С сожалением стоит признать, что в России, до недавнего времени, были определённые проблемы с разработкой, производством и принятием в вооруженные силы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) собственного производства.
В первую очередь, всё дело в отсутствии чёткой системы использования БПЛА. К тому же, не было как таковой требовательности к предприятиям, способным разработать и выпустить подобные беспилотные аппараты.
Естественно, такое положение дел вызывает достаточно много вопросов. И сейчас Россия на всех парах идёт к развитию отрасли производства беспилотников, а также готовится к постепенному внедрению их в военное ведомство.
Беспилотная авиация – это совершенно новая для России отрасль, которая является результатом взаимодействия двух других отраслей – радиоэлектронной и авиационной. Конечно, для России она может и новая, но вот весь остальной мир достаточно давно использует преимущественно американские, а также израильские беспилотники, в том числе и ударного типа.
Сейчас многие убеждены, что в нынешних условиях, без беспилотных летательных аппаратов, армия воевать практически не может и уж точно является менее боеспособной. Именно поэтому возрастает спрос на подобную летательную технику, как со стороны государственных ведомств, так и от частных заказчиков, но реализовать быстрорастущий спрос мешает определённый дефицит технологий и производственной базы.
Первые шаги Большого Пути
Но не всё так печально, как могло бы показаться на первый взгляд. В городе Рыбинске Ярославской области, состоялось открытие первого в России цеха по изготовлению и сборке БПЛА.
В России всё-таки существует определённая научно-исследовательская база в данной области, отличные инженеры, проектировщики, а также весь спектр оборудования мирового класса, которым как раз «заполнен» новый производственный цех. В перспективе это поспособствует выполнению совершенно любых задач по разработке и выпуску летательных аппаратов данного класса.
Новое производство имеет достаточно интересный подход, которые называют «комплексным», то есть делается не только сам корпус летательного аппарата, но и вся необходимая «начинка», которая включает в себя полный перечень систем управления, систем связи и дополнительных агрегатов. Данный подход оптимизирует процесс, что позволяет получить высокие результаты «на выходе».
Сейчас производственный цех имеет возможность выпускать практически любые беспилотники с размахом крыла менее 10 метров и массой до 500 кг. Но это только то, что касается самого аппарата. Цех также имеет возможность выпуска всех необходимых компонентов дополнительного оборудования – начиная от систем управления и подготовки, заканчивая системой установки подвесного оборудования. Для того чтобы поставить точку в подготовке полной производственной линии, необходимо отстроить ещё один цех, но это обязательно будет сделано до 2018 года.
Первый серийный беспилотник
На «должность» первого серийного беспилотного аппарата уже имеется подходящая кандидатура. Им должен стать средний БПЛА «Корсар», используемый для разведывания обстановки в радиусе чуть более 100 километров. Впервые был представлен на закрытом показе во время проведения форума «Армия – 2015». В сентябре этого года должны состояться первые полёты.
Беспилотник ещё не успел выйти в серию, а уже планируется увеличение его базовых характеристик, например, дальность полёта со 120 до 200 километров. Также в будущем планируется кардинально расширить возможности данного аппарата – обеспечить возможность нести разного рода системы РЭБ, системы разведки, которые по некоторым параметрам будут превосходить существующие сегодня разработки.
Поначалу, производственный цех будет собирать 20-25 беспилотников ежегодно, но в будущем этот показатель станет трехзначным, то есть около 100 БЛАП. Беспилотник «Корсар» должен стать первым массовым аппаратом, который будет поступать в российскую армию.
Этапы Большого Пути
Ещё раз хотелось бы отметить, что речь идёт о совершенно новом для России направлении. Поэтому только на следующий год запланировано внедрение первой комплексной целевой программы для обеспечения развития БПЛА.
В неё включены необходимые объёмы первичного и последующего финансирования, сроки исследовательских и конструкторских работ, количество закупок, затраты на ремонт, обслуживание и доработку беспилотных аппаратов, разработка совершенно новых инновационных систем обеспечения, разработка двигателей для БПЛА, а также количество и планы создания новых производственных сил.
После выполнения данной целевой программы государственные структуры получат несколько сотен беспилотных аппаратов различных классов и модификаций.
Помимо производственной, необходимо также подготовить нормативно-правовую базу. Требуется принять порядка 20 правовых актов, которые могли бы регулировать, к примеру, процедуру сертификации и авиационные правила для беспилотников российского производства.
В общем, в обозримом будущем мы станем свидетелями развития нового для России направления. Начало уже положено, процесс запущен, остаётся только наблюдать за тем, как будут развиваться события. Можно предположить, что это будет стремительное развитие, с достаточно внушительным конечным результатом.