Чего только не случалось. А теперь и вовсе беда - отказывается привереда не то что летать - взлетать в холодную погоду. Отдел эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США представил доклад, который был опубликован 6 марта, хотя доведен до сведения Конгресса США еще в феврале. По результатам исследований и проверок истребитель не может нормально эксплуатироваться. Выявлены серьезные проблемы с обзором из кабины (что интересно, почему это ясно только сейчас стало?!), обнаружены постоянные отказы техники при температуре ниже 15 градусов Цельсия и множество других недостатков.
Согласно информации, изложенной в докладе, у Ф-35 самый плохой обзор из кабины пилота среди всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС США. Создатели истребителя заявляли, что инновационный дисплейный шлем позволит пилоту "видеть через кабину". Но реальные полеты ясно продемонстрировали, что без обычного обзора обойтись невозможно, а он у нового истребителя слишком мал.
Один из пилотов, участвующих в испытаниях, заявил, что в случае ближнего боя с использованием пушек Ф-35 "всегда будут сбивать". Разные пилоты высказывали мнение, что недостаточный обзор не позволяет использовать Ф-35 для полноценного обучения летчиков.
Доклад выявил ряд критических недостатков, в том числе потенциальные отказы системы катапультирования на самолетах первых серий, отсутствие защиты от попадания молнии и проблемы с интерфейсом системы управления, которая, как отмечается в докладе, "не дает уверенности, что пилот сможет безопасно выполнять важнейшие операции".
По мнению составителей доклада, самолет можно использовать для обучения летчиков-курсантов взлету, посадке и полету в составе звена с другими Ф-35 и Ф-16 днем в ясную погоду, но для боевых упражнений он непригоден. При этом отмечается, что самолетом стажер сможет безопасно управлять только на дозвукововом режиме (согласно расчетным характеристикам, он должен развивать скорость в 1,6 маха, 1900 км/ч).
Проблемы с компьютеризированным шлемом были главной причиной большинства случаев прерванных взлетов Ф-35. Экспертами были выявлены и другие проблемы с надежностью и ремонтопригодностью самолета. Например, выяснилось, что самолет нужно держать в отапливаемом ангаре, поскольку при температуре ниже -15 градусов Цельсия компьютерные системы Ф-35 неоднократно отказывались запускаться из-за того, что блок управления питанием не рассчитан на холода.
"Недоработанность самолета, необходимость постоянно выбирать обходные пути для выполнения летных процедур и крайне ограниченные возможности внутренних систем не позволяют оценить пригодность Ф-35 к проведению тренировок в составе эскадрона (эскадрильи) и участию в боях", - делают выводы авторы доклада.
Истребитель Ф-35 как альтернатива более дорогому проекту истребителя пятого поколения Ф-22 разрабатывался корпорацией Lockheed Martin с 2001 года. Первый полет этот истребитель совершил в 2006 году. США планируют принять его на вооружение в 2016 году и закупить не менее 600 единиц. Американские военные хотят заменить ими устаревающие боевые самолеты А-10 "Тhunderbolt", Ф-16, AV-8b "Нarrier" и Ф/a-18.
Фактически, американцы поставили на одну лошадь, пытаясь заменить самолеты совершенно разных типов и назначений одной универсальной машиной в трех модификациях. Практически невыполнимая задача, о чем неоднократно здесь уже писалось (Например -"Самолет-то хороший. Только он летать боится" и "Не самолет. Испытатели нашли у истребителя F-35 массу неполадок"). Результаты подобной авантюры были очевидны и 3-4 года назад. Прежде всего, невозможность создания эффективного универсала и баснословная стоимость.
В итоге уже военные обозреватели вынуждены признать, что Ф-35 - самая дорогостоящая программа перевооружения за всю историю США. Стоимость одного самолета - от 197 до 237 миллионов долларов (сначала планировали 80-90 млн). Однако оказалось, что, несмотря на затраченные средства, истребитель не отвечает заявленным характеристикам. Также этот самолет преследовали технические неполадки. Например, в конце февраля 2013 года в лопастях турбины двигателя одного из самолетов была обнаружена трещина, из-за чего испытательные полеты Ф-35 были прерваны на неделю.
В любом случае ВВС США выбирать теперь не приходится. Несмотря на карательные меры по отношению к «Локхид-Мартин» (в начале года МО США наказало корпорацию на 600 млн. долл. премии, которую удержало за задержку программы), увольнение чиновников Пентагона, рост осознания, что самолет проигрышный и «золотой», других вариантов уже нет. Старые F-15 и F-16 скоро будут массово списываться, и летать станет не на чем. Поэтому ужмут планы поставок, но F-35 до серии все-таки доведут.
P.S.Израиль покупает эти самолеты только потому, что по условиям американской экономической помощи он должен тратить ее на американское вооружение. Фактически столько американского оружия Израилю просто не нужно, и ему приходится закупать товары лишь номинально военного назначения, например, продукты питания для военных.
Источник: topwar.ru