Советские конструкторы мин начисто переиграли немецких

Советские конструкторы мин начисто переиграли немецких

В предвоенный период к проблеме создания минного оружия наибольший интерес, по сравнению с другими странами, проявляли Германия и Советский Союз. Можно еще отметить Финляндию.

При этом следует подчеркнуть, что, несмотря на не вполне адекватное мнение о некотором техническом преимуществе Германии в различных образцах вооружения, технический уровень разработки образцов мин в Советском Союзе находился на более высоком уровне. Это касается как оригинальности и совершенства многих технических решений, которые впоследствии были скопированы в Германии и других странах (даже в послевоенный период), так и разработанного типажа мин.

Важным преимуществом советской конструкторской школы минного оружия в предвоенный период и особенно в ходе войны следует также признать высокую адаптацию предлагаемых технических решений к возможностям промышленности того периода и доступности материалов при обеспечении высокой эффективности поражения целей противника.

НЕМЕЦКИЙ ПОДХОД

К началу Второй мировой войны Вермахт подошел с одним образцом противотанковой мины (ПТМ) T.Mi.35 (в двух модификациях), одним образцом противопехотной мины (ППМ) Sprengmine 35 (в двух вариантах - нажимного и натяжного действия) и специальной легкой ПТМ le.Pz.Mi. для десантных войск. Хотя еще в августе 1929 года впервые в мире в Германии была принята программа развития минного оружия: одного типа речной мины (Flussmine) с взрывателем (Zunder), огневого фугаса (Brandmine), радиовзрывателя мин (drahtlose Fernzundung fur Minen), по одному образцу противотанковой (Panzermine) и противопехотной (Shuetzenmine) мин и специального миноукладчика (Minenleger). Их проекты основывались на фундаментальных принципах: безопасность (в установке), надежность, экономичность, простота, неизвлекаемость и долговечность.

Так, мина Tellermine 35 (T.Mi.35) была наиболее совершенным образцом минного оружия в этот период. Она имела весьма надежный и безопасный в обращении взрыватель T.Mi.Z 35, который имел две ступени предохранения, что позволяло перевозить и переносить мину, полностью снаряженную и готовую к использованию, а также переводить взрыватель из боевого в безопасное положение, не извлекая его из мины. При массе разрывного заряда 5,5 кг и усилии срабатывания взрывателя 90-180 кг обеспечивалось эффективное поражение всех известных на то время танков.

Еще более знаменитой стала выпрыгивающая осколочная мина кругового поражения Sprengmine 35 (S.Mi.35) (красноармейцы ее обычно называли либо «мина-лягушка», либо на немецкий манер «шпрингмина»). Закопанная в землю мина выбрасывалась на высоту до 1,5 м через 4,5 секунды после срабатывания взрывателя. При взрыве 365 стальных шариков (шрапнель) и осколки корпуса поражали цели на дальности 15-20 м. Весила она около 5 кг и имела разрывной заряд около 450 г. Могла использоваться как мина нажимного действия с взрывателем S.Mi.Z.35 либо как мина натяжного действия с двумя взрывателями ZZ 35 (позднее ZZ 42). Эту мину можно было также использовать как управляемую, вкрутив в нее вместо взрывателя электродетонатор.

Перед войной она получила еще один электрический взрыватель нажимного действия E.S.Mi.Z.40, который устанавливался не в мину, а втыкался в землю на некотором удалении от нее и соединялся с миной проводами через специальный переходник - адаптер. Этот адаптер позволял присоединить к мине до 18 взрывателей E.S.Mi.Z.40, что резко повышало вероятность срабатывания и позволяло ей держать под контролем окружающую местность. Или же наоборот - один взрыватель мог привести в действие одновременно до 18 мин.

