Военный эксперт Лю Линьчуань дал обширное интервью, где мотивировал необходимость закупки Китаем российских истребителей Су-35, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn (материал приводится с некоторыми сокращениями – прим. «Военный Паритет»).
… По мнению эксперта, Су-35 не имеет стелс-возможностей и способности совершать сверхзвуковой крейсерский полет, но обладает сверхманевренностью благодаря применению на нем двигателей 117С с управляемым вектором тяги. В этом отношении он превосходит любой истребитель третьего поколения (имеется в виду четвертое поколение – далее для удобства понимания будет применяться мировая система классификации поколений истребителей – прим. «ВП»).
Су-35 оснащен мощным бортовым радаром «Ирбис» с пассивной фазированной решеткой. Россия утверждает, что этот радар способен обнаружить цель с ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 0,01 кв. м на расстоянии 90 км. США объявили, что на некоторых ракурсах ЭПР F-35 равна этой величине, ЭПР F-22 – 0,001 кв. м (компания Lockheed Martin сообщала о величине фронтальной ЭПР истребителя F-22, равной 0,0001 кв. м – прим. «ВП»). Но в некоторых странах появляются сообщения, что ЭПР F-35 составляет 0,05 кв. м, F-22 – 0,01 кв. м. Если радар Су-35 обнаруживает цели с радиолокационной сигнатурой 0,01 кв. на дальности 90 км, то на таком расстоянии он может обнаружить F-22 или, по крайней мере, F-35. Таким образом, преимущество американских истребителей в стелс-технологиях может быть значительной степени нивелировано.
По сравнению с Су-27 новый многофункциональный боевой самолет Су-35 поколения 4++ оснащен двигателями со значительно большей тягой, к тому же имеющих отклоняемые сопла. ЭДСУ (электродистанционная система управления) Су-27 имеет невысокие параметры и «бедные возможности», Су-35 оснащен значительно более совершенной цифровой ЭДСУ. Модернизированный истребитель имеет авионику в виде электронных дисплеев («стеклянная кабина»), что значительно повышает уровень ситуационной осведомленности пилота и улучшает эргономику кабины, увеличенный запас внутреннего топлива с возможностью подвески внешних топливных баков значительно увеличивает дальность и боевой радиус. Кроме того, Су-35 оснащен новейшими системами РЭБ. В отличие от него, Су-27 имеет недостаточные возможности для нанесения ударов по наземным целям, что существенно ограничивает гибкость его боевого применения.
Китай очень заинтересован в получении двигателей 117С, это будет для нас дополнительной выгодой. Россия не поставит эти двигатели без Су-35, это надо понимать. Китай по-прежнему нуждается в российских двигателях и не нужно свысока смотреть на них.
Также есть большой интерес к радару «Ирбис». В настоящее время Китай уже овладел технологиями создания РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), но это не означает, что мы отказываемся посмотреть на иностранные разработки. «Ирбис» имеет уникальные вещи, в первую очередь продвинутые алгоритмы программного обеспечения. Зачастую российское оборудование сделано очень грубо, но отличается хорошими эксплуатационными характеристиками. Знакомство с «Ирбисом» поможет нам понять развитие ключевых технологий в этой сфере, мы должны выяснить сильные и слабые стороны чужих разработок, чтобы сделать свои системы лучше.
В арсенале Су-35 имеются ракеты большой дальности с прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Мы также разрабатываем такие ракеты, но почему бы не посмотреть на чужие разработки, если есть такая возможность?
Может ли Су-35 нарушить баланс сил в Северо-Восточной Азии? Китай проводит независимую внешнюю политику и никому не угрожает. Мы испытываем истребитель J-20, он также не угрожает военному балансу в Азии. Тем не менее, некоторые страны вторгаются в китайские территориальные воды. Япония имеет ущербный менталитет, и все время заявляет о китайской угрозе. Для этой страны характерно низкопоклонство перед Европой и Америкой, неуважение к Азии и презрение к Китаю. Этот менталитет сохраняется.
Китай покупает Су-35 потому, что в разработке наших перспективных истребителей J-20 и J-31 появились большие проблемы? Приобретение Су-35 необходимо для быстрейшего наращивания мощи ВВС НОАК, так как есть серьезные причины возникновения большой войны с Японией. В разработке истребителей пятого поколения Китай идет шаг за шагом. В скором времени J-20 получит новые двигатели с управлением вектором тяги, обретет сверхманевренность и крейсерский сверхзвук. По своим характеристикам он безусловно превосходит Су-35.
J-31 имеет менее мощный радар, чем Су-35, просто по причине того, что площадь антенного поля в носовой части этого истребителя меньше, но такое требование и не ставится. В будущем истребитель получит более мощные двигатели и будет способен совершать сверхзвуковой крейсерский полет.
Испытания нового истребителя занимают в среднем шесть лет, прежде чем он поступит на вооружение военной авиации. Мы, конечно, интенсифицируем график испытательных полетов, задействуя новые прототипы. Но нельзя кардинально сократить это время, это закон науки. Некоторые обыватели полагают, что раз истребитель взлетел, то должны принять на вооружение и критикуют «интеллектуальных патриотов», которые лучше них разбираются в технических вопросах.
Возможно, российский истребитель Т-50 ПАКФА в технологическом отношении продвинутее, чем J-20 и, конечно, лучше, чем Су-35. Но этот истребитель все еще незрелый, проходит испытания, все еще не проводил испытания оружия. Если мы купим или присоединимся к программе Т-50, то потеряем самостоятельность в этой сфере вооружений. Я уверен, что выбор Су-35 был правильным, и в определенной степени он сможет противостоять F-22 и F-35.
Объективно говоря, малозаметность придает большое преимущество в воздушном бою, главное – снижается дальность обнаружения противником. F-22 способен совершать полеты на крейсерском сверхзвуке, благодаря чему его шесть ракет воздушного боя имеют более высокую начальную скорость, ВВС США полагаются на дальние ракетные удары, но Су-35 будет серьезным соперником.
В сверхманевренности Су-35 имеется большой боевой смысл. Многие эксперты полагают, что маневр «Кобра», выполняемый истребителем Су-27, не имеет практического применения в воздушном бою. Двигатели этого истребителя не имеют управляемого вектора тяги, в случае пуска ракеты или ведения огня из пушки самолет может потерять управляемость и сорваться в штопор. Поэтому мы до сих пор не видели, как российские Су-27, выполняя этот маневр, применяют оружие. До выполнения «Кобры» самолет должен снизить скорость до 400 км/ч, а это значительно меньше высоких дозвуковых скоростей, которые обычно используются при ведении воздушного боя. Потребуется время, прежде чем истребитель вернется к выполнению энергичных маневров и наберет необходимую скорость, поэтому на Су-27 преимущества этого маневра не могут быть использованы в полной мере. Другое дело Су-35, оснащенного значительно более мощными двигателями. Наличие управления вектором тяги позволяет истребителю не полагаться на традиционные аэродинамические органы управления, которые на таких скоростях малоэффективны, отсутствует угроза срыва в штопор, что позволит самолету запускать ракеты и вести огонь из пушки. Таким образом, превосходная маневренность и управляемость Су-35 позволит эффективно использовать этот маневр в воздушном бою.
Источник: topwar.ru