Гонки по вертикали: F-35 - наследник Як-141

Гонки по вертикали: F-35 - наследник Як-141

На днях в США Пентагон распространил видеозапись с испытаний новейшего истребителя пятого поколения F-35. На ней прототип этого самолета в версии F-35B с изменяемым вектором тяги двигателя ночью совершает вертикальный взлет и на некоторое время зависает. Потом как вертолет садится в ту же точку. Для минобороны Соединенных Штатов было очень важно продемонстрировать обществу доказательство своего успеха. И вот почему.

По мнению экспертов, чрезвычайно затратная программа американского истребителя пятого поколения F-35 (общая стоимость 276 миллиардов долларов), которой кампания «Локхид Мартин» занимается с 1996 года, идет через пень-колоду. Заявленные характеристики никак не вытанцовываются, сроки срываются. Два месяца назад испытания пришлось вообще остановить, когда на одной из лопастей турбины на опытном образце обнаружилась трещина. Правда, конструкторы сумели доказать, что виновны не они, а военные, нарушившие условия эксплуатации. Лишь после этого испытания были продолжены.

«Локхид Мартин» разрабатывает три версии этой машины. Истребитель F-35A для обычных взлетно-посадочных полос уже готов и заказан ВВС США (строительство каждого истребителя этого типа обходится в среднем в 137 миллионов долларов) - для замены давно стоящих в строю F-16. Своя версия делается для флота - на F-35C CV планируется перевооружить авианосцы (вместо F-18).

Работают конструкторы и над новым самолетом вертикального взлета и посадки с изменяемым вектором тяги двигателя. Называться он будет F-35B «Лайтинг-2» в версии STOVL (КВВП). Предназначен для замены стоящих на вооружении корпуса морской пехоты Соединенных Штатов истребителей F/A-18 «Хорнет» и самолетов с вертикальным/коротким взлетом и посадкой AV-8B «Харриер». А также - «Харриер» GR.7/GR.9 военно-морских сил Великобритании. По задумке минобороны США, первые образцы новой техники их морпехи должны были получить еще в 2012 году. Не вышло. Испытания продолжаются и конца им не видно.

Отчаянно критикуемый за неудачи Пентагон и попытался видеозаписью доказать налогоплательщикам, что все не так уж плохо и их миллиарды не просто так разносятся по ветру реактивными струями. По-видимому, на экране опытный образец, получивший наименование BF-2. Первый такой протопип в версии STOVL испытывается с 11 июня 2008 года.

Считается, что истребители F-35B «Лайтинг-2» вертикального взлета и посадки будут поставляться в корпус морской пехоты США. В случае успеха, такие самолеты действительно способны принести ряд важнейших преимуществ в бою. Они могут быть заранее скрытно рассредоточены по множеству малоразмерных площадок, что затрудняет их обнаружение и уничтожение противником. Именно поэтому истребители вертикального взлета и посадки можно еще и максимально приблизить к линии фронта и тем резко сократить подлетное время. Или «посадить» на наиболее важных и опасных направлениях, независимо от наличия там подготовленных аэродромов. Они способны подниматься в воздух одновременно, так как, в отличие от обычных истребителей, не стеснены размерами взлетно-посадочных полос. Да и много чего еще приобретет американская морская пехота в случае, если F-35B «Лайтинг-2» в версии STOVL удастся довести до ума.

Естественен вопрос: хоть что-то подобное существует в России хотя бы в стадии проектов? Не только существует, но давно и успешно летало, изумляя западных конкурентов. И есть сильные подозрения, что компания «Локхид Мартин» многое попросту «слизала» у нас, создавая планер своего F-35.

Та машина называлась Як-141. За ее разработку советские конструкторы взялись в конце 70-х годов прошлого века, когда стало очевидным, что многоцелевые самолеты вертикального взлета Як-38, стоявшие на палубах наших тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», много не навоюют.

Крайне несовершенные, они по всем статьям уступали своему основному зарубежному конкуренту «Харриеру» даже первых версий. Едва ли не половину топлива тратили на вертикальные взлет и посадку. В результате боевой радиус этого советского палубного штурмовика не превышал смешных в современном бою 195 километров. Что не позволяло защитить крейсер даже от противокорабельных крылатых ракет, рубежи пуска которых были далеко за пределами досягаемости таких самолетов.

Мало того. Эти палубные машины не имели системы дозаправки в воздухе, подвесных топливных баков и встроенной пушки. В южных широтах Як-38 тоже делать было нечего. При высоких температурах их двигатели начинали «задыхаться» и теряли тягу. К тому же самолет вышел крайне ненадежным и летчиков гробил регулярно. Естественно, пилоты его не любили, но других-то не было.

