разрабатывать свою гигантскую лунную ракету ещё с начала 60-х годов, а двигатели для неё, как и для других королёвских ракет (Р7, «Восток», «Восход», «Союз»), должен был разрабатывать академик В.П. Глушко. Однако Глушко тогда был увлечён перспективами использования в качестве ракетного топлива несимметричного диметилгидразина (так называемого гептила) вместо керосина, и соглашался делать лунные двигатели только на гептиле. Королёв же был категорически против использования гептила в тяжёлых ракетах гражданского назначения. Ведь, в случае аварийного падения такой ракеты на город, её почти двух тысяч тонн гептила было бы вполне достаточно для уничтожения нескольких миллионов человек, т.к. гептил и его пары относятся к отравляющим веществам первого (самого токсичного!) класса опасности. Кроме того, гептил не только токсичен, но и обладает сильными канцерогенными свойствами.

Тогда С.П. Королёв и вынужден был обратиться в ОКБ авиационных двигателей Н.Д. Кузнецова с просьбой разработать сверхмощные для того времени ракетные двигатели на керосине и жидком кислороде для своей ракеты Н-1. Пикантность же ситуации была в том, что Николай Дмитриевич Кузнецов никогда ранее не делал мощных ракетных двигателей для космоса, а разрабатывал турбовинтовые и реактивные двигатели для самолётов. Многие десятки лет наша военная и гражданская авиация летают на двигателях ОКБ этого выдающегося конструктора. Однако созданные в ОКБ Н.Д. Кузнецова по просьбе С.П. Королёва космические ракетные двигатели НК-33 оказались настолько удачными и перспективными, что до сих пор остаются одними из самых лучших ракетных двигателей в мире!

Лично познакомиться с академиком Н.Д. Кузнецовым мне довелось, благодаря директору нашего НИИ механики и прикладной математики Ростовского государственного (ныне Южного федерального) университета академику И.И. Воровичу, который как-то взял меня с собой в качестве содокладчика на выездную сессию Отделения проблем Машиностроения и процессов управления Академии наук СССР. Выездная сессия проходила в Днепропетровске, где до сих пор работают знаменитые ракетные КБ «Южное» и завод «Южмаш». Погода была плохая, и вечерами почти все участники сессии собирались в буфете гостиницы. Кузнецов и Ворович учились (правда, в разное время) в одной и той же Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, хорошо знали друг друга, вследствие чего академик Кузнецов почти всегда садился за наш с Воровичем столик, где уже в неформальной обстановке продолжалось обсуждение интересующих вопросов...

Ну, а В.П. Глушко всё-таки создал свои гептиловые двигатели, но уже не для лунной ракеты С.П. Королёва, а для ракеты УР-500 («Протон») конструктора В.Н. Челомея. В настоящее время «Протон» является самой мощной российской серийной ракетой. Однако из её почти 400 запусков, каждый восьмой старт до сих пор оказывается неудачным, вызывая трения во взаимоотношениях России с Казахстаном по причине гептилового заражения местности вокруг места падения ракеты. Последний фальстарт Протона с космодрома «Байконур» состоялся всего неделю назад, похоронив под своими обломками три новейших российских спутника навигационной системы «Глонасс».

После проблем с гептиловым Протоном, академик В.П. Глушко вернулся к проверенному керосину в качестве топлива и создал великолепные двигатели на керосине и жидком кислороде для гигантской ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Однако это уже другая история…

В 1966 году умер академик Королёв, его преемники довести ракету Н-1 не успели, и в 1969 году американцы первыми высадились на Луну, вследствие чего советская пилотируемая лунная Программа потеряла всякую актуальность. К тому времени уже было изготовлено 94 серийных двигателя НК-33. Двигатели обладали уникальными характеристиками и могли быть использованы до 15 раз! Кроме серийных, имелось ещё порядка 60 экспериментально-испытательных двигателей, которые могли быть использованы дополнительно. Однако вследствие закрытия советской лунной Программы Н1-ЛЗ, все эти двигатели оказались невостребованными, и по специальному приказу тогдашнего руководства СССР подлежали уничтожению. Сотрудникам Н.Д. Кузнецова всё же удалось сохранить почти все двигатели, спрятав их на складе одного из химических заводов города Куйбышева (ныне Самара).