Однако уже в начале 1942 года в полной мере проявился системный недостаток этих высокоэффективных мин (T.Mi.35 и S.Mi.35) - большая трудоемкость в изготовлении, высокая цена и необходимость высокоточного оборудования и квалифицированной рабочей силы при изготовлении весьма совершенных и надежных взрывателей T.Mi.Z.35, S.Mi.Z.35, Z.Z. 35, Z.u.Z.Z. 35. Промышленность Германии не успевала снабжать Вермахт такими минами в необходимых количествах.

На развитие мин в Германии, как мощного оборонительного средства, особенно в борьбе с танками, свой отпечаток наложило принятие стратегии блицкрига, в рамках которой минам отводилась вспомогательная роль (вплоть до 1942-1943 годов).

Особого упоминания в плане оригинальности технических решений достоин успех немецких конструкторов при создании первой в мире авиационной системы дистанционного минирования. Для пикирующих бомбардировщиков Ju-87 к 1939 году были разработаны универсальные осколочные миниатюрные бомбы Spreng Dickenwend-2 (SD-2) Schmetterling.

Они комплектовались взрывателями трех типов: а) обеспечивающими взрыв бомбы в воздухе либо при касании земли; б) замедленного действия (5-30 минут); в) срабатывавшими при изменении положения бомбы, лежащей на земле.

Весили эти бомбы 2 кг и укладывались в сбрасываемые кассеты - Мк-500 (6 шт.), АВ-23 (23 шт.), АВ-24t (24 шт.), АВ-250 (96 шт.), АВ-250-2 (144 шт.). Впервые бомбовые кассеты немцы успешно применили в польской кампании (сентябрь 1939 года), а затем использовали на протяжении всей войны. Сбрасываемые кассеты применялись для бомбардировки пехотных колонн и позиций пехоты, а применение мини-бомб SD-2 в минном варианте ставило целью лишь затруднение использования противником данной местности и работы санитаров. Обычно часть бомб в кассете имела взрыватели замедленного действия и взрыватели, чувствительные к сдвигу, большинство - обычные взрыватели. Для постановки минных полей сбрасываемые кассеты однако не использовались, так как тактики дистанционного минирования тогда не существовало, а развить ее никто не догадался.

Кроме того, для обычных фугасных авиабомб (100, 250, 500 кг) немцы разработали взрыватели замедленного действия со сроками замедления до двух-трех суток. Они фактически превращали авиабомбы в объектные мины дистанционной установки, исключавшие возможность проведения спасательных и восстановительных работ на месте бомбардировки.

В Советском Союзе еще в 1924 году военный инженер Дмитрий Карбышев предложил первый образец взрывателя с дугообразным датчиком цели для ПТМ. Сама мина представляла заряд взрывчатки, в который вкладывался этот взрыватель, имеющий в своем составе 200-граммовую тротиловую шашку в качестве промежуточного детонатора. Она была принята на вооружение РККА как первый образец табельной ПТМ.

Одной из первых советских ПТМ, которые предполагалось выпускать в промышленных масштабах, явилась предложенная в 1932 году Николаем Симоновым мина Т-4 с зарядом взрывчатки 2,8 кг. Организовать массовое производство этих мин на заводах не удалось из-за проблем с производственными мощностями, но определенное количество этих мин было изготовлено в войсковых мастерских.

Войсковые испытания выявили ряд существенных недостатков как карбышевского взрывателя, так и этой мины. В 1935 году она снимается с вооружения и заменяется металлической ПТМ ТМ-35. Новая мина имела стальной прямоугольный корпус с нажимной крышкой и универсальным многоцелевым минным взрывателем УВ.

В 1932 году появляется прототип широко известного впоследствии взрывателя МУВ - «упрощенный взрыватель УВ», который мог использоваться как в качестве взрывателя натяжного, так и нажимного действия. На многие годы этот взрыватель станет основным минным взрывателем Красной армии, а его модификации МУВ-2, МУВ-3 и МУВ-4 состоят на вооружении и сегодня. В 1942 году немцы его скопировали и выпустили под индексом ZZ 42. В послевоенное время в Чехословакии он будет существовать под индексом RO-1. Под различными названиями его скопируют Китай, Болгария, Югославия, Польша, Израиль и еще около 30 стран.