Тогда по указанию министра обороны Дмитрия Устинова в 1975 году конструкторы взялись за работу по созданию более совершенного многоцелевого палубного самолета вертикального взлета и посадки. Назвали его сначала Як-41, потом добавили единичку. Получился Як-141. Главным его отличием от предшественника стала возможность выхода на сверхзвуковой режим полета, вполне приличная практическая дальность (до 2100 километров), более мощная РЛС и куда более внушительная номенклатура вооружений.

Причем, заинтересованность в новом Яке проявил не только флот. Такой машине много работы нашлось бы и на сухопутье. Существовал проект установки Як-141 на гусеничную платформу на основе армейского тягача. С нее штурмовик мог бы быстро перемещаться по бездорожью и взлетать откуда угодно и внезапно для противника.

Страна уже дышала на ладан, поэтому работа затянулась. Первый полет новый советский самолет вертикального взлета и посадки совершил лишь через 11 лет после начала проектирования. В апреле 1991 года летчик-испытатель Андрей Синицын установил на нем 12 мировых рекордов. Но главное - было продемонстрировано полное превосходство над «Харриером» по основным параметрам. Як-141 свозили на международный авиасалон в Ле Бурже, потом - на такой же в Фарнборо. Иностранцы рассматривали его, открыв рты от изумления. В ряде западных газет появились утверждения, что в создании самолетов с вертикальным взлетом и посадкой русские опередили их лет на десять-пятнадцать.

26 сентября 91-го Синицын впервые посадил Як-141 на палубу тяжелого авианесущегго крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», стоявшего на рейде Североморска. Следом вторую такую же машину на корабль посадил летчик-испытатель Якимов. Через четыре дня - первый взлет с «Горшкова». А через неделю, 5 октября, случилось несчастье. При посадке на палубу самолет Якимова снизился слишком быстро. Ошибся летчик, а руководитель полетов недоглядел за его действиями. От удара о палубу стойки шасси пробили топливные баки. Як разрушился и сгорел, пилот катапультировался и из Баренцева моря его подобрал спасательный катер.

Кроме военных, в Москве это никого, кажется, всерьез не заинтересовало. Именно в те дни Борис Ельцин ожесточенно грызся с Михаилом Горбачевым за Кремль. До катастрофы ли тут на испытаниях нового самолета? И опередившую свое время программу втихую закрыли.

Всего на Саратовском авиазаводе к тому времени успели изготовить четыре Як-141. Два нынче догнивают в московских музеях. А про два других в суматохе политических перемен попросту забыли. Где они, в чьих оказались руках - не знает, похоже, никто. Или не говорит. Но на определенные размышления наводит тот факт, что в американской фирме «Локхид Мартин» и не скрывают: в компоновке их F-35 действительно многое до мелочей подозрительно схоже с забытым советским Яком. Особенно - схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя. Правда, американцы не видят в этом ничего противозаконного. Причина, по их утверждениям, в тесном сотрудничестве с фирмой «Яковлев», установившемся тотчас после развала СССР.

Чего и сколько увезли от нас за рубеж в те годы? Валявшиеся под ногами, буквально в грязи, советские «ноу-хау» действительно двинули западную науку на десятилетия вперед по множеству направлений. В авиастроении - в том числе.

В заключение - важное замечание. Як-141, конечно, не был самолетом пятого поколения. И в этом смысле он не конкурент суперсовременному и супердорогому F-35. Но то, что наша машина помогла родиться американской - этот факт многим экспертам кажется бесспорным.

А соперника для F-35, по крайней мере, на международных оружейных рынках, - российский истребитель пятого поколения Т-50 мы сейчас тоже делаем. Четыре прототипа будущего ПАК ФА сейчас проходят испытания в Жуковском. В 2016 году первые такие машины планируется поставить в войска. Взлетать они будут по обычной схеме - горизонтально.