В самом начале лихих 90-х этими «бесхозными» ракетными двигателями заинтересовались пронырливые американцы из фирм Aerojet (двигателестроение) и Orbital (ракетостроение). Однако американцы долго не могли поверить, что пролежавшие на складах десятки лет ещё советские ракетные двигатели могут работать безотказно. Вследствие этого на российских и американских полигонах было проведено несколько тестовых огневых запусков двигателей НК-33, по результатам которых в 1996-1997 годах американцы закупили у России сразу более 30-ти таких двигателей. Сумма контракта и точное количество поставленных двигателей являются коммерческой тайной. По неофициальной информации, к настоящему времени американцы уже закупили более 50-ти ракетных двигателей НК-33 по смехотворной низкой цене – порядка $1 млн. за штуку!!!

Корпорация Orbital занимает значительную часть рынка американских космических услуг и давно имеет самые тесные связи с американским военно-промышленным комплексом. Она разработала и изготовила уже более 500 космических аппаратов различного (в основном, двойного и военного) назначения и контролирует почти половину рынка американских ракет-перехватчиков. Однако ракет среднего и тяжёлого класса, а также двигателей для них корпорация Orbital никогда ранее не делала.

Выиграв один из двух контрактов NASA на создание транспортной системы для доставки грузов на МКС, специалисты корпораций Aerojet и Orbital, вместо дорогостоящей разработки собственных мощных ракетных двигателей, решили просто оснастить закупленные у России двигатели НК-33 своими системами управления и новейшей электроникой. Сделав это, они под маркой AJ26 сертифицировали наши двигатели для использования в качестве основных двигателей своей новейшей ракеты-носителя среднего класса «Антарес» массой почти в 300 тонн.

Полёты ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус» к МКС планируется совершать 2-3 раза в год, вследствие чего уже закупленных американцами двигателей НК-33 хватит им более чем на 10 лет полётов! Таким образом, если всё будет в порядке и далее, то оснащённые мощными ракетными двигателями ещё советского производства американские частные ракеты-носители с осени этого года начнут регулярно доставлять коммерческие грузы на Международную космическую станцию.

К сожалению, наши нынешние космонавты до сих пор летают к МКС хотя и на многократно модернизированных, но всё же давно устаревших ракетах и двигателях, разработанных ещё 60 лет назад! И нам остаётся только гордиться, что и в Америке старая советская ракетно-космическая техника (даже 40-летней давности изготовления!) ещё раз подтвердила свою феноменальную надёжность. А не пора ли и нам в новой России начать делать что-либо новое?!

Сергей Буйло. Доктор физико-математических наук.

Сокращённый вариант очерка опубликован в газете «Наше Время»