В 1932 году Красная армия получила динамоэлектрическую подрывную машинку ПМ-2, которая могла при общей длине магистральной линии до 1 км взрывать одновременно до 25 последовательно соединенных электродетонаторов.

К 1936 году на вооружение инженерных частей Красной армии для комплектования объектных мин был принят взрыватель замедленного действия МЗД-35 со сроком замедления от 12 часов до 35 суток.

В 1933 году разрабатывается и принимается на вооружение фугасная противопехотная мина обр. 1933 года. В 1934 году - дорожно-пехотный фугас ДП-1, предназначенный для уничтожения боевых и транспортных машин на дорогах. Собственно, это была одна из первых противотранспортных мин.

В 1939 году мина ТМ-35 была модернизирована и выпускалась под индексом ТМ-35М. Следом разработана и принята на вооружение удлиненная металлическая противотанковая противогусеничная мина ТМ-39, ее деревянный вариант ТМД-40, металлическая противотанковая противогусеничная мина ПМЗ-40, противотанковая мина ЕЗ-1, приводившаяся в действие с помощью электрозамыкателя.

Здесь следует отметить приоритет советской конструкторской школы в разработке еще в довоенный период целого ряда мин, обеспечивающих снижение требуемого расхода ПТМ в минном поле. Во-первых, это удлиненная мина ТМ-39, снижающая требуемый расход в 1,5 раза. К реализации этой идеи немцы пришли только в 1943 году, создав мину Riegelmine 43 (R.Mi.43). Во-вторых, противоднищевая мина АКС, разработанная во второй половине 1930-х годов и поступившая на вооружение Красной армии в конце 1939 - начале 1940 годов. Она снижала расход уже в два раза и идейно была скопирована немцами только в 1943 году в рамках конструкции мины Tellermine Pilz 43 (T.-Mi.- Pilz 43). В-третьих, абсолютный приоритет в создании первой противобортовой мины в еще довоенный период принадлежит советским конструкторам. Она известна под наименованием ЛМГ и обеспечивала снижение расхода мин почти в 20 раз.

Однако возможности тогдашней советской промышленности и сырьевая база были очень ограничены, особенно в отношении металла. Начинаются поиски альтернативных материалов для корпусов мин, что приводит к появлению двух образцов мин из целлюлозы ПТМ ТМБ и ППМ ПМК-40.

В отношении ППМ командование РККА сначала решило ограничиться использованием универсальных минных взрывателей типа УВ (позднее - МУВ), взрывателя ВПФ, который мог работать как взрыватель натяжного действия и как взрыватель наклонного действия. А сами мины должны были собираться в войсках на месте по мере необходимости из подручных средств.

ПОСЛЕ ФИНСКОЙ ВОЙНЫ

В ходе советско-финской войны 1939-1940-х годов командование Красной армии столкнулось с тем, что финские стрелковые подразделения на лыжах легко проникают в тыл в промежутках между подразделениями, а плотно закрыть всю линию фронта пехотой невозможно. Срочно в конце 1939 года разрабатывается и внедряется в производство деревянная противолыжная мина, а к началу 1940 года РККА получает металлическую противопехотную осколочно-фугасную мину ПММ-6, которая предназначалась в первую очередь против финских лыжников и в конструкции которой использовался датчик цели в виде нажимной металлической дужки. Затем на вооружение Красной армии поступает мощная осколочная выпрыгивающая противопехотная управляемая мина ОЗМ-152. К этому времени в Красной армии уже складывается деление мин на управляемые и автоматические. Мина ОЗМ-152 относилась к управляемым минам. Для управления взрывами таких мин к этому времени РККА располагала переключателями БИС и КРАБ-А, которые позволяли присоединение к ним до 12 мин. Это позволяло создавать управляемые минные поля.

