Какие изменения ждут наши Военно-воздушные силы в ближайшее время? Будут ли исправлены перекосы и перегибы в их реформировании, допущенные прежним руководством Минобороны? Какие в ближайшее время ожидаются поступления новой боевой техники? На эти и другие вопросы специально для «ВПК» ответил главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Виктор Бондарев.
«ВПК»: Виктор Николаевич, стало известно, что Министерство обороны Российской Федерации готовит частичное изменение структуры Военно-воздушных сил. Связано ли это решение с итогами внезапной проверки войск и сил Восточного военного округа?
– Изменение структуры Военно-воздушных сил будет выражаться в возврате к организационной структуре «дивизия – полк» в авиации Военно-воздушных сил. А также в переформировании бригад противовоздушной и воздушно-космической обороны в дивизии противовоздушной обороны. Предложения по возврату к дивизионно-полковой структуре ВВС были разработаны на основании результатов проведенного анализа функционирования Военно-воздушных сил при существующей организационной структуре. Выявлен ряд проблемных вопросов, связанных с организацией управления, решением задач летной подготовки. В результате и принято решение вернуться к прежней структуре «авиационная дивизия – авиационный полк».
Перспективное базирование в целом изменений не претерпит. Главным критерием при его определении станет базирование на одном аэродроме одного полка. Проведенные внезапные проверки Южного, Восточного, Западного военных округов, а также Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны только подтвердили правильность данного решения.
Кроме того, проводится работа по воссозданию учебно-научного комплекса вида Вооруженных Сил. В состав ВВС возвращены военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», а также ряд научно-исследовательских центров, на базе которых формируется Центральный НИИ Военно-воздушных сил.
«ВПК»: Затронут ли предлагаемые изменения схему функционирования военных аэродромов, особенно на труднодоступных территориях России (в частности в Заполярье), где нет гражданских аэропортов, а многие взлетно-посадочные полосы, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, находятся в плохом состоянии?
– Схема функционирования военных аэродромов практически не изменится, при этом значительно увеличится интенсивность их использования, включая находящиеся на труднодоступных территориях России, в том числе и на Крайнем Севере. Военно-воздушные силы в настоящее время для поддержания эксплуатационной годности этих аэродромов получают необходимый объем финансовых и материальных средств. При этом одновременно с ремонтом взлетно-посадочных полос мы организуем проведение работ по модернизации объектов аэродромной инфраструктуры, а также жилых городков.
«ВПК»: Когда может быть подписан контракт на поставку самолетов-заправщиков Ил-78 для Военно-воздушных сил?
– Перспективный самолет-заправщик создается в рамках опытно-конструкторских работ, заказчиком которых является Минобороны России. Срок окончания – 2015 год. После создания конструкторской документации и проведения соответствующих испытаний перспективный самолет-заправщик примут на вооружение, а закупаться он будет в объемах, предусмотренных Государственной программой вооружения-2020.
Что касается существующего парка самолетов-заправщиков типа Ил-78, то он будет модернизирован. Эксплуатация этих самолетов предусмотрена до 2030 года включительно.
«ВПК»: Появилась ли какая-нибудь ясность в подписании контракта между Министерством обороны Российской Федерации и российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» на поставку истребителей МиГ-35С?
– Самолет МиГ-35С создается ОАО «РСК «МиГ» в рамках инициативных опытно-конструкторских работ по тактико-техническому заданию, выданному Минобороны России. Но, как вы понимаете, до окончания разработки и проведения испытаний самолета его закупка не представляется возможной. Могу сказать лишь то, что ориентировочно закупки будут возможны с 2016 года.
«ВПК»: Если говорить об испытаниях самолетов пятого поколения в Государственном летно-испытательном центре имени В. П. Чкалова (город Ахтубинск, Астраханская область), то каковы предварительные результаты?
– В настоящее время многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит заводской этап испытаний. Все идет по плану и до конца 2013 года он будет принят на государственные испытания в 929-й ГЛИЦ Министерства обороны РФ.