Источник: rodvzv.com

Похожие новости:
Создатель ракетных двигателей объяснил зависимость США от России
Академик РАН, создатель востребованного США ракетного двигателя РД-180 Борис Каторгин в интервью «Ленте.ру» рассказал о невозможности создания американского аналога российской разработки в ближайшие годы.«Конечно, США хотят иметь свой двигатель. Сумеют ли американцы создать что-то такое же или лучше, ..
2017-01-29 8858 0 Космос
0
Перед полетом на Марс NASA высадятся на астероиде
В NASA сделали заявление, в котором говорится о миссиях, предшествующих первой высадке на Красную планету. Напомним,  что американцы планируют к 2030 году организовать первую экспедицию на Марс, в составе которой будут люди. Уже на протяжении 40 лет американцы исследуют поверхность планеты при помощи ..
2014-05-02 2317 0 Космос
0
Американцы собрались на Марс в 2021 году
Частный пилотируемый полет к Марсу может состояться через семь лет. Но прежде чем первые люди высадятся на Красной планете, нужно сделать очень много. Под таким лейтмотивом прошел 27 февраля конгресс, посвященный будущему космическому путешествию. Полет к загадочной планете ..
2014-03-02 2804 0 Космос
0
Для развития космической отрасли РФ нужна политическая воля
Для успешного развития космической отрасли России нужна политическая воля и целенаправленное финансирование, признал летчик-космонавт, дважды Герой СССР, член Общественной палаты России Алексей Леонов. "В XX веке мы неожиданно для всего мира, благодаря гению наших людей, наших ..
2013-04-12 1632 0 Космос
0
Американцы сделают Луну своим складом
Исследовательское космическое агентство США заявило, что имеет достаточно серьезные и, как утверждается вполне реальные планы на практическое использование спутника Земли Луны. США собираются сделать Луну своей перевалочным пунктом, чем-то вроде космической базы. Что особенно интересно, использовать Луну ..
2013-01-11 1891 0 Космос
0
Роскосмос перенес запуск лабораторного модуля для МКС
Роскосмос принял официальное решение о переносе запуска многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) для Международной космической станции (МКС) и возвращении его на доработку, сообщил начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. "Мы проинформировали наших партнеров, что у нас в 2014 году МЛМ на орбите, по всей ..
2013-11-27 2338 0 Космос
0
Эксперты: отследить упавший на Урале метеорит было невозможно
Такого уровня технологий пока нет ни в России, ни в мире. Об этом в прямом эфире «Русской службы новостей» заявил заведующий отделом физики звездных систем Института астрономии РАН Олег Малков. «Мы уже достигли того уровня, чтобы предсказывать явления падения метеоритов ..
2013-02-15 1905 0 Космос
0
Полёты на луну. Фабрикация реальных событий
Американцы на самом деле были на луне. Но все съёмки, которые были представлены телезрителям, проводились на Земле, в Голливуде.Что скрывают американские астронавты. Обратная сторона Луны. Ответы на эти и другие каверзные вопросы в интереснейшем видеоматериале.Источник: ruspravda.info ..
2013-07-24 1755 0 Космос
0
Убытки России от отказа Америки от услуг Роскосмоса
Примерно через 3,5 года американцы планируют отказаться от услуг Роскосмоса по отправке своих космонавтов на МКС. Какие убытки это принесет России? Между российским Роскосмосом и американским НАСА существует соглашение по использованию многоместных космических кораблей «Союз» для доставки астронавтов США на МКС до середины ..
2013-11-14 2937 0 Космос
0
Россия планирует освоение Луны
Роскосмос планирует до 2020 года запустить на Луну два космических аппарата, а в перспективе создать на ней пилотируемую станцию, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Поповкин. "Планируется освоение Луны. Сегодня в наших планах до 2020 года запустить туда (на Луну - "ИФ-АВН") два автоматических аппарата", ..
2012-01-19 4447 6 Космос
0
Экипаж МКС сделал более миллиона фотографий
Экипаж Международной космической станции (МКС) сделал более миллиона фотографий за время нахождения станции на орбите. Как отмечается в микроблоге NASA на сервисе Twitter, юбилейным миллионным снимком стала фотография, снятая 7 марта этого года. На юбилейном снимке, сделанном над Тасмановым ..
2012-03-31 1789 0 Космос
-1
Россия может создать новый "Фобос-Грунт"
Федеральное космическое агентство не исключает возможности создания дублера межпланетной космической станции "Фобос-Грунт". Об этом заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, передают "Вести". "Европейцы и американцы пригласили нас участвовать в их марсианской миссии "ЭкзоМарс". Американцы решили выйти из этого ..
2011-12-22 2255 0 Космос
0
РФ придется осваивать космос в союзе с Китаем и Индией
Когда-то американцы с изумлением смотрели на рвущийся в космос СССР и не понимали, как это может быть, чтобы их обогнала страна, еще недавно лежавшая в руинах. Сегодня, когда Китай отправил в космос ракету-носитель с луноходом на борту, а Индия неделями ранее запустила марсоход, у нас появился ..
2013-12-4 1599 0 Космос
0
«Роскосмосу» помешали иностранцы
В 2019 году «Роскосмос» выполнит около 40 запусков ракет, а не 45, как это планировалось ранее, передает ТАСС заявление гендиректора госкорпорации Дмитрия Рогозина.«45 точно не будет, потому что у нас три аппарата "уехали" на следующей год. Это не наши аппараты, а аппараты наших иностранных партнеров. Они их не успели ..
2019-09-18 10399 0 Космос
1
Россия может отправить экспедицию на Марс в 2030 году
Заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов заявил, что полет российских космонавтов на Марс возможен в середине 2030 годов. «В наших планах Марс - это где-то 2030-е годы, середина 30-х. Шанс дожить до этого есть у многих присутствующих», - сказал он на пресс-конференции, ..
2011-11-6 5111 11 Космос
-2