Пекин объявил войну анонимам в Интернете. Теперь чтобы зарегистрировать блог, китайцы обязаны указать свои реальные данные: номер паспорта, адрес и телефон. Никаких псевдонимов — только настоящие имена и фамилии. Власти считают, что подобные меры помогут защитить население от спама и мошенничества. А вот среди местных граждан мнение разделилось: многие от нового закона не в восторге.
Её рабочий день начинается в модном кафе, куда приходит "золотая молодёжь" — за порцией утреннего кофе с пирожным. Кондитерские изделия Ли Пин продаёт через собственный микроблог. Семь тысяч подписчиков, среди них даже и знаменитости. Кажется, именно для таких бизнес-блогеров и придуман новый закон. Скрывать нечего, в интернете Ли Пин с первого дня под своим настоящим именем. Но одно дело — добровольный выбор, другое — обязательная регистрация.
"В моём блоге нет ничего противозаконного, — говорит Ли Пин, — но даже я не могу отрицать, что попытки контролировать Интернет создают некий дискомфорт. Такое впечатление, что не всё теперь можно написать, что свободы в Интернете стало меньше. Всё это, конечно, не радует — хотя лично меня мало касается".
Кафе, где Ли Пин на своём модном планшетнике пишет микроблог, — точная копия кофейни из американского сериала "Друзья". Смотришь по телевизору любимый фильм и словно в зеркале себя видишь. Сюда и приходят не столько кино посмотреть, сколько почувствовать себя как бы в Америке. Увы, страничка "Друзей" в Facebook китайским поклонникам жанра недоступна. А местный её аналог тоже не может без "прописки".
"Мне недавно позвонили и сказали, что я должен ввести на сайте данные моего кафе. А ведь у меня просто фан-клуб. Я через блог общаюсь с другими поклонниками. И как мне регистрироваться — как физическому лицу или как юридическому?" — недоумевает блогер Ду Синь.
На первый взгляд всё просто. Вводишь в систему полное имя, номер удостоверения личности, адрес, подгружаешь фотографию. Система всё это сличает, и если данные совпали, человек может и дальше пользоваться блогом. Если вы не хотите писать под настоящим именем, вам уготована участь вечного читателя — оставлять комментарии вы уже не сможете.
"У меня блог посвящён вопросам дизайна, — рассказывает блогер Ван Вэй, — но даже и в этой области человеку иногда хочется раскрепощения, хочется с полной откровенностью высказывать свои мысли — порой довольно неожиданные. И мне не нравится, что где-то будет зарегистрирован мой адрес, телефон, что кто-то получит к этому доступ".
Официально новый закон призван защитить общество от недобросовестной рекламы, клеветы, финансовых пирамид. Как он будет применяться на практике — большой вопрос. Ясно лишь, что за каждое слово теперь придётся отвечать. Впрочем, проблема не только в этом.
Миллионы пекинцев ежедневно получают огромное количество рекламы — по электронной почте или на мобильный телефон. Пессимисты полагают, что теперь, когда личные данные блогеров будут храниться в Интернете, информация эта рано или поздно попадёт в руки спамеров, а уж те, прочитав блог, без труда сообразят, какие товары и услуги предлагать.