Гонки по вертикали: F-35 - наследник Як-141

Гонки по вертикали: F-35 - наследник Як-141

На днях в США Пентагон распространил видеозапись с испытаний новейшего истребителя пятого поколения F-35. На ней прототип этого самолета в версии F-35B с изменяемым вектором тяги двигателя ночью совершает вертикальный взлет и на некоторое время зависает. Потом как вертолет садится в ту же точку. Для минобороны Соединенных Штатов было очень важно продемонстрировать обществу доказательство своего успеха. И вот почему.

По мнению экспертов, чрезвычайно затратная программа американского истребителя пятого поколения F-35 (общая стоимость 276 миллиардов долларов), которой кампания «Локхид Мартин» занимается с 1996 года, идет через пень-колоду. Заявленные характеристики никак не вытанцовываются, сроки срываются. Два месяца назад испытания пришлось вообще остановить, когда на одной из лопастей турбины на опытном образце обнаружилась трещина. Правда, конструкторы сумели доказать, что виновны не они, а военные, нарушившие условия эксплуатации. Лишь после этого испытания были продолжены.

«Локхид Мартин» разрабатывает три версии этой машины. Истребитель F-35A для обычных взлетно-посадочных полос уже готов и заказан ВВС США (строительство каждого истребителя этого типа обходится в среднем в 137 миллионов долларов) - для замены давно стоящих в строю F-16. Своя версия делается для флота - на F-35C CV планируется перевооружить авианосцы (вместо F-18).

Работают конструкторы и над новым самолетом вертикального взлета и посадки с изменяемым вектором тяги двигателя. Называться он будет F-35B «Лайтинг-2» в версии STOVL (КВВП). Предназначен для замены стоящих на вооружении корпуса морской пехоты Соединенных Штатов истребителей F/A-18 «Хорнет» и самолетов с вертикальным/коротким взлетом и посадкой AV-8B «Харриер». А также - «Харриер» GR.7/GR.9 военно-морских сил Великобритании. По задумке минобороны США, первые образцы новой техники их морпехи должны были получить еще в 2012 году. Не вышло. Испытания продолжаются и конца им не видно.

Отчаянно критикуемый за неудачи Пентагон и попытался видеозаписью доказать налогоплательщикам, что все не так уж плохо и их миллиарды не просто так разносятся по ветру реактивными струями. По-видимому, на экране опытный образец, получивший наименование BF-2. Первый такой протопип в версии STOVL испытывается с 11 июня 2008 года.

Считается, что истребители F-35B «Лайтинг-2» вертикального взлета и посадки будут поставляться в корпус морской пехоты США. В случае успеха, такие самолеты действительно способны принести ряд важнейших преимуществ в бою. Они могут быть заранее скрытно рассредоточены по множеству малоразмерных площадок, что затрудняет их обнаружение и уничтожение противником. Именно поэтому истребители вертикального взлета и посадки можно еще и максимально приблизить к линии фронта и тем резко сократить подлетное время. Или «посадить» на наиболее важных и опасных направлениях, независимо от наличия там подготовленных аэродромов. Они способны подниматься в воздух одновременно, так как, в отличие от обычных истребителей, не стеснены размерами взлетно-посадочных полос. Да и много чего еще приобретет американская морская пехота в случае, если F-35B «Лайтинг-2» в версии STOVL удастся довести до ума.

Естественен вопрос: хоть что-то подобное существует в России хотя бы в стадии проектов? Не только существует, но давно и успешно летало, изумляя западных конкурентов. И есть сильные подозрения, что компания «Локхид Мартин» многое попросту «слизала» у нас, создавая планер своего F-35.

Та машина называлась Як-141. За ее разработку советские конструкторы взялись в конце 70-х годов прошлого века, когда стало очевидным, что многоцелевые самолеты вертикального взлета Як-38, стоявшие на палубах наших тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», много не навоюют.

Крайне несовершенные, они по всем статьям уступали своему основному зарубежному конкуренту «Харриеру» даже первых версий. Едва ли не половину топлива тратили на вертикальные взлет и посадку. В результате боевой радиус этого советского палубного штурмовика не превышал смешных в современном бою 195 километров. Что не позволяло защитить крейсер даже от противокорабельных крылатых ракет, рубежи пуска которых были далеко за пределами досягаемости таких самолетов.

Мало того. Эти палубные машины не имели системы дозаправки в воздухе, подвесных топливных баков и встроенной пушки. В южных широтах Як-38 тоже делать было нечего. При высоких температурах их двигатели начинали «задыхаться» и теряли тягу. К тому же самолет вышел крайне ненадежным и летчиков гробил регулярно. Естественно, пилоты его не любили, но других-то не было.

