Когда-то американцы с изумлением смотрели на рвущийся в космос СССР и не понимали, как это может быть, чтобы их обогнала страна, еще недавно лежавшая в руинах. Сегодня, когда Китай отправил в космос ракету-носитель с луноходом на борту, а Индия неделями ранее запустила марсоход, у нас появился повод испытать схожие чувства.
Теперь-то мы, кажется, начинаем осознавать, что анекдоты про китайские ракеты типа «над Россией сбили китайскую ракету: летчика поймали, кочегар сбежал» – это уже не смешно. А нам казалось, что мы все еще соревнуемся с американцами...
Но с США мы ныне уже не соревнуемся. По крайней мере, в космосе – точно. Сдав некогда уверенные позиции, но оставаясь по инерции космической державой (наследие – великая вещь!), мы обрели новый противовес – активно покоряющую космос Азию. Если бы кто-то сказал пусть хотя бы два-три года назад, что Индия не просто запустит свой аппарат к Марсу, но еще и сделает это успешно, – такого провидца, вероятнее всего, засмеяли бы. А теперь мы говорим об этом буднично. Центр освоения космических пространств уверенно перемещается с мыса Канаверал в Азию. Восток спешит утереть нос заносчивому Западу.
И можно сколько угодно зубоскалить над словами китайского космического чиновника Чжана Чжэньчжуна «Прорыв в космос станет частью китайской мечты национального возрождения». Ну да, эталонная такая фраза от секретаря обкома на встрече с партактивом. Когда у государства есть мечта, даже на грани фантазии, это всегда веселит снобов – как своих, так и заграничных. Но России сейчас очень сильно недостает именно такой мечты, какого-то ощутимого стимула, который мог бы мотивировать, встряхнуть нашу космическую общественность, побудить наших молодых инженеров творить именно в России.
Можно ли считать состоявшееся накануне подписание Владимиром Путиным указа о создании Объединенной ракетно-космической корпорации некоторым признаком возродившейся мечты, покажет время. Кто будет в ней работать, как и над чем – вопрос действительно принципиальный. Ведь есть одна проблема, пока что представляющаяся слабо преодолимой: космос – слишком дорогая игрушка, экономить на нем бессмысленно, а спускать в отрасль сверхщедрые ассигнования из бюджета (чтобы хватило еще и на откаты с распилами) слишком накладно, особенно при условиях небыстрой окупаемости. Тут уж надобно будет выбрать что-то одно: космические исследования или космическую коррупцию. Если вторая не сдастся – что ж, тогда продолжим высокомерно смеяться над простодушными китайцами.
Но смеяться – проще и веселее. Не оказаться бы последними...
Перспективы развития космической отрасли в Азии и места России в ряду космических держав в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал известный публицист, автор книги «Почему Россия не Америка» и других Андрей Паршев:
– Такие мероприятия направлены прежде всего, конечно, на рост и укрепление престижа стран, потому что, по большому счету, практической пользы в этом нет, хотя есть определенная польза для науки. К примеру, американский марсоход обнаружил, что температура на поверхности Марса растет примерно такими же темпами, как и в условиях глобального потепления на Земле. Наверное, эти сведения имеют определенную практическую ценность для исследований. Однако жить ни на Марсе, ни на Венере люди все равно не смогут, да и, думаю, ни к чему даже пытаться.
В то же время совершенно понятно, что те страны, которые способны проводить исследования планет Солнечной системы, определенно находятся на высоком уровне своего развития. И в этом свете с сожалением приходится констатировать, что за последние годы наши российские марсианские экспедиции пока что так и не увенчались успехом, и это очень ощутимо ударило по престижу России. В случае с запуском лунохода китайцами также очевидно, что во главу угла ставились соображения престижа страны, так как понятно же, что вряд ли китайцы обнаружат на Луне что-то необычное – разве что проверят, высаживались там все же американцы или нет.
Конечно, не может не расстраивать то, что китайская космическая программа является, по сути, калькой с советской. В свое время китайцы купили у СССР два аппарата «Союз», изучили и на их основе стали строить уже свои ракеты. При этом у нас, насколько мне известно, до сих пор нет совместной российско-китайской комиссии по космосу, которая могла бы отслеживать совместимость технических характеристик космического оборудования и чтобы наши корабли могли бы летать на китайскую орбитальную станцию и наоборот.
К сожалению, в этом направлении пока что вообще ничего не делается. А мне вспоминается замечательная книга братьев Стругацких «Страна багровых туч», где фигурировала советско-китайская космическая станция «Вэйдады Ю-и», в переводе – «Великая дружба». Надеюсь, что когда-нибудь ее книжный образ воплотится в реальности – возможно, что и с участием индийских космонавтов.
Как ни крути, но советская космическая программа все еще долго будет служить прочной основой для наших космических исследований. Американцы же, полагаю, перейдут на свои транспортные корабли. Для них использование кораблей собственного производства – это в первую очередь вопрос национальной безопасности. И вопрос престижа, опять же.
Так или иначе, но, похоже, наше дальнейшее участие в жизни Международной космической станции будет все более ограничиваться, а это значит, что вопрос о строительстве своей орбитальной станции (возможно, в сотрудничестве с Китаем и Индией) станет неизбежным. Амбициозные проекты по освоению других планет – это прекрасно, но исследование Земли из космоса должно при этом оставаться приоритетным направлением.
Все же залог успеха советской космической программы объяснялся, помимо всего прочего, и тем, что руководители СССР обладали крепкими техническими знаниями. Это действительно важное условие: руководители космической державы должны быть хотя бы относительно компетентны в вопросах космической инженерии, должны грамотно оценивать перспективы тех или иных программ. Все же освоение космоса – это очень дорогая и ответственная затея, тратить огромные средства на бесплодные проекты недопустимо.
Между тем такие примеры были. Когда я еще был студентом МГТУ им. Баумана и как раз учился на ракетно-космической специальности, мы, помню, обсуждали, зачем нам был нужен «Буран». Ведь гораздо правильнее было бы развивать одноразовые транспортные корабли. Ведь нет смысла гонять на орбиту и обратно 20-тонные или 100-тонные космические корабли, чтобы выводить в космос сравнительно небольшую нагрузку.
При этом нельзя сказать, что соображения престижа в деле освоения космоса заведомо не имеют права на жизнь. Да и не всегда можно заранее точно предугадать, будет ли отдача от того или иного проекта или нет. Например, американцы значительно прославились после того, как запустили телескоп «Хаббл» и смогли получать высококачественные снимки дальнего космоса. И все знают, что эти фотографии сделали американцы. То же самое – с их космическими зондами, которые фотографировали дальние планеты Солнечной системы. Эти достижения не имеет смысла повторять, эффект будет далеко не тот, нужно будет придумывать что-то новое. Сегодня мы можем довольствоваться неплохими практическими достижениями, организацией космической связи, системами космической разведки.
Источник: km.ru