К середине 1940 года на вооружение принимается очень удачная по конструкции, но совершенно неудовлетворительная по материалу корпуса противопехотная фугасная нажимного действия мина ПМК-40. К идее этой мины советские конструкторы вернутся после войны в 1949 году, создав пластмассовую мину ПМН, которая станет столь же популярна в мире, как автомат Калашникова.

К весне 1941 года разрабатывается деревянная противопехотная фугасная мина нажимного действия ПМД-6, ставшая основной миной в годы войны (кстати, также позднее скопирована немцами) и состояла на вооружении многие десятки лет.

В 1940 году разрабатывается и принимается на вооружение очень удачный, надежный и предельно простой по конструкции нажимной взрыватель МВ-5. Он состоял всего из пяти деталей и мог изготавливаться в любой металлообрабатывающей мастерской. Хотя он не имел совершенно никаких предохранительных приспособлений, однако довольно большое усилие срабатывания (10-30 кг) и удобная в обращении конструкция практически исключали случайное срабатывание. Достаточно сказать, что эта конструкция использовалась во всех советских взрывателях ПТМ вплоть до взрывателей к послевоенным минам серии ТМ-62 включительно. Первоначально он использовался только в мине ТМБ. Но затем под этот взрыватель создается в 1941 году самая совершенная из всех советских ПТМ того времени - мина ТМ-41. Мина была противогусеничная нажимная, имела герметичный корпус и была очень проста в применении. При ее установке требовалось лишь открутить пробку, вставить взрыватель МВ-5 с запалом МД-2 в гнездо и вновь закрутить пробку на место.

Зимой 1940/41 года на вооружение РККА принимается объектная мина, взрываемая по радио с помощью кодированного радиосигнала. Дальность уверенного срабатывания радиомины составляла до 1200 км. В этом отношении СССР опережал западные страны более чем на полвека.

К моменту нападения Германии на СССР РККА располагала следующими типами мин:
ПТМ - противогусеничные ТМ-35, ТМ-39, ПМЗ-40, ТМД-40, ТМ-41, ТМБ, противоднищевая АКС;
ППМ - ПММ-6, ППМ, ДП-1, ОЗМ-152, ПМК-40, ПМД-6;
радиоуправляемая объектная ТОС (Ф-10).

Кроме того, имелся целый набор различных табельных средств взрывания, включая взрыватели замедленного действия, взрыватели нажимного и натяжного действия, капсюля-детонаторы, электродетонаторы, огнепроводный и детонирующий шнуры, позволявших импровизировать на месте мины любого назначения и мощности.

ПРОСТО И ЭФФЕКТИВНО

С началом войны развитие минного оружия в СССР получило дополнительный импульс, естественно, с учетом тех многочисленных ограничений, сложившихся в промышленности по результатам хода боевых действий (потеря значительной части предприятий на захваченной немцами территории, дефицит многих материалов, недостаточно высокий технологический уровень вновь разворачиваемых производств при практически полном отсутствии квалифицированных кадров).

В период войны на вооружении РККА появилась очень простая по конструкции, но весьма эффективная противопехотная осколочная мина ПОМЗ-2 натяжного действия с чугунным корпусом. Летом 1942 года появились варианты противопехотной фугасной мины ПМД-6, применявшейся еще с 1941 года:

а) ПМД-бф, у которой порошкообразная взрывчатка помещалась в стеклянном флаконе;
б) ПМД-6 в металлическом корпусе;
в) более мощная (400 г тротила) ПМД-57;
г) мины меньшей мощности ПМД-7 и ПМД-7ц (75 г тротила).

Конструкция этих мин, при их высокой надежности, предусматривала возможность массового производства не только промышленностью, но и в любой деревообделочной мастерской, а также непосредственно в войсках. К изготовлению мин данного типа подключились и предприятия строительной индустрии. В частности, появилась так называемая шиферная мина, имевшая вид и конструкцию ПМД-6, но изготавливавшаяся из шифера.

В области ПТМ 1942 год характеризовался созданием двух новых деревянных, или, как тогда говорили, «ящичных» мин. Во-первых, это мина ЯМ-5 в нескольких модификациях, отличавшихся друг от друга размерами и некоторыми различиями в конструкции ключевых элементов. Во-вторых, весьма удачная по конструкции мина ТМ-42.

