Несколько недель назад был подписан указ об образовании Фонда перспективных исследований (ФПИ). Целью этой организации является содействие различным научным работам оборонного назначения, которые требуют серьезной государственной поддержки. Согласно некоторым источникам, в ближайшем будущем ФПИ придет на смену Военно-промышленной комиссии при правительстве и возьмет на себя ее функции. Большинство подробностей о работе новой организации пока еще не стало достоянием общественности, однако уже появились сообщения о возможных проектах, которыми она займется.
«Известия» со ссылкой на источник в оборонной промышленности сообщают, что в следующем году будет возобновлена программа исследования и создания боевых лазеров. К научной и конструкторской работе будут привлечены концерн «Алмаз-Антей», ТАНТК им. Г.М. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Сообщается, что министерство обороны уже выработало свою версию облика будущего лазерного оружия и передало соответствующую документацию занятым в проекте организациям. Целью будущих работ является создание полноценной боевой системы, способной уничтожать различные цели. Очевидно, все исследования будут идти под эгидой ФПИ.
По имеющимся данным, новый проект боевого лазера будет вестись на базе старой программы А-60, что и потребовало привлечения таганрогского комплекса им. Бериева. В ходе осуществления предыдущего проекта боевого лазера было построено две летающие лаборатории на базе самолета Ил-76МД, на которых установили специальное оборудование. Исследования при помощи самолетов А-60 проводились с начала восьмидесятых годов, однако после распада Советского Союза, по понятным причинам финансового характера, их темп значительно замедлился. Теперь же, похоже, снова нашлись деньги на продолжение исследований.
Также «Известия» сообщили, что на таганрогском предприятии недавно начались работы по ремонту и модернизации одной из сохранившихся летающих лабораторий. Этот самолет уже несколько лет не летал и поэтому требует некоторых приготовлений. Вскоре, как пишет издание со ссылкой на источники в ТАНТК, концерн «Алмаз-Антей» предоставит новое лазерное оборудование, которое заменит устаревшие модули. Если все пойдет без особых проблем, то первый полет обновленного самолета может произойти уже в следующем году.
В отношении состояния проекта «Известия» приводят весьма интересную информацию. Издание утверждает, что модернизация старого лазерного комплекса 1ЛК222 уже завершена и новая система готова к установке на летающую лабораторию и последующим испытаниям. При этом пока не известно, как лазерная система будет выглядеть в том случае, если дойдет до войск. Точно так же вызывают вопросы требования к самолету, на котором может базироваться серийный боевой лазер. В настоящее время единственная имеющаяся летающая лаборатория имеет в своей основе транспортный самолет Ил-76, что порой вызывает критику. Нередко в обсуждениях перспектив боевого лазера встречаются предложения «пересадить» оружие, к примеру, на бомбардировщик с соответствующими параметрами.
Однако вопрос самолета-носителя для боевого лазера не столь актуален, как вопрос необходимости подобной техники. За рубежом предпринималось несколько попыток сделать лазерную установку, предназначенную для использования на самолетах, но до стадии испытаний дошел только один проект – американский ABL. В ходе работ в этом направлении американскими учеными был создан самолет Boeing YAL-1, несущий химический лазер большой мощности BILL. По предварительным задумкам, на практике этот самолет должен был уничтожать вражеские баллистические ракеты на активном участке полета. За почти десять лет работ американцы смогли довести лазер BILL до мощности около мегаватта, однако в конце 2011 года проект был заморожен по причине сокращения военного бюджета. Программу ABL посчитали недостаточно перспективной. Однако спустя всего несколько месяцев начались разговоры о новом запуске ABL.
В нашей стране тоже имелись проекты лазерной боевой техники. В то же время, все советские комплексы, за исключением А-60, монтировались на гусеничных шасси и теоретически предназначались для использования в сухопутных войсках. Комплексы «Стилет», «Сангвин» и «Сжатие» предназначались для поражения оптико-электронных систем вражеской техники. Предполагалось, что излучатель сухопутной машины будет «бить» по оптике и тепловизорам техники противника, выводя из строя электронику и ослепляя экипажи. Все три проекта советских лазерных самоходок не вышли из стадии испытаний опытных образцов.
Целью возобновляемой программы лазера воздушного базирования, как сообщают «Известия», будет создание комплекса, предназначенного для уничтожения самолетов противника, разных типов ракет и прочих целей, которые могут быть «прожжены» лучом. Такое применение боевого лазера вызывает определенные вопросы, в первую очередь, связанные с целесообразностью и нюансами практического применения. К примеру, во время разработки американского проекта ABL неоднократно поднимался вопрос сближения самолета и ракеты. В ряде случаев носитель лазера не сможет вовремя обнаружить и атаковать баллистическую ракету, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Что касается уничтожения вражеских самолетов или крылатых ракет, то ракетное вооружение «земля-воздух» и «воздух-воздух» на протяжении нескольких следующих лет точно не сдаст своих позиций.
Тем не менее, тематика боевых лазеров имеет определенные перспективы. Минусы таких систем – прежде всего это высокая требовательность к источникам питания и общая дороговизна комплекса – могут компенсироваться относительно простым наведением на цель. Последнее в первую очередь касается наземных лазерных комплексов. В то же время, кардинально новое оружие потребует от военных пересмотреть некоторые взгляды на ведение боевых действий, организацию обороны или атаки. Учитывая общую сложность лазерных программ, успешное завершение обновленного проекта А-60 не будет простым и быстрым делом. Так что у военных достаточно времени, чтобы приготовиться к принятию в строй нового оружия. Если, конечно, они захотят получить столь сложное и дорогое боевое средство.
Источник: topwar.ru