7 самых больших загадок Марса

Древние китайские астрономы называли Марс "Огненной звездой", и ученых еще долго будет "сжигать" любопытство относительно некоторых вещей, связанных с Красной планетой. Даже после того, как десятки космических аппаратов были направлены к Марсу для исследований, многие вопросы остались без ответа. Узнайте о самых больших загадках Марса, которые еще предстоит разгадать.

Почему у Марса два "лица"?

Ученые в течение нескольких десятков лет были озадачены разницей между двумя сторонами Марса. Северное полушарие планеты - гладкое и низкое – это одно из самых гладких и ровных мест на планетах Солнечной системы. Потенциально оно могло образоваться из-за воды, которая когда-то плескалась на марсианской поверхности. В то же время южная половина Марса - неровная и вся изрезана кратерами. Она примерно на 4-8 километров выше, чем северная часть. Недавние исследования предполагают, что такие различия между южной и северной сторонами планеты могли быть связаны с гигантским космическим телом, которое могло когда-то очень давно упасть на поверхность Марса.

Каков источник метана на Марсе?

Метан – самая простейшая органическая молекула – был впервые обнаружен в атмосфере Марса космическим аппаратом "Марс-экспресс" Европейского Космического Агентства еще в 2003 году. На Земле большая часть метана образуется живыми организмами, например, крупным рогатым скотом, переваривающим пищу. Предполагается, что метан стабилен в марсианской атмосфере только 300 лет, но кто или что могло сгенерировать этот газ так недавно – остается загадкой.

Все же существуют способы образования метана и без участия живых организмов, например, вулканическая активность. Новая программа Европейского Космического Агентства "Экзомарс", которая будет запущена в 2016 году, изучит химический состав атмосферы Марса, чтобы ученые смогли больше узнать о марсианском метане.

Есть ли на Марсе жидкая вода?

Хотя большое количество свидетельств указывает на то, что на Марсе когда-то была жидкая вода, существует ли она сегодня – пока остается тайной. Атмосферное давление на Марсе очень низкое, примерно в 100 раз меньше давления на Земле, поэтому вряд ли жидкая вода может сохраниться на поверхности Красной планеты. Однако темные длинные линии, которые мы можем видеть на поверхности Марса, намекают на то, что соленые потоки воды могут течь по ним каждую весну.

Были ли на Марсе океаны?

Большое количество марсианских миссий показывало, что на Марсе есть множество признаков того, что когда-то на поверхности планеты плескалась вода. Очень похоже на то, что тут были океаны, сети долин, дельты рек и минералы, которые могли сформировать воду.

Однако современные модели раннего марсианского климата не могут объяснить, как могли существовать на планете такие высокие температуры, чтобы образовалась жидкая вода, так как Солнце согревает поверхность планеты намного слабее. Может быть, некоторые характерные особенности поверхности могли быть сформированы не водой, а ветрами или другими механизмами? Однако все указывает на то, что древний Марс был все-таки теплым, и на его поверхности могла быть вода, по крайней мере, на одной его стороне. Однако некоторые ученые утверждают, что древний Марс был холодным, но влажным, хотя эту теорию продолжают оспаривать.

Есть ли жизнь на Марсе?

Первый космический аппарат, удачно приземлившийся на поверхности Марса – Викинг 1 НАСА – первым попытался раскрыть тайну о том, есть ли на Красной планете жизнь, однако до сих пор ответа на этот вопрос не получено. Сегодня этот вопрос волнует исследователей Марса во всем мире. Викингу удалось обнаружить органические молекулы, такие как метилхлорид и дихлорметан. Впрочем, позже выяснилось, что это были земные примеси, которые входили в состав чистящих жидкостей при подготовке аппарата на Земле.

Поверхность Марса вполне подходит для появления на ней жизни, насколько мы знаем, так как тут имеются соответствующие условия: подходящая температура, радиация, повышенная сухость и другие факторы. Известно огромное количество примеров, когда на Земле появлялась жизнь даже еще в более суровых условиях, например, на крайнем севере, в сухих почвах Антарктических Сухих Долин и в очень сухой пустыне Атакама в Чили.

Там где имеется жидкая вода на Земле - жизнь есть везде, поэтому ученые считают, что если на Марсе есть вода, там непременно должна быть жизнь. Когда ученые ответят на вопрос, есть ли жизнь на Марсе, они смогут пролить свет на ряд других вопросов, которые остаются сегодня без ответа, например, может или не может жизнь зародиться в других частях Вселенной.

Жизнь на Землю пришла с Марса?

Метеориты, которые были обнаружены в Антарктиде, прибыли на нашу планету с Марса. Они откололись от Красной планеты во время ее столкновений с другими космическими объектами. Эти метеориты имеют структуры, которые напоминают структуры, созданные земными микробами. Хотя многие исследования говорят о том, что, скорее всего, эти структуры получены химическим путем, споры в ученом мире продолжаются. Некоторые исследователи полагают, что жизнь на Землю была занесена с Марса давным-давно, и ее могли перенести сюда именно метеориты.

Могут ли земляне жить на Марсе?

Чтобы, наконец, ответить на вопрос, есть или нет жизнь на Марсе, человек может слетать туда и выяснить.

Еще в 1969 году у НАСА имелись планы организации к 1981 году миссии по отправке человека на Марс, чтобы основать там постоянную марсианскую станцию к 1988 году. Однако межпланетные путешествия с участием человека оказались не такой уж простой задачей как с научной, так и с технической точек зрения.

Например, существенными трудностями было: обеспечение запаса пищи, воды, кислорода, устранение вредного влияния микрогравитации и радиации, снижение до нуля вероятности пожаров, и так далее. Но самое главное – нужно психологически настроить человека на то, что он в течение долгих лет будет далеко от Земли и от реальной помощи. Также сложно представить, как можно организовать приземление, работу, жизнь на чужой планете и возвращение оттуда обратно на Землю.

Тем не менее, астронавты давно уже мечтают о подобных полетах. Например, волонтеры согласились жить около года на космическом корабле. Это была самая длительная симуляция космических полетов, которая была когда-либо разработана, целью которой было воспроизвести в земных условиях то, какой может быть миссия к Марсу от начала и до конца.

Добровольцев, согласных отправиться к Марсу – великое множество. Возможно, когда-то такой полет станет реальностью

Написал: sali,
2013-05-23 в 17:24
Марс -живой и там вполне может жить Человек.И Марс вполне может быть в 2 домом. человека.Большой Каньон-его глубина до 12км.а площадь больше чем вся Америка.И на дне у него может существовать Вода в жидком виде,растительность и давление почти как на Земле,температуры от -30 до+20*градусов цельсия,построй простую Теплицу и можно выращивать растительность для питания и там пещеры и в них можно строить Жильё и защита от Радиации и Метеоров.Там Марсианский РАЙ!!! И с этого Оазиса, поселенцы могут потихоньку начинай осваивать и весь Марс.