Российские моряки, обучающиеся во Франции управлению вертолетоносцем типа "Мистраль", жалуются на сильную качку даже при незначительном волнении. Об этом сообщил источник на Тихоокеанском флоте, куда должен поступить корабль после передачи российской стороне. Эксперты рассказали Центральному Военно-Морскому Порталу с чем это может быть связано.
"На первый взгляд, дело в недостаточной начальной остойчивости. При этом имеют место большие амплитуды бортовой качки с большими периодами", - сообщил военный эксперт доктор технических наук Виктор Дубровский. - Если иметь в виду, что российские вертолёты требуют размещения в ангаре с большей высотой, логично предположить, что для увеличения высоты ангара просто увеличили высоту надводного борта. При этом конечно, необходимо было пересчитать начальную остойчивость".
Собеседник Центрального Военно-Морского Портала уточнил, что проблемы с остойчивостью можно выявить еще до выхода в море. Для этого проводится процедура кренования - искусственного наклона корпуса корабля для экспериментального определения положения центра тяжести. Однако, в случае с Мистралем стоит отметить еще одну возможную проблему - повышенную ветробойность, вызванную внесением изменений в конструкцию борта. "Если есть ветер, но ещё нет волны, корабль все равно может раскачиваться", - пояснил Дубровский.
Борис Шмелев, главный конструктор авианосца "Викрамадиться" сомневается, что на остойчивость "Мистраля" повлиял подъем палубы. "Разумеется, когда центр тяжести поднимается вверх, изменяется параметр метацентрической высоты, являющийся одним из критериев остойчивости судна. В этом случае качка становится более плавной, но более амплитудной. Тем не менее, изменения высоты палубы на 20 см не могли бы дать принципиальных изменений", - сообщил специалист.
Другой собеседник ЦВМП заявил, что решение о покупке "Мистралей" было принято без проведения необходимых испытаний, поэтому специалисты не смогли заранее оценить остойчивость вертолетоносцев. "В России ни один корабль не выйдет на стапель завода, пока не пройдет модельных испытаний в бассейне. Там, в условиях создания искусственного волнения, габаритная модель испытывается на мореходность, управляемость и другие параметры. Насколько мне известно, подобные мероприятия с "Мистралями" в России не проводились. А ведь эти вещи рассчитать теоретически невозможно", - рассказал советник гендиректора Крыловского научного центра Валерий Половинкин. Специалист считает решение о приобретении "Мистралей" политическим, а сам корабль - визуально некрасивым.
"Искать в решении о покупке вертолетоносцев военную или технико-экономическую целесообразность не имеет смысла, это решение политическое. Сам корабль визуально некрасивый, очевидно, что он изначально должен быть подвержен влиянию волнения. В такой ситуации подъем палубы на несколько десятков сантиметров ситуацию не усугубил", - сообщил Валерий Половинкин.
Напомним, что контракт на поставку двух вертолетоносцев заключался между французской государственной компанией DCNS и "Рособоронэкспортом" в 2011 году. Его стоимость составила 1,2 миллиарда евро. Первый корабль - "Владивосток" - должен поступить на вооружение российского флота в 2014 году, второй - "Севастополь" - в 2015 году. Российские моряки в количестве более 400 человек прибыли во французский Сен-Назер 30 июня, а их первый выход в море на вертолетоносце "Владивосток" состоялся 14 сентября.
ДВКД типа "Мистраль" имеет водоизмещение в 21 тысячу тонн, максимальная длина корпуса составляет 210 метров. Корабль способен развивать скорость более 18 узлов (около 33 километров в час). Дальность плавания - до 20 тысяч морских миль (около 37 тысяч километров). Численность экипажа - 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт еще 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе.