17 полетов секретного "Юнкерса"

17 полетов секретного Юнкерса

Экспериментальный немецкий бомбардировщик был недосягаем для истребителей своего времени

16 августа 1944 года летчик-испытатель фирмы «Юнкерс» Зигфрид Хольцбауер (Siegfried Holzbauer) впервые поднял в воздух необычную во всех отношениях машину. Это был Junkers Ju-287 – первый в мире бомбардировщик с обратной стреловидностью крыла, причем с турбореактивными двигателями.

Конец 1942-го. До краха немецкой группировки под Сталинградом – полтора месяца. А до конца войны – долгих два с половиной года. У высшего руководства Третьего рейха и командования вермахта пока и в мыслях нет, что стратегическая ситуация изменится не в пользу Германии. Более того, вовсю идет разработка новых видов вооружений и боевой техники, в том числе авиационной, чтобы использовать их для захвата новых территорий. Именно тогда главный аэродинамик фирмы «Юнкерс» Ганс Вокке (Hans Wocke) получил ответственное задание.

Кандидатуру выбрали не случайно. Этот талантливый инженер и конструктор был ближайшим помощником известного специалиста в области авиации Брунольфа Бааде (Brunolf Baade, 1904–1969, профессор, доктор наук, главный конструктор реактивных самолетов фирмы «Юнкерс», работал в данной сфере с 1936 года). Суть поставленной герру Вокке задачи – разработать проект бомбардировщика, равного которому в мире не было бы. Оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями Jumo-004, самолет должен был обладать небывалой по тому времени скоростью – не менее 800 километров в час.

Фантастика- Не будем торопиться с выводами. Министерство авиации одобрило проект, получивший наименование Ju-287. Его главная особенность состояла в том, что в нем решили применить крыло изменяемой стреловидности. Экспериментальные исследования проводились с крыльями как прямой, так и обратной стреловидности. Хотя и у первых, и у вторых были свои недостатки…

Итак, 16 августа 1944 года летчик-испытатель Зигфрид Хольцбауер с аэродрома Брандис близ Лейпцига впервые поднял в воздух необычную машину. Это был Junkers Ju-287 – первый в мире бомбардировщик с крылом обратной стреловидности. Всего таких полетов было выполнено 17.

Новый «Юнкерс» показал невиданную доселе скорость, тем более для своего класса машин – 780 километров в час. Это означало, что он практически недосягаем для всех западных истребителей. Дальность полета бомбардировщика превышала полторы тысячи километров, скороподъемность – 580 метров в минуту. Длина аппарата – 18,3 метра, высота – 4,7, размах крыльев – 20,11 метра. Масса незагруженного самолета – 12,5 тонны, снаряженного – 20.

Большим плюсом Ju-287 со стреловидным крылом специалисты считают размещение бомбоотсека длиной 4,6 метра перед центропланом, вблизи центра тяжести. Бомболюк мог вмещать до четырех тонн бомб. Стрелково-пушечное вооружение самолета составляло две авиационные пулеметные установки MG-131 (Maschinengewehr 131) калибра 13 миллиметров (разработка 1938 года фирмы Rheinmetall AG). Бомбардировщик был оснащен четырьмя двигателями Jumo-004B. Весь запас горючего размещался в емкостях, расположенных в фюзеляже.

Для ускорения работ по выпуску «двести восемьдесят седьмого» в ход пошли готовые узлы от серийных самолетов. Однако крыло обратной стреловидности, достигавшее 25 градусов по передней кромке, было разработано специально для новой машины. За основу взяли фюзеляж от «Хейнкеля» Не-177АЗ, а хвостовое оперение позаимствовали у Ju-188. Так как шасси спрятать в крыло, требовавшее повышенной жесткости, было проблематично, выход нашли, применив неубираемые опоры. А двухколесную носовую стойку шасси, не мудрствуя лукаво, взяли с захваченного американского бомбардировщика «Либерейтор» В-24. Основные же стойки с колесами заимствовали от транспортного самолета Ju-352 Herkules. Как говорится, с миру по нитке. Все эти и другие доработки были выполнены в апреле 1944 года.

В мае 1944-го в Оберзальцбурге состоялось совещание, на котором обсуждался ход работ по проекту Ju-287. Ведущий конструктор фирмы «Юнкерс» профессор Гертель доложил рейхсминистру авиации Герингу: сборка заканчивается, в ближайшие дни самолет доставят на аэродром Брандис. Спустя три месяца Ju-287 впервые поднялся в воздух.

Интересно, что исследования, проведенные гораздо позднее в нашем Центральном гидроаэродинамическом институте (ЦАГИ), показали: развитие срывного обтекания в корневой части крыла обратной стреловидной можно ослабить установкой горизонтального оперения перед крылом или с помощью переднего наплыва крыла. К слову, эти идеи реализованы уже в наши дни на экспериментальном самолете ОКБ им. Сухого Су-47 «Беркут».