Тогда по указанию министра обороны Дмитрия Устинова в 1975 году конструкторы взялись за работу по созданию более совершенного многоцелевого палубного самолета вертикального взлета и посадки. Назвали его сначала Як-41, потом добавили единичку. Получился Як-141. Главным его отличием от предшественника стала возможность выхода на сверхзвуковой режим полета, вполне приличная практическая дальность (до 2100 километров), более мощная РЛС и куда более внушительная номенклатура вооружений.

Причем, заинтересованность в новом Яке проявил не только флот. Такой машине много работы нашлось бы и на сухопутье. Существовал проект установки Як-141 на гусеничную платформу на основе армейского тягача. С нее штурмовик мог бы быстро перемещаться по бездорожью и взлетать откуда угодно и внезапно для противника.

Страна уже дышала на ладан, поэтому работа затянулась. Первый полет новый советский самолет вертикального взлета и посадки совершил лишь через 11 лет после начала проектирования. В апреле 1991 года летчик-испытатель Андрей Синицын установил на нем 12 мировых рекордов. Но главное - было продемонстрировано полное превосходство над «Харриером» по основным параметрам. Як-141 свозили на международный авиасалон в Ле Бурже, потом - на такой же в Фарнборо. Иностранцы рассматривали его, открыв рты от изумления. В ряде западных газет появились утверждения, что в создании самолетов с вертикальным взлетом и посадкой русские опередили их лет на десять-пятнадцать.

26 сентября 91-го Синицын впервые посадил Як-141 на палубу тяжелого авианесущегго крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», стоявшего на рейде Североморска. Следом вторую такую же машину на корабль посадил летчик-испытатель Якимов. Через четыре дня - первый взлет с «Горшкова». А через неделю, 5 октября, случилось несчастье. При посадке на палубу самолет Якимова снизился слишком быстро. Ошибся летчик, а руководитель полетов недоглядел за его действиями. От удара о палубу стойки шасси пробили топливные баки. Як разрушился и сгорел, пилот катапультировался и из Баренцева моря его подобрал спасательный катер.

Кроме военных, в Москве это никого, кажется, всерьез не заинтересовало. Именно в те дни Борис Ельцин ожесточенно грызся с Михаилом Горбачевым за Кремль. До катастрофы ли тут на испытаниях нового самолета? И опередившую свое время программу втихую закрыли.

Всего на Саратовском авиазаводе к тому времени успели изготовить четыре Як-141. Два нынче догнивают в московских музеях. А про два других в суматохе политических перемен попросту забыли. Где они, в чьих оказались руках - не знает, похоже, никто. Или не говорит. Но на определенные размышления наводит тот факт, что в американской фирме «Локхид Мартин» и не скрывают: в компоновке их F-35 действительно многое до мелочей подозрительно схоже с забытым советским Яком. Особенно - схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя. Правда, американцы не видят в этом ничего противозаконного. Причина, по их утверждениям, в тесном сотрудничестве с фирмой «Яковлев», установившемся тотчас после развала СССР.

Чего и сколько увезли от нас за рубеж в те годы? Валявшиеся под ногами, буквально в грязи, советские «ноу-хау» действительно двинули западную науку на десятилетия вперед по множеству направлений. В авиастроении - в том числе.

В заключение - важное замечание. Як-141, конечно, не был самолетом пятого поколения. И в этом смысле он не конкурент суперсовременному и супердорогому F-35. Но то, что наша машина помогла родиться американской - этот факт многим экспертам кажется бесспорным.

А соперника для F-35, по крайней мере, на международных оружейных рынках, - российский истребитель пятого поколения Т-50 мы сейчас тоже делаем. Четыре прототипа будущего ПАК ФА сейчас проходят испытания в Жуковском. В 2016 году первые такие машины планируется поставить в войска. Взлетать они будут по обычной схеме - горизонтально.