В мине ЯМ-5 был учтен опыт минной борьбы 1941 года, в частности недостаточная масса заряда взрывчатки в ПТМ довоенной конструкции. Так, если в базовой мине ЯМ-5 заряд составлял 2,7-3,1 кг, то в мине ЯМ-5у он возрос до 4,2-5 кг, в мине ЯМ-5М - до 5,6-6,6 кг. Две мины серии ЯМ-5 (ЯМ-5К и ЯМ-Ю) имели особенно крупный заряд, доходивший до 18 кг. В минах серии ЯМ-5 использовался поистине универсальный взрыватель УВ и его модификации (УВГ, МУВ). Хотя это взрыватель натяжного действия, остроумная конструкция мины обеспечивала вытягивание боевой чеки из взрывателя при наезде танка на нажимной брусок крышки мины.

Мина ТМ-42 отличалась разной вариантностью снаряжения и выпускалась двух размеров. Кроме того, она могла изготавливаться либо под нажимной взрыватель МВ-5, либо под запал МД-4 (то есть в мине могло вовсе не быть взрывателя, а срабатывание мины происходило при деформации запала под действием гусеницы танка). В целом насчитывалось восемь вариантов мины ТМД-42. Это позволяло выпускать их исходя из имевшихся в наличии типов взрывчатки и средств взрывания. Вследствие дефицита тротила в 1942 году для снаряжения этой мины использовали суррогатные взрывчатки (динамон) или аммиачно-селитренные (аммонит, аммонал). Заряд мины во всех вариантах составлял 5-5,5 кг, что обеспечивало надежное выведение из строя всех типов танков, имевшихся у немцев. Мина ТМД-42 выпускалась около года, но оказалась самой удачной из всех существовавших ящичных мин. Поэтому, когда положение со взрывчаткой улучшилось, в 1943 году началось производство ее модификации - ТМД-Б, которую в 1944 году сменила ТМД-44.

ТМД-44 до начала XXI века числилась в перечне российских ПТМ как запасной вариант на особый период. Ее производство очень легко можно организовать за считанные часы на любом деревообрабатывающем предприятии.

К весне 1943 года на вооружение РККА приняли новую металлическую ПТМ - ТМ-43. Преимущество этой мины перед деревянными состояло в большем сроке службы и значительно меньшем влиянии на ее боеспособность грунтовой влаги. Красная армия вплоть до середины 1944 года пользовалась в основном деревянными противотанковыми и противопехотными минами, широко используя для их изготовления возможности самих войск и населения прифронтовой полосы. В основном изготавливались ПТМ типа ТМД-Б, вариации мины ЯМ-5 (ЯМ-5К, ЯМ-5М, ЯМ-5и, ЯМ-10) и ППМ ПМД-6 (вариации ПМД-бф, ПМД-7, ПМД-7ц, ПМД-57). В большей степени, нежели сами мины, в войска поставлялись минные средства взрывания - взрыватели МУВ, МВ-5, ВПФ. По мере развития производства металла все больше на фронте появлялось осколочных натяжных мин ПОМЗ-2.

В 1944 году было восстановлено производство металлической круглой ПТМ ТМ-41, получившей после модернизации наименование ТМ-44. Тогда же появился модернизированный вариант мины ТМД-Б под названием ТМД-44.

Минная война на советско-германском фронте не ограничивалась противотанковыми и противопехотными минами. Третьим по распространенности типом мин в Красной армии были противотранспортные мины, прежде всего применявшиеся на железных дорогах. Особенности театра военных действий на территории СССР предопределили более широкое, нежели на других фронтах, использование железнодорожного транспорта, а большая протяженность немецких коммуникаций делала удары по рельсовым путям особенно чувствительными.