Увы, возможности создавать свои истребители с вертикальным взлетом мы, видимо, окончательно потеряли. Вместе с той страной и вместе с Як-141, опередившим время.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
Разрабатывается наследник Катюши, бьющий на 200 км
В России разрабатываются реактивные системы залпового огня (РСЗО) - наследники легендарных "Катюш", которые смогут поражать площадные цели на расстоянии свыше 200 километров, сообщил "Интерфаксу" представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Сухопутным войскам подполковник Николай Донюшкин."Наиболее ..
2013-01-7 3533 0 Военная техника
1
Раскрыт способ Су-57 избежать удара F-22 и F-35
Радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и двигатели предоставляют российскому истребителю пятого поколения Су-57 боевые преимущества перед американскими F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайским J-20, полагает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.Автор ..
2019-08-08 1140 0 Военная техника
0
В США назвали брехней мощнейшее оружие России
Создаваемый Россией подводный плавательный аппарат «Статус-6» с ядерной боеголовкой мощностью до ста мегатонн можно считать «плодом воинственных бредней», заявил The National Interest профессор Военно-морского колледжа США Лайл Гольдштейн.Эксперт полагает, что в настоящее время между Москвой и Вашингтоном наблюдается ..
2018-02-22 4110 0 Военная техника
0
Армата: небывалый уровень унификации
Возможность создания тяжелой командирской машины управления (ТКМУ) на базе ТБМП обусловлена модульной конструкцией с размещением дополнительной радиоаппаратуры и оборудованием рабочих мест для командира подразделения и отделения управления.Так как ТБМП предназначаются для ведения боевых действий в составе танковых частей ..
2012-10-26 3468 0 Военная техника
0
БМП-2 с Бережком - одна из лучших модернизаций
Боевая машина пехоты БМП-2 долгие годы считалась одной из лучших в мире. Но как говорится, время идет, и в настоящее время краса и гордость советской военной промышленности считается уже устаревшей. По целому ряду характеристик данная машина существенно уступает иностранным ..
2013-04-12 2456 0 Военная техника
0
Израильская сфера военных технологий - мировой интерес
Шестая, ставшая регулярной, международная выставка «Технологии и вооружения» в Тель-Авиве, всегда привлекает внимание профессионалов и мировые компании, производящие и торгующие оружием.Как сообщил информированный источник из руководства выставкой, на этот раз было очень много представителей компаний из США, Италии, ..
2013-06-6 2111 0 Военная техника
1
Британцы рассказали о мировой гонке ядерных вооружений
Мир уже вступил в новую эру гонки ядерных вооружений. Об этом говорится в докладе о перспективах развития ядерных вооружений, обнародованном британской исследовательской группой BASIC (British American Security Information Council). Многие крупные государства сегодня занимаются реализацией ряда программ ..
2011-11-1 3003 0 Военная техника
0
Беспристрастно о танках Оплот-М и Т90МС
День танкиста - российский и советский профессиональный праздник военнослужащих и танкостроителей, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье сентября. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника ..
2012-09-8 5257 0 Военная техника
0
Радиоэлектронная борьба. Защищаем свою территорию
Общим местом стал тезис о преимуществе НАТО, имея в виду США, в высокоточных системах. Причем не только в их разнообразии, качественных характеристиках, но и в количественном выражении. Так по крылатым ракетам запасы таковых в США в разы, если не в десятки раз, превосходят Россию. Оставим в стороне ..
2015-04-26 2958 0 Военная техника
0
РВСН РФ обновятся полностью
РФ обогнала Соединённые Штаты по числу активных ядерных боеголовок. Об этом говорится в докладе, опубликованном Госдепартаментом США. У России сегодня 1643 ядерные ракеты, готовые к запуску, – на одну больше, чем у США. Нынешние показатели обеих стран далеки от тех, ..
2014-10-08 2427 0 Военная техника
0
Россия испытала гиперзвуковые боеголовки для "Сармата"
В 2018 году новейшие ракетные комплексы заменят знаменитую ракету РС-20, прозванную на Западе «Сатаной»Россия провела успешные испытания гиперзвуковых боевых блоков для оснащения перспективных ракетных комплексов стратегического назначения. Об этом накануне майских праздников сообщили зарубежные ..
2016-05-08 2951 0 Военная техника
0
"США проиграет в войне дронов"
Американские аналитики опасаются, что армия США проиграет в войне беспилотных аппаратов будущего В докладе Центра новой американской безопасности «Война в эпоху роботов» аналитики рассказывают, какой будет война будущего. Эксперты организации считают, что в скором времени поле боя совершенно ..
2014-11-21 2173 0 Военная техника
0
В Бронницах показали новый броневик Ансырь
29 мая на полигоне 3-го ЦНИИ Минобороны в Бронницах (Московская область) состоялся показ современных и перспективных образцов автомобильной техники отечественной разработки. Несколько организаций показали свои последние разработки. Большая часть машин, показанных в Бронницах, уже известна специалистам и любителям ..
2014-06-11 2756 0 Военная техника
0
Эволюция гонки вооружений
Война, как продемонстрировали первые полтора десятка лет XXI столетия, не ушла в историю. Напротив, войны распространились в новые измерения, широкое применение нашли новые способы их ведения, ранее представлявшиеся сопутствующими процессами вооружённых конфликтов. Новые политические условия существенно изменили ..
2014-07-08 2313 0 Военная техника
0
Украина для Арматы: рациональная попытка прогнозирования
В № 37 «Военно-промышленного курьера» увидела свет статья, посвященная компоновке и оснащению нового российского танка. В этой публикации речь пойдет о боевых возможностях и его самого, и одного из образцов бронетехники будущего семейства ББМ. Башни перспективного танка и машины огневой поддержки (МОП) ..
2012-09-27 2160 0 Военная техника
0