Увы, возможности создавать свои истребители с вертикальным взлетом мы, видимо, окончательно потеряли. Вместе с той страной и вместе с Як-141, опередившим время.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
Разрабатывается наследник Катюши, бьющий на 200 км
В России разрабатываются реактивные системы залпового огня (РСЗО) - наследники легендарных "Катюш", которые смогут поражать площадные цели на расстоянии свыше 200 километров, сообщил "Интерфаксу" представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Сухопутным войскам подполковник Николай Донюшкин."Наиболее ..
2013-01-7 2972 0 Военная техника
1
В США назвали брехней мощнейшее оружие России
Создаваемый Россией подводный плавательный аппарат «Статус-6» с ядерной боеголовкой мощностью до ста мегатонн можно считать «плодом воинственных бредней», заявил The National Interest профессор Военно-морского колледжа США Лайл Гольдштейн.Эксперт полагает, что в настоящее время между Москвой и Вашингтоном наблюдается ..
2018-02-22 3474 0 Военная техника
0
Британцы рассказали о мировой гонке ядерных вооружений
Мир уже вступил в новую эру гонки ядерных вооружений. Об этом говорится в докладе о перспективах развития ядерных вооружений, обнародованном британской исследовательской группой BASIC (British American Security Information Council). Многие крупные государства сегодня занимаются реализацией ряда программ ..
2011-11-1 2417 0 Военная техника
0
РВСН РФ обновятся полностью
РФ обогнала Соединённые Штаты по числу активных ядерных боеголовок. Об этом говорится в докладе, опубликованном Госдепартаментом США. У России сегодня 1643 ядерные ракеты, готовые к запуску, – на одну больше, чем у США. Нынешние показатели обеих стран далеки от тех, ..
2014-10-08 1836 0 Военная техника
0
Россия испытала гиперзвуковые боеголовки для "Сармата"
В 2018 году новейшие ракетные комплексы заменят знаменитую ракету РС-20, прозванную на Западе «Сатаной»Россия провела успешные испытания гиперзвуковых боевых блоков для оснащения перспективных ракетных комплексов стратегического назначения. Об этом накануне майских праздников сообщили зарубежные ..
2016-05-08 2397 0 Военная техника
0
"США проиграет в войне дронов"
Американские аналитики опасаются, что армия США проиграет в войне беспилотных аппаратов будущего В докладе Центра новой американской безопасности «Война в эпоху роботов» аналитики рассказывают, какой будет война будущего. Эксперты организации считают, что в скором времени поле боя совершенно ..
2014-11-21 1664 0 Военная техника
0
Эволюция гонки вооружений
Война, как продемонстрировали первые полтора десятка лет XXI столетия, не ушла в историю. Напротив, войны распространились в новые измерения, широкое применение нашли новые способы их ведения, ранее представлявшиеся сопутствующими процессами вооружённых конфликтов. Новые политические условия существенно изменили ..
2014-07-08 1792 0 Военная техника
0
Гиперболоид адмирала Горшкова
Весной 1983 года президент США Рональд Рейган оповестил мир о планах размещения на околоземной орбите спутников-перехватчиков. Они предназначались для уничтожения на начальной траектории полёта советских баллистических межконтинентальных ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращённо, СОИ.  Советские ..
2013-04-6 1567 0 Военная техника
0
На что способен в море наследник легендарного Варяга
В эту субботу во Владивостоке пройдет торжественная церемония проводов в море отряда кораблей Тихоокеанского флота для участия в совместном российско-индийском военно-морском учении «Индра-2015». Военным морякам двух стран предстоит насыщенная программа боевой учебы. На прошлогодней «Индре», активная фаза ..
2015-11-01 1898 0 Военная техника
0
Россия выигрывает радиоэлектронную войну у США
Российские вооружённые силы используют высокотехнологичное оборудование в Украине и Сирии для создания радиопомех беспилотникам и блокировки связи на поле боя, вынуждая США прилагать максимум усилий, чтобы не отставать от "гонки вооружений". И это не ура-патриотические выводы, это мнение американских военных. Во время военной ..
2015-11-11 1955 0 Военная техника
1
Зверь из глубин: зарубежная пресса о подлодке Северодвинск
0 декабря прошлого года представители министерства обороны подписали приемный акт на многоцелевую атомную подводную лодку К-560 «Северодвинск». АПЛ проекта 885 «Ясень» в течение нескольких ближайших месяцев будет находиться в опытной эксплуатации и только после этого станет полноценной боевой ..
2014-01-15 2924 0 Военная техника
0
Российское и китайское оружие превосходит авианосцы США.
В условиях противостояния и гонки вооружения с Советским Союзом и в рамках общей стратегии глобальной гегемонии США начали строительство авианосцев, перевозящих десятки истребителей и служебных самолетов, а также огромную артиллерию и крылатые ракеты, которые могут достичь любой точки мира ..
2017-11-26 1819 0 Военная техника
0
Сокрытое в волнах
Создав ядерное оружие и ядерную технику, сверхдержавы неоднократно переживали связанные с ними инциденты. За годы холодной войны в Мировой океан попадали (и оставались там) реакторы, авиабомбы и торпеды с ядерными боезарядами. «Лента.ру» попробовала составить перечень потерянного. Американцы оставили ..
2016-07-24 2391 0 Военная техника
0
Прошлое и будущее российского атомного подводного флота
История нашего атомного подводного флота началась в 1952 году, когда И.В. Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок. Как обычно было для навязанной нам гонки вооружений, это был ответный шаг на появление у США первой в мире АПЛ «Наутилус». К тому времени обе страны ..
2015-09-26 1929 0 Военная техника
-2
Новый русский танк превзойдет все мировые аналоги
В начале года Минобороны получит первую партию из 12-16 танков нового поколения «Армата». Эти машины придут на смену сразу трем основным танкам российской армии: Т-72, Т-80 и Т-90. Производители уверены, что «Армата» по всем показателям превзойдет созданные ..
2014-11-23 2499 0 Военная техника
2