В основном минированием железных дорог на оккупированной территории занимались специально засылаемые армейские диверсионные группы и спецгруппы НКВД. При этом наиболее широко использовались мины ПДМ-1, ПМС, МЗД-4, МЗД-5, МЗД-10, МЗД-35, ДМ-3, ДМ-4, АС.

В развитии минного оружия в СССР в предвоенный период и в военные годы особую роль сыграл Военно-инженерный полигон (пос. Нахабино Московской обл.), созданный в 1919 году. При нем были организованы специальные лаборатории, задачами которых являлось проведение опытных работ с ВВ и средствами взрывания, разработка новых и модернизация старых минно-взрывных средств. Этим было положено начало плановой работе по разработке минного оружия для Красной армии. В предвоенный период было отработано и испытано большое количество образцов противотанковых и противопоездных мин, взрывателей и замыкателей, средств и принадлежностей взрывания. На вооружение Красной армии были приняты мины Е3 и ТМ-35, взрыватели П-8 и П-12, подрывные машинки ПМ-1 и ПМ-2, измерительные приборы ЛВМ и ОК, детонирующие шнуры ДШ-27 и ДШ-34 собственного производства. Большая роль в разработке и создании этих средств принадлежит И.В.Волкову, Н.П.Иванову, П.Г.Радевичу, Д.В.Чернышову, И.А.Шипилову и Б.А.Эпову.

Резко возросшая потребность в минно-взрывных средствах в начальный период войны и необходимость их изготовления на неспециализированных предприятиях (кроме ВВ и капсюлей-детонаторов) вызвали необходимость срочного создания новых типов противотанковых и противопехотных мин. Требовались мины высокой боевой эффективности, упрощенных конструкций, исключающих применение дефицитных материалов. Разработку многих мин в коллективе Военно-инженерного полигона возглавили Николай Иванов и Павел Радевич. В 1946 году они были удостоены Сталинской (Государственной) премии за многолетнюю и плодотворную работу по созданию и совершенствованию минно-взрывных средств.

