Военно-морской флот России вынужденно свернул испытания субмарин проекта "Лада", с которого планировалось начать обновление неатомных подводных сил, выяснила газета "Известия".
Даже единственная построенная лодка этого проекта, "Санкт-Петербург", в боевой состав флота принята не будет, поведал изданию высокопоставленный представитель Главкомата ВМФ. "Санкт-Петербург" останется "опытным экземпляром, на котором будут испытываться отдельные комплексы", пояснил он.
Отказаться от новейших подлодок пришлось из-за целого ряда недостатков. Но главная проблема - это недоработанный двигатель, который, как выяснилось, не может развить больше половины заданной по проекту мощности. Кроме того, не готовы гидроакустический комплекс лодки, на разработку которого было потрачено 1,3 млрд рублей, боевая информационно-управляющая система "Литий" и торпеды "ТЭ-2 Игрушка".
"Красивый по замыслу проект не получился, - признал представитель ВМФ. - Фактически у нас имеется полномасштабный макет корабля. Лодка полностью небоеспособна по целому ряду важнейших направлений. Ее дефекты и быстрое старение имеющихся дизельных подлодок вынуждают нас вернуться к заказу проверенных "Варшавянок".
Работа на двух других лодках проекта "Лада" - "Кронштадт" и "Севастополь", корпуса которых полностью готовы, была заморожена. Возможно, их оснастят уже испытанными двигателями от других проектов, старыми системами и продадут за рубеж, не исключил представитель флота.
"Варшавянка" и ее дочь "Лада"
Дизель-электрическую подводную лодку "Варшавянка" разработали в СССР еще в 1970-е годы. За малошумность и скрытность лодка получила на Западе прозвище "Черная дыра". Субмарина вооружена минами, торпедами и ракетами. Ее по достоинству оценили покупатели из Китая, Вьетнама и Алжира. За все время было построено больше 20 лодок этого типа.
Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" разработали в качестве развития проекта "Варшавянка" в 1990-х годах. "Лада" имеет водоизмещение 1765 тонн, длину 67 метров и ширину - 7,1 метра. Максимальная скорость подводного и надводного хода достигает 21 и 10 узлов соответственно. Дальность плавания экономичным ходом - 650 миль. Автономность плавания составляет 45 суток. Максимальная глубина погружения - 300 метров.
Первую лодку проекта - "Санкт-Петербург" - заложили еще в 1997 году, а на воду спустили только в 2004 году. Специально для "Лады" был разработан новый бесшумный электродвигатель и около 170 приборов и систем, которые ранее не выпускались в России.
Лодки проекта 667 планировалось в случае необходимости использовать для уничтожения подводных, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. В прошлом году сообщалось, что подлодками "Лада" планируется до 2020 года усилить Черноморский флот России, базирующийся в Крыму.
По данным Минобороны, до 2020 года ВМФ закупит около 10 дизельных подводных лодок. Сейчас идет строительство двух "Варшавянок", которые дорабатывают под цифровые системы связи и управления. О других проектах российских дизельных подлодок открытой информации нет.
Ранее газета "Известия" писала и о проблемах атомного флота России - по ее данным, военные моряки не хотят принимать на вооружение новые цифровые атомные субмарины проекта 955 "Борей". Их пугают возможные сбои, которыми грозит неотлаженная до конца компьютерной системе. В ходе первых ходовых испытаний АПЛ "Александр Невский", были выявлены несколько десятков крупных и тысячи мелких недоработок, сообщали источники издания.
Примечательно, что в день этой публикации на борту "Александра Невского" поднялся премьер-министр Владимир Путин. Он лично поздравил экипаж атомного подводного крейсера с успешным первым этапом испытаний. Экипаж подлодки дружно прокричал "ура".
В рамках гособоронзаказа-2011, кроме "Александра Невского", Объединенная судостроительная компания должна сдать многоцелевую АПЛ "Северодвинск" проекта 885 и стратегический подводный ракетоносец проекта 955 "Юрий Долгорукий".
Источник: newsru.com