Агентство национальной безопасности США (АНБ) наблюдало за пользователями при помощи cookie-файлов, собираемых компанией Google. Так называемые "куки" — это небольшие фрагменты текста, которые хранятся в браузере. Их активно применяют маркетологи для анализа интернет-активности и "нацеливания" рекламы на конкретную аудиторию, основываясь на истории поисковых запросов, посещенных сайтов, информации о совершенных покупках в онлайн-магазинах и пр.
О том, что для слежки за интернетчиками американские спецслужбы применяли ту же технологию, что и рекламодатели, свидетельствуют внутренние слайды АНБ, которые изданию The Washington Post передал бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Судя по документам, АНБ предпочитало механизм PREF-cookie, разработанный Google. В таких видах "куки" содержится не личная информация (такая как имя или адрес электронной почты), а уникальный идентификатор, позволяющий проследить за веб-активностью пользователя, который уже находится под подозрением. Также в PREF-cookie хранятся персональные настройки браузера, которые трудно соотнести с каким-то конкретным лицом (язык, количество результатов на странице выдачи и т.п.).
Кроме того, из слайдов стало известно, что АНБ пользовалось геолокационными данными, которые собирались из приложений для смартфонов, чтобы определить точное местоположение мобильных устройств по всему миру. Представители Google и АНБ отказались от комментариев.
Сторонники приватности в Интернете уже давно критикуют сбор рекламодателями cookie-файлов. Во многих современных браузерах (в т.ч. в Firefox, Internet Explorer, Safari и Opera) имеется функция Do Not Track, которая уведомляет сайты о том, что пользователь не хочет, чтобы рекламодатели следили за его перемещениями по Сети и собирали о нем конфиденциальные данные при помощи cookie-файлов. Do Not Track пока не является стандартом, поэтому она носит рекомендательный характер — эта функция лишь информирует сайты о желании пользователей прекратить за ними слежку, однако не дает никаких гарантий, что рекламодатели эту просьбу исполнят.
АНБ и ранее пользовалось cookie-файлами Google для слежки. Из документов, переданных Сноуденом газете The Guardian в октябре, следовало, что Агентство применяло рекламные сети, включая Google AdSense, для идентификации пользователей в анонимной сети Tor.
О масштабной слежке за пользователями и сотрудничестве интернет-компаний с АНБ стало известно после того, как Сноуден раскрыл засекреченную программу PRISM. В начале июня он передал СМИ данные о том, что спецслужбы читают переписку по электронной почте и наблюдают за активностью клиентов крупнейших интернет-компаний США — Google, Yahoo, Apple, Skype, Facebook и многих других.
Впоследствии IT-гиганты опровергли, что АНБ имеет прямой доступ к их серверам, и заявили, что они отвечают только на конкретные запросы спецслужб, одобренные судом. Сами власти признались в существовании такой программы, но оговорили, что она применяется только в отношении иностранцев, которые не находятся на территории США.
Источник: The Washington Post