Всего за период Великой Отечественной войны Красная армия установила свыше 70 млн. мин, на которых подорвались до 10 тыс. танков и других машин противника.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
Сирийский военный признался в любви к советским танкам и назвал лучший
Сирийский полковник Мохамед Гуни высоко оценил советские танки и назвал самый надежный. Свое мнение он высказал в беседе с журналистами, пишет «Московский комсомолец».Гуни рассказал, что в советских танках разбирается хорошо, так как более 30 лет назад он учился в бронетанковой академии. «Советские ..
2019-10-03 14436 0 Военная техника
0
Китай назвал российские Су-25 старьем
Советские штурмовики Су-25 устарели для участия в современных войнах, и Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Об этом пишет китайское издание Sina.com.На самолете установлено не отвечающее современным реалиям электронное оборудование и системы предупреждения ракетного ..
2018-02-06 4230 0 Военная техника
0
Для армии создали АК пятого поколения
Российские конструкторы завершили разработку автомата Калашникова пятого поколения. При изготовлении оружия использовались новейшие технологии и материалы.АК-12, созданный специалистами Ижевского машиностроительного завода, уже находится на стадии испытаний. Автомат тестируют на полигоне предприятия, а примерно через год передадут государственной ..
2012-01-25 4896 0 Военная техника
0
Минобороны купит сотню боевых вертолетов Ка-52 новой модификации
Министерство обороны России закупит 114 боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Об этом рассказал журналистам замглавы ведомства Юрий Борисов, передает во вторник, 6 февраля, «Интерфакс».«Это будет новая модификация, обсуждали как раз детали, насколько конструкторы успевают провести все необходимые доработки», ..
2018-02-06 3666 0 Военная техника
1
Гонки по вертикали: F-35 - наследник Як-141
На днях в США Пентагон распространил видеозапись с испытаний новейшего истребителя пятого поколения F-35. На ней прототип этого самолета в версии F-35B с изменяемым вектором тяги двигателя ночью совершает вертикальный взлет и на некоторое время зависает. Потом как вертолет садится в ту же точку. ..
2013-04-11 1473 0 Военная техника
0
ПАК ФА с новым двигателем появится к концу десятилетия
Истребители пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) начнут оснащаться принципиально новыми двигателями пятого поколения второго этапа к концу десятилетия, сообщил представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). «Появление нового двигателя пятого поколения (второго этапа) на борту серийных ..
2013-08-13 2801 2 Военная техника
0
Израиль придумал для F-16I самозащту от ракет С-300
Израильские конструкторы начали устанавливать на истребители F-16I Sufa системы самозащиты от зенитных ракет, в том числе ракет С-300. Высокопоставленный офицер ВВС заявил, что, по данным разведки, такая модернизация является необходимой, передает Flightglobal. "Угрозы, с которыми мы сталкиваемся и столкнемся, по оценкам разведки, ..
2015-08-22 5742 0 Военная техника
0
Конец советской танковой школы
Российские средства массовой информации гремят похвалами в адрес нового танка «Армата», который должен быть принят на вооружение в 2015 году. На этой волне восторга, конечно, несколько теряется из виду факт, который заметит любой любитель военной ..
2012-09-27 3924 0 Военная техника
-1
Конструкторы танка Т-14 "Армата" вновь потрясут мир
Совсем недавно отшумели споры о новом танке «Армата». Его технические характеристики наших союзников и мировых экспертов приводили в восторг, а врагов в ужас. Казалось бы, это чудо техники доведено до идеала, и в большей модернизации оно не нуждается. Однако разработчики решили иначе, посчитав, что нет предела ..
2015-08-09 9278 0 Военная техника
0
Пугачев раскрыл последствия от «кобры Пугачева» на Су-27
Первое исполнение советским истребителем четвертого поколения Су-27 на авиасалоне Ле-Бурже (Франция) в 1989 году «кобры Пугачева» убедило всех участников выставки в высочайшем уровне развития советских авиационных технологий. Об этом «Звезде» рассказал Герой Советского Союза, ..
2019-03-28 1455 0 Военная техника
0
Самая быстрая отечественная подводная ракета
Создание ракетной торпеды начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды - НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:- дальность ..
2012-03-11 9616 0 Военная техника
0
Раскрыта цена превращения Су-25 в Су-25СМ3
Минобороны России оценило стоимость преобразования штурмовика Су-25 в Су-25СМ3 в 2,8 миллиарда рублей. Соответствующее извещение о проведении закрытого аукциона выложено на портале госзакупок.Исполнитель контракта будет выбран 25 апреля.Обновление машин планируется провести в три этапа. В 2019 году «на выполнение работ ..
2019-03-29 1338 0 Военная техника
0
"Ижмаш": новая версия автомата Калашникова
Конструкторское бюро Ижевского оружейного завода представило образец автомата Калашникова пятого поколения. Сейчас проходят испытания, а уже в ближайшем будущем он придет на смену легендарному АК-47 и его модификациям. Новый автомат сохранил достоинства прежних моделей, и в то же время, по словам разработчиков, ..
2012-02-15 10651 1 Военная техника
0
Украинские пилоты потренировались "шмалять" ракетами
Впервые за 20 лет украинские вертолетчики стреляют боевыми управляемыми ракетами. Так готовятся к миротворческой миссии в африканской республике Конго. До сих пор денег на учебные выстрелы такими дорогими патронами в украинской армии не было. На этот раз за ракеты платит ООН. Лишь за несколько часов в воздух ..
2012-11-4 2124 0 Военная техника
0
Иран принял на вооружение две мини-подлодки типа Гадир
Иранские ВМС получили на вооружение две легкие подводные лодки типа "Гадир" отечественного производства. Информацию об этом распространило Press TV, ссылаясь на IRNA. По словам контр-адмирала Habibollah Sayyari (Хабиболлы Сайяри) командующего ВМС Ирана, обе подводные лодки полностью построены иранскими специалистами. ..
2012-02-15 4242 0 Военная техника
0