iTunes Store пришел в Россию в атмосфере обыкновенной для Apple секретности. Об официальной стартовой конференции в закрытом кругу приглашенных VIP-лиц мы узнали из западных источников за день до события. Для журналистов же устроили лишь краткий брифинг. Впрочем, информацией делились охотно. Итак, iTunes Store официально появился на российском рынке, одновременно с рынками ряда других стран, таких как Украина, в Турция, в Индия, ЮАР и так далее. Основная, крупнейшая и старейшая музыкальная часть магазина iTunes открылась перед россиянами в полном объеме. Это — более 20 миллионов треков мировых исполнителей.
Apple явно очень старался договориться и с российскими правообладателями, но столкнулся с особенностями нашей музыкальной индустрии. Рынок авторских прав оказался сильно фрагментированным. На Западе абсолютная часть контента делится между горсткой "мейджоров". То есть, договорился, например, с Sony, получил в коллекцию сразу сто тысяч треков. Те бренды, которые за свою историю записали несколько альбомов пары исполнителей, считаются малыми и, как представляет Apple, должны в iTunes проситься сами. Проблема в том, что в России, при всем разнообразии местного фольклора, все бренды являются именно такими. Всякий исполнитель старается писаться на собственной студии и владеть правами на свои произведения через минимальное число посредников. В Apple, по слухам, поначалу планировали работать через агрегатора авторских прав в лице Российского авторского общества, однако эту затею, видимо, решили оставить, так как РАО, во-первых, за свои услуги посредника берет до пятой части выручки от продаж исполнителя, а так работать наши малые бренды не хотят. Как сообщает газета "Ведомости", студия Navigator Records, к примеру, услышав о сотрудничестве Apple и РАО, решила и вовсе приостановить выкладку на iTunes альбомов из своего каталога.
Во-вторых, у РАО не оказалось аккредитации для работы по "очистке" прав для интернет-сервисов, а для ее получения, как заявили "Ведомостям" в самом Обществе, нужно менять законодательство и получать разрешение в Минкультуры. Это огромные временные затраты, а запуск iTunes Store не мог ждать. В итоге, в РАО сообщили, что Apple с ними по поводу iTunes Store вообще не связывалась. Сами представители "Яблока" проговорились, что для ведения переговоров с российскими правообладателями уже завели в России собственную команду. Но работает она, видимо, недавно — прилавки с отечественными исполнителями пока не пестрят разнообразием.
То же самое, кстати, с фильмами. Если песен в русском iTunes миллионы, то фильмы исчисляются лишь сотнями. Проблема, опять же, в авторском законодательстве. В России переводы зарубежных фильмов зачастую также являются объектами авторского права, поэтому с их владельцами надо договариваться отдельно, даже если у Apple уже есть соглашения с зарубежными владельцами прав на картину.
Отдельно стоит упомянуть об антипиратской политике Apple. Ведь компания приходит со своим магазином в страну, где платить за контент не привыкли. Приучать клиентов к легальному контенту в Apple намерены двумя способами. Во-первых, низкими ценами. Так, средняя стоимость трека для россиян в iTunes Store составляет 15 рублей. А за целый альбом придется выложить от ста до 150 рублей — это в два раза меньше, чем в США и Европе. Так же доступны фильмы: купить картину можно в среднем за сто рублей, а можно — взять в аренду за 60 и посмотреть в течение 48 часов.
Второй антипиратский инструмент — нашумевший iTunes Match. Это сервис, который позволяет легализовать весь музыкальный контент вашего компьютера. Работает это так: например, у вас есть внушительная фонотека MP3. Для Apple не важно, как вы получили эти треки. Как только iTunes получит разрешение пользователя, он синхронизирует всю фонотеку с iCloud, при этом заменив ваши MP3 сомнительного качества и содержания на совершенно законные аналоги из iTunes, причем, скорее всего, гораздо лучшего качества: в кодеке AAC, 256 килобит в секунду. И с этими треками вы можете делать что угодно. Стоит это всего 800 рублей в год. Относительно небольшая индульгенция — и вы уже не злой пират, а вполне себе благородный корсар.
В Apple, впрочем, не уточняют, что будет, если, синхронизировав музыку через Match, пользователь снова отправится на промысел в торренты? Будут ли добытые там треки так же легализовываться? Конечно, в компании надеются на то, что подобный шаг навстречу заставит даже самых заядлых пиратов переключиться на легальный контент. Причем, рассчитывают на это и в "Яндексе", который обновил свой сервис музыки на прошлой неделе. По данным российской компании, с приходом в любую страну iTunes "черный рынок" музыки значительно уменьшается. Сам "Яндекс", кстати, в преддверии старта iTunes Store в России, снизил цену подписки на свой музыкальный сервис.