Однако путь от проекта герра Вокке к его реализации оказался непростым. В октябре 1944 года Геринг распорядился прекратить работы по бомбардировщику, а все усилия перенацелить на выпуск истребителей ПВО. Но на старте 1945-го неожиданно последовало новое указание: готовить крупносерийное производство самолета.

Работы на опытном Ju-287 V2 и прототипе серии продолжались на небольших заводах фирмы «Юнкерс» на окраинах Лейпцига, близ аэродрома Брандис. Крылья у Ju-287 V2 остались те же, что и на первом самолете, но фюзеляж, оперение и шасси, полностью убиравшееся в фюзеляж, были новыми. При этом колесо передней стойки при уборке поворачивалось на 90 градусов.

На летающей лаборатории Ju-287 V1 были только два члена экипажа, на Ju-287 V2 и V3 – по три человека, причем на последней машине они размещались в гермокабине. На варианте V3 предусматривалась хвостовая башня с двумя уже упоминавшимися 13-мм дистанционно управляемыми пулеметами MG-131. Они наводились на цель с помощью перископического прицела. Когда полеты в Брандисе завершились, Ju-287 V1 перегнали на авиабазу в Рехлин, где испытания продолжились.

При подготовке серийного производства на стендах заводов фирмы «Юнкерс» провели испытания различных агрегатов и систем, в том числе топливной. При этом моделировались всевозможные эволюции в полете, в том числе и вверх килем. Так же тщательно исследовалась и гидросистема с учетом предполагаемых повреждений, рывков давления и ненормированных перегрузок. Конструкторско-технологическая документация была полностью подготовлена и частично направлена на заводы.

Несмотря на бомбежки и в этой связи постоянные передислокации предприятий по стране, в производственных подразделениях лежали готовые для монтажа узлы и агрегаты самолетов. На территории земель Саксония, Анхальт и Тюрингия десятки небольших заводов и фабрик были готовы к началу серийного выпуска Ju-287.

Но время неумолимо работало против авторов и создателей проекта. Случилось так, что именно в Саксонии, у города Торгау на берегах Эльбы 25 апреля 1945 года впервые встретились советские и американские войска. В мире эта встреча была воспринята как свидетельство того, что до краха «тысячелетнего рейха» и окончания войны остались считаные дни.

После капитуляции Германии секреты четырехмоторного реактивного «Юнкерса-287» перестали быть таковыми. Им завладели англо-американские союзники. Достался такой самолет и советской стороне. Позднее наши специалисты ознакомились с отчетами летчиков-испытателей Пангерца и Вендта о полетах, выполненных 8 и 13 сентября 1944 года. А уже после войны, в 1947-м на аэродроме подмосковного ЛИИ бывший летчик-испытатель фирмы «Юнкерс», а затем завода № 1 Пауль Юльге рассказывал, что он также выполнил несколько полетов на этом самолете.

Как бы то ни было, в истории германской и мировой авиации Ju-287 остался в качестве экспериментального самолета оригинальной конструкции, хотя некоторые найденные решения были реализованы и усовершенствованы позднее – на новых этапах развития мировой авиации.

