«АвтоВАЗ» продемонстрировал свой опытный электромобиль ELLada на выставке «РоснанотехЭкспо». Два экземпляра уже проходят дорожные испытания. В России рынок электромобилей пока только начинает зарождаться. Между тем в странах, где есть господдержка этого вида транспорта, мировые автопроизводители выводят обновленные модели.
«АвтоВАЗ» не назвал цену своего электромобиля, но в автоконцерне отмечают, что стоимость сравнима с иностранными аналогами, и обещают, что при серийном производстве ELLada подешевеет. Это означает, что в ближайшее время уже по этой причине такой вид транспорта не может претендовать на массовое распространение, поскольку в Европе электромобили стоят 30-40 тыс. евро.
Для того, чтобы авто на электроэнергии прижились, кроме снижения цены, необходимы инфраструктура заправок и производства компонентов, говорят на «АвтоВАЗе», пока для ELLada компоненты делают за рубежом.
Запас хода — 140 километров; время подзарядки от бытовой сети — 8 часов. Снаряженная масса электрокара от «АвтоВАЗа» составляет 1200 кг. Асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением. Мощность мотора составляет 60 кВт, вес с трансмиссией — 90 кг. Энергия накапливается в двух батареях типа «литий-фосфат-железо», общий вес которых составляет 260 кг. Срок службы — 3000 циклов. На борту машины имеется зарядное устройство.
У нас также нет и законов, направленных на стимулирование развития этого сегмента авторынка. Недавно автопроизводители совместно с экологами, депутатами и чиновниками в ходе «круглого стола» в Годсуме рассуждали, что можно сделать в этом направлении. Минтранс, например, считает, что нужна комплексная программа обновления парка автотехники. Пример пытается подать Москва. По словам Владимира Котляренко, начальника отдела технической политики департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, в первую очередь стоит перевести на электроэнергию пассажирские автобусы и малотоннажные грузовики. Таким образом, экологичные машины будут выпускаться серийно, и у потребителя будет возможность постепенно присмотреться к новшеству. Заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Юрий Мазикин уверял, что столичные власти готовы уже в 2012 году приобрести около 100 электробусов для работы на городских маршрутах.
Москва оказалась наиболее инициативной, в частности, потому, что выхлопные газы бензиновых и дизельных автомобилей — основной источник загрязнения в столице. В крупных российских городах выбросы от автотранспорта составляют 80% от общего объема, а в масштабах всей страны эта цифра достигает 40%. Поэтому, по словам Мазикина, нужно ввести более жесткие санкции за эксплуатацию автомобилей с превышением норм дымности. Сейчас же «за чадящий автомобиль нужно заплатить в худшем случае 300 руб. штрафа», говорит он.
Одновременно московские власти сейчас ищут возможности оснащения существующих парковок и пересадочных центров зарядными станциями, выбирают землю под строительство специальных комплексов. Ожидается, что до конца года в Москве и области будет открыто 28 первых зарядных станций для электромобилей. Такой контракт «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК) в середине октября подписала со специализированным поставщиком — компанией Revolta. Затраты на заправку и пользование электромобилями должны быть намного меньше, чем расходы на привычные автомобили, а себестоимость одного километра такой машины оценивается в 10 копеек.
Мировые автопроизводители уверены, что спрос на электромобили в России будет, в этом не сомневаются, например, представители Mitsubishi и альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ. А в «Рольф-Импорте» говорят, что первые российские клиенты Mitsubishi скоро получат одиннадцать электромобилей i-MiEV. Renault уже запустила модели Fluence Z.E., Kangoo Z.E. и Twizy, а в 2012 году появится электрокар ZOE.
Однако у электромобилей есть существенные недостатки. В частности, их максимальная скорость — 160 км/ч, запас хода — до 160 км при полной зарядке машины до семи часов. Например, представленная «АвтоВАЗом» ELLada при массе в 1200 кг разгоняется до 100 км/час за 13 секунд, а его максимальная скорость — 140 км/час. Комфортно она чувствует себя только в теплом климате, не зря на тестирование ее отправили в Ставрополье. Но главное — это очень высокая стоимость. Цена Mitsubishi i-MiEV в России будет ориентирована на европейскую стоимость и составлять порядка 35 тыс. евро (почти 1,5 млн руб.). Цена Opel Ampera в Европе предполагается в районе 40 тыс. евро. Стоимость Nissan Leaf — порядка $35 тыс.
Чтобы стимулировать спрос на этот экологичный вид транспорта, в США, Японии, а также в 14 европейских странах государство участвует в финансировании системы электрозаправок, предоставляет льготы по регистрационному, дорожному (или транспортному) налогу, скидки на страхование. В Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Франции под электромобили предоставляют бесплатные парковки. Если аналогичные меры не введут в России, о развитии этого сегмента авторынка говорить не имеет смысла.
Источник: mn.ru