Медленно, но верно человечество пересаживается с автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на электромобили. Помимо очевидных экологических преимуществ электрического транспорта перед классическим, существуют и материальные плюсы. Электромобиль, использующийся в городе для стандартных целей: дом-работа-магазин (для которых он, в принципе, и создан), позволит ощутимо экономить на топливе и техническом обслуживании. Однако все вышеперечисленные плюсы решительно перечеркивает серьезный минус электротранспорта: его цена.
Да, к сожалению, для простого человека новенькая экологичная машина пока не вполне доступна, поскольку невероятно дорога, но вот приобрести подержанную реально уже сегодня. Причем для Украины, как и большинства постсовецких стран, вторичный рынок электромобилей пока основной, так как покупка, доставка и растаможка совершенно нового автомобиля здесь по карману только редкому потребителю. К тому же, по данным исследовательской компании CAP Automotive, подержанные электрокары в среднем имеют стоимость всего в 20% от первоначальной цены, так что, например, трехлетний электрокар с исходной стоимостью в 1 млн. грн можно приобрести за 200 тыс. грн. Весьма заметная разница, не правда ли-
Но если Вы решились на это, пусть привлекательная цена не туманит Вам голову: при выборе и покупке бывшего в употреблении электромобиля нужно быть особенно внимательным и обязательно нужно обратить внимание на ряд важных особенностей.
Естественно, батарея
Первое, на что следует обратить внимание при выборе электромобиля – насколько изношена его тяговая батарея, поскольку это первостепенный источник возможных будущих проблем. Слишком изношенный аккумулятор скоро потребует замены, а она весьма затратна: новая батарея обойдется примерно в 5 тысяч долларов, поддержанная – около 1,3 - 1,5 тысячи.
Существует несколько способов проверки бывшего в употреблении аккумулятора, некоторыми из них сложно воспользоваться, и все они не обещают стопроцентной точности результатов.
Способ первый. На многих современных электрокарах информация о емкости батареи отражается прямо на табло приборной панели, на нем видно, сколько машина уже «пробежала» и сколько еще может «пробежать».
Способ второй. Необходимо узнать запас хода, гарантированный производителем, и тот, что отражается на приборной панели полностью заряженного электромобиля. Это поможет составить представление о том, насколько батарея постарела.
Способ третий – самый надежный. Существуют компьютерные программы, которые сами диагностируют тяговую батарею и сообщат Вам ее остаточную емкость. Для использования такой программы понадобится диагностический WiFi- или Bluetooth-сканер, который подключается к OBD II-порту электрокара.
Например, самая популярная у массового покупателя модель Nissan Leaf имеет мобильное приложение «LeafSpy», им может воспользоваться любой желающий, оно охарактеризует не только емкость аккумулятора, но и состояние всех его ячеек и даже количество пережитых циклов перезарядки (с уточнением, сколько раз применялась быстрая зарядка от «суперчарджеров», что, по мнению некоторых специалистов, может не благотворно сказываться на работе батареи).
Способ четвертый. Можно обратиться к эксперту, их много и среди не специалистов, а просто знатоков и любителей электрических машин. Здесь нужно учесть, что человека при диагностике аккумулятора легко обмануть: некоторые продавцы знают, как «скрутить» показатели остаточного ресурса батареи. Знайте, что даже лучший аккумулятор поддержанного авто с малым пробегом не может показывать стопроцентную емкость, правильный показатель будет ниже хотя бы на несколько процентов.
Стоит отметить, что литий-ионные аккумуляторы уже вполне можно отремонтировать в профессиональных автосервисах, так что, если Вы все-таки ошиблись с выбором электромобиля, и батарея Вас подвела, это еще не означает конец ее эксплуатации, специалисты, наверняка, вернут ее к жизни.
Конечно, механика
Детальной оценке подлежит и механическая часть электрокара. Многие из них созданы на основе обычных автомобилей того же класса, поэтому сложностей с диагностикой и, если понадобится, ремонтом механики у электротранспорта нет – их можно осуществить в обычном автосервисе.
При покупке особое внимание следует уделить ходовой части, трансмиссии, подвеске, тормозам – в ходе эксплуатации они изнашиваются точно так же, как и у автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Само собой, не упустить из виду нужно также электронику: обратите внимание на работу электронных приборов на панели, электроарматуры и т.д.
Реалии украинского рынка
Уровень развития рынка электротранспорта в Украине, по сравнению с другими странами, оставляет желать лучшего, но он все равно растет. Постепенно создаются условия для использования «зеленых» машин в украинских городах: растет число электрозарядных станций (хоть их и крайне мало), передовые разработки внедряются в автомобильное производство на законодательном уровне.
Таким образом перспективы для развития есть, интерес потребителя тоже, так что можно с затаенной тоской надеяться, что наше экологически чистое будущее не так уж далеко. Несмотря на это, цены на электромобили как и прежде кусаются - благодаря НДС для украинцев они, как минимум, на 20-25% дороже, чем в Европе или США: электрокар, который в нашей стране, к примеру, стоит 30 тысяч долларов, в Америке обойдется в 22 тысячи.
Да, сейчас украинский рынок электротранспорта устроен таким образом, что увеличить доступность электрокара для рядового потребителя можно лишь за счет его непростой истории: электромобили, пережившие аварию или затопление, доставляют сюда с Запада и уже здесь подвергаются тщательному ремонту. Поэтому очень важно выбирать подержанный электрокар внимательно, чтобы найти модель, восстановленную качественно, будьте внимательны.