Крушение пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 в Индонезии, с журналистами и чиновниками, целью которых являлось заключение контрактов по продажам в этой стране, на борту, бросает тень на усилия Кремля по восстановлению когда-то могущественной российской авиакосмической индустрии.
Аналитики еще не могут сказать, насколько потеря первого со времен распада СССР нового пассажирского лайнера навредит возрождению российской авиации, но соглашаются в том, что это является сильным психологическим ударом в момент, когда авиационная безопасность внутри страны также находится под пристальным вниманием.
В четверг спасательная команда нашла тела погибших и ни одного уцелевшего в обломках российского пассажирского самолета, который разбился с 45 людьми на борту. Как заявил президент «Гражданских самолетов Сухого» Владимир Присяжнюк, среди жертв - индонезийские журналисты и предприниматели, восемь россиян, включая сотрудников посольства, пилотов и техников, двое итальянцев, француз и американец.
Самолет совершал демонстрационный полет, представляя российского конкурента бразильского Embraer или канадского Bombardier. Россия особенно сильно хотела стряхнуть с себя репутацию страны самолетов с плохими показателями безопасности, которые демонстрировались ее более ранним советским авиапарком.
Учитывая, что столько национальной гордости было «инвестировано» в российский относительно молодой проект по созданию авиалайнера, крушение, скорее всего, пошатнет уверенность в индустрии, причем таким образом, который является менее свойственным западным фирмам, чей коэффициент аварийности статистически ниже.
Это может измениться, если следователи не обнаружат технических неисправностей.
«Если это была ошибка пилота, то это не ударит по российской авиакосмической отрасли. Однако, если это техническая неисправность самолета, то это может сильно повлиять на восприятие лайнера клиентами и на количество заказов», - заявил Том Чруж (Tom Chruszcz), один из директоров в рейтинговом агентстве Fitch.
Владимир Путин, обменявшийся постами с бывшим президентом Дмитрием Медведевым и заступивший на новый шестилетний президентский срок в понедельник, приветствовал проект создания регионального лайнера Sukhoi Superjet 100 во время своих прошлых президентских сроков.
Аналитики говорят о том, что Путин хочет оживить авиакосмический сектор, развалившийся вместе с СССР, для того, чтобы продемонстрировать индустриальную мощь Москвы за границей и помочь поднять авторитет Кремля в глазах российских избирателей.
Собранный на крупнейшем военном авиастроительном заводе в СССР, Sukhoi Superjet 100 является ближнемагистральным пассажирским самолётом с 75 и 98 посадочными местами. Он разработан для продажи на международном рынке, который исторически избегал российских самолетов в связи с вопросами безопасности.
Россия заявила об амбициозном плане заработать 250 миллиардов долларов на продаже этих лайнеров к 2025 году и побить даже советские рекорды по производству, чтобы соперничать с американскими и европейскими гигантами индустрии.
Сестринская компания «Сухого» «Иркут» - они обе являются частью гигантского государственного холдинга «Объединенная авиастроительная корпорация», созданного Путиным, - договорилась с Китаем о разработке 150-местного лайнера МС-21, который должен стать соперником самолетов компаний Airbus и Boeing.
Исчезновение Superjet с индонезийских радаров в среду во время демонстрационного полета недалеко от вулкана совпало с военным парадом на Красной площади в Москве, посвященным Дню Победы, где Путин пообещал вывести Россию на мировую арену.
«Если это катастрофа, то, конечно же, это плохо для российского имиджа в мире, учитывая плохие показатели по безопасности в прошлом году», - сказал директор московской консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак перед тем, как спасатели обнаружили обломки и заявили о том, что выживших нет.
Ни одно промышленное начинание не символизирует стремление Москвы восстановить национальную гордость лучше, чем Sukhoi Superjet и завод, где его собирают, который агентство Reuters посетило во время торжественного открытия в 2007 году.
Город Комсомольск-на-Амуре на российском Дальнем Востоке когда-то был изолирован от внешнего мира, так как являлся «нервным узлом» производства советских подводных лодок и истребителей.
Но его экономика рухнула, когда госзаказы и бюджетные деньги прекратились в конце холодной войны, а инженерам «Сухого» осталось, по словам местных туристических гидов, лишь производить детские велосипеды.
Superjet восстановил рабочие места и коммерческие надежды в одной ранее заброшенной части завода, где на свет в стенах с отслаивающейся советской краской, всего лишь в нескольких метрах от цеха, в котором все еще теплилось производство военного самолета «Су-27», медленно появлялся лайнер, спроектированный для западных покупателей.
Давно пустовавший терминал гражданской авиации - музей мозаик и и старинных взвешивающих устройств - был вновь открыт, чтобы позволить инвесторам и иностранным СМИ стать свидетелями выпуска самолета Superjet.
«Superjet - это больше, чем самолет, это приоритетный проект», - заявил первый вице-премьер Сергей Иванов рабочим сборочного цеха во время торжественной церемонии в 2007 году.
Его будущее в настоящий момент находится в руках комиссии по расследованию причин катастрофы. Москва надеется, что крушение не повредит российскому авиакосмическому сектору.
Один высокопоставленный российский чиновник предположил, что крушение произошло по ошибке пилота, а не в результате технической неисправности, но большинство аналитиков предупреждают, что еще слишком рано делать выводы о причинах авиакатастрофы.
Обстоятельства и возможная потеря престижа напоминают знаменитое крушению восьмимоторного советского «монстра» - самолета Туполева «Максим Горкий» в 1935 году. Прошло 77 лет, а виновным до сих считают пилота, хотя точные обстоятельства крушения не были установлены.
Репутация некоторых западных компаний также связана с будущим самолета.
Компания Boeing участвовала в проекте в качестве консультанта по обучению полетам и обслуживанию. Но роль компании воспринимается лишь как символичная, так как американская группа желает получить доступ к российским запасам титана, необходимого для создания нового поколения лайнеров.
Однако французские и итальянские компании активно инвестировали в проект, что является одним из ключевых коммерческих аргументов маркетинговых усилий «Сухого».
Alenia Aeronautica, отделение итальянской компании Finmeccanica, выкупила 25% акций гражданской части «Сухого» с тем, чтобы поддержать проект. Компания отвечает за международные продажи и оказание послепродажных услуг, что является ключевым для получения контрактов.
«Российская авиакосмическая индустрия развалилась после холодной войны, и россияне хотят вернуть себе признание на международном рынке, работая с западными поставщиками для улучшения стандартов, процедур производства и обслуживания», - считает аналитик Ричард Абулафия (Richard Aboulafia ) из компании Teal Group, которая базируется в штате Вирджиния.
«Это крушение не означает, что они не смогут этого сделать, но это, определенно, является препятствием. Теперь все зависит от результатов расследования комиссии. Мы еще многого не знаем», - добавил он.
«Сухой» ранее выражал надежду на то, что инвестиции и технологии западных поставщиков привлекут западные авиалинии, которые при иных условиях не стали бы покупать российскую продукцию. Цены на самолет также создают преимущество перед конкурентами: в среднем этот российский лайнер стоит 30 миллионов долларов.
На данный момент компания нашла покупателей на 170 самолетов из 1000 лайнеров, которые она желает продать. Однако среди них нет традиционных западных перевозчиков. Ирландский дискаунтер Ryanair выказал предварительный интерес.
Источник: inosmi.ru