Newsland.ru

Похожие новости:
Начались летные испытания модернизированного  Ан-70
 В период с 27 по 30 сентября модернизированный военно-транспортный самолет Ан-70 выполнил три испытательных полета, сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на пресс-службу ГП «Антонов». В ходе полетов проверялась работоспособность новых и модернизированных систем самолета, системы управления двигателями, винтовентиляторов и самолета в целом, а также ..
2012-10-7 2527 0 Авиация
0
Boeing начнет испытания беспилотного летающего крыла
Компания Boeing в июле приступит к полугодовым летным испытаниям нового беспилотника X-48C, построенного по схеме "летающего крыла". Об этом сообщает Jane's со ссылкой на руководителя программы X-48C Майка Киску (Mike Kisska). По словам Киски, в ходе испытаний, в частности, ..
2012-06-27 2842 1 Авиация
0
Тестовый полет первого японского пассажирского лайнера в США отменили из-за сбоя
Новый японский реактивный пассажирский лайнер Mitsubishi Regional Jet (MRJ), вылетевший в США для прохождения тестовых полетов, вернулся в аэропорт Нагои через час после вылета из-за неполадок. Об этом в субботу, 27 августа, сообщает The Japan Times.По информации издания, уже во время полета ..
2016-08-28 2265 0 Авиация
0
Начались испытания транспортника A400M на надежность
Компания Airbus Military начала программу функциональных испытаний на надежность нового транспортника A400M. Как сообщает Flightglobal, в период со 2 по 7 июня самолет с бортовым номером MSN6 совершил шесть пробных полетов. В общей сложности программа испытаний рассчитана на 300 часов полетов. ..
2012-06-9 2654 2 Авиация
0
Новая служба управления полетами объединит восемь стран
Полеты сразу в восьми странах, в том числе и России, скоро будет контролировать новая межгосударственная аэронавигационная служба "Восток". Она будет создана по аналогии с Евроконтролем, который сегодня управляет воздушными потоками в Европе. Это повысит безопасность и уменьшит время полетов. "Новая служба ..
2014-10-04 10005 0 Авиация
0
EASA проверит микротрещины на крыльях A380
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) займется проверкой микротрещин, выявленных на крыльях трети флота A380, сообщил источник в авиастроительной компании, пишет Le Monde в пятницу. Эти проверки должны будут коснуться авиакомпаний Singapore Airlines, Emirates и Air France-KLM. В ближайшие ..
2012-01-20 2898 2 Авиация
0
VSS Unity совершил второй испытательный полет в режиме планирования
Аэрокосмическая компания Virgin Galactic провела вторые испытания суборбитального корабля VSS Unity в режиме планирования, сообщает SpaceNews.Многоразовые космические корабли разрабатываются достаточно давно и знаменитые «Спейс шаттл» и «Буран» полетели в космос еще в 80-х, однако кроме них также существуют проекты ..
2016-12-24 12134 0 Авиация
0
Boeing обнаружил 80 причин неполадок в Лайнерах мечты
Авиастроительный концерн Boeing обнаружил 80 возможных причин, из-за которых возникали перегрев и возгорание аккумуляторов в самолетах 787 Dreamliner («Лайнерах мечты»). Об этом заявил главный инженер Dreamliner Майк Синнетт (Mike Sinnett), передает Agence France-Presse. Он отметил, что основную ..
2013-03-15 2270 0 Авиация
0
Американский космоплан впервые преодолел звуковой барьер
Космоплан VSS Unity совершил первый полет с включенным ракетным двигателем, преодолев звуковой барьер, сообщает компания Virgin Galactic. За рулем VSS Unity находились пилоты Марк Стаки и Дэйв Макай.В ходе испытаний на высоте 14,2 километра корабль через ..
2018-04-09 15811 0 Авиация
-1
Энтузиасты решили вернуть «Конкорды» к жизни
Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух. The Independent сообщает, что первые полеты могут пройти уже в 2019 году благодаря усилиям клуба фанатов этих воздушных судов Club Concorde. Президент клуба Пол Джеймс рассказал изданию, что энтузиастам удалось ..
2015-09-21 2264 0 Авиация
2
США намерены приобрести у России десять самолетов-амфибий Бе-200
Министерство обороны США намерено приобрести у России десять самолетов-амфибий Бе-200 в варианте для ночных полетов. Окончательное решение о подписании контракта будет принято по итогам участия российского самолета в 2013 году в военно-морских учениях сил специального назначения во Флориде. К предстоящим тестам Бе-200 ..
2012-06-27 2374 0 Авиация
0
Dreamliner может вернуться в небо
Решение о снятии запрета на эксплуатацию самолетов Boeing Dreamliner может быть снято уже в пятницу. Возможно уже в мае "Лайнеры мечты" смогут вернуться в небо. Глава Федерального управления гражданской авиации США (FAA) Майкл Хуэрта уже в пятницу может принять решение о снятии ..
2013-04-19 2048 0 Авиация
0
Летающим на Boeing 747 пилотам «Трансаэро» заменили бумажные документы на iPad
«Трансаэро» получила эксплуатационное разрешение Росавиации на использование iPad в качестве электронного бортового портфеля в самолетах Boeing 747-400 на всех стадиях полета. Об этом в среду, 1 апреля, авиакомпания сообщила на своем сайте. В «Трансаэро» рассказали, что разрешение было получено в конце ..
2015-04-02 2258 0 Авиация
0
Самолет-разведчик Ту-214ОН прошел летные испытания
Первый самолет легальной авиаразведки Ту-214ОН «Открытое небо» успешно прошел летно-конструкторские испытания на Казанском авиационном производственном объединении - КАПО имени Горбунова. За время испытание было совершено 24 испытательных полета, в результате которых летчики-испытатели компании «Туполев» дали ..
2011-12-21 3461 1 Авиация
0
Эксперты выяснили причину трещин на крыльях самолета Airbus A-380
Выяснена причина возникновения микротрещин на крыльях самолетов Airbus A-380 - это ошибки в расчетах, допущенные инженерами на британском предприятии в Филтоне. Однако эти ошибки не связаны со сборкой крыльев данного авиалайнера.Эксперты, исследовавшие проблему, утверждают, что трещины появляются из-за использования несоответствующей ..
2012-03-3 3077 1 Авиация
0