«ВПК»: И все-таки когда ориентировочно можно ожидать его поступления в серийное производство?
– Напомню, что перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации создается в рамках опытно-конструкторских работ, предусмотренных ГПВ-2020. Прежде чем пойти в серию, опытные образцы самолета должны пройти государственные испытания, которые продлятся не менее трех лет. После проверки самолета на соответствие требованиям тактико-технического задания он поступит на вооружение.
«ВПК»: Мало что известно о перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА). Чем он будет отличаться от самолетов Ту-160 и Ту-95МС?
– Рассматриваемый Минобороны России как перспективный авиационный комплекс дальней авиации, этот летательный аппарат будет в включать в себя все лучшие свойства современных самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3). ПАК ДА оснастят всеми перспективными видами высокоточного оружия.
«ВПК»: Когда можно ожидать его серийного производства?
– Думаю, в начале следующего десятилетия.
«ВПК»: Вы заявляли, что на смену МиГ-31 придет новый самолет-перехватчик, который Военно-воздушные силы рассчитывают получить к 2020 году. Он будет создан на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) или это принципиально другой проект? Какие научные организации ведут его разработку?
– С 2013-го в авиационные части начнет поступать многофункциональный истребитель Су-35С. Комплекс авиационного вооружения и тактико-технические данные самолета позволяют ему решать задачи дальнего перехвата воздушных целей. Современными дальними ракетами «воздух-воздух» самолет Су-35С будет оснащен к 2015 году.
С учетом снятия с вооружения самолетов типа МиГ-31 в следующем десятилетии по причине истечения сроков службы новые перспективные авиационные комплексы Су-35С и ПАК ФА в необходимом количестве будут закуплены и обеспечат решение задач Военно-воздушных сил по противовоздушной обороне.
Наряду с предприятиями ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в создании новых авиационных комплексов воздушного перехвата участвуют предприятия ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
«ВПК»: О каких еще современных авиационных комплексах, уже находящихся на вооружении ВВС, мы сегодня можем говорить?
– Это боевые самолеты Су-30СМ, Су-35С и вертолеты Ка-52, Ми-28Н. Модернизируемые в настоящее время стратегические самолеты Ту-160, Ту-95МС, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У, современные транспортно-десантные вертолеты всех типов, включая учебный вертолет «Ансат-У», учебно-боевой самолет Як-130.
Кстати, представленная на МАКС-2013 экспозиция военной авиации и комплексов противовоздушной обороны характеризовала научную и производственную силу российского ОПК, показала всему миру основные направления его развития, привлечения зарубежных заказов на образцы отечественной военной авиации и вооружения ПВО.
«ВПК»: Какие образцы вооружений и военной техники разрабатываются для ПВО?
– Для решения задач противовоздушной обороны в Военно-воздушные силы уже поступили новейшие зенитные ракетные системы С-400, «Панцирь-С» и радиолокационные комплексы «Небо-М». В настоящее время в стадии испытаний находятся ЗРК «Витязь-ПВО» и загоризонтная радиолокационная станция «Контейнер».
«ВПК»: Когда наши Вооруженные Силы получат первый комплект ЗРС последнего поколения С-500? Сколько дивизионов этих систем армия может получить к 2020 году?
– Перспективная зенитная ракетная система С-500 находится в стадии разработки, принятие ее на вооружение планируется до 2020 года.
Сроки и объемы поставок ЗРС С-500 в войска спланированы в соответствии с решением президента Российской Федерации по обеспечению укомплектованности видов и родов Вооруженных Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники. Они позволят поддержать необходимый уровень боеспособности войск и выполнение задач по противовоздушной обороне, сосредоточив основные усилия на особо важных стратегических объектах.
«ВПК»: Об этой системе известно не так уж много. Какими тактико-техническими характеристиками она будет обладать?
– Зенитная ракетная система С-500 сможет решать задачи по уничтожению оперативно-тактических ракет, ракет средней дальности, а также целей в ближнем космосе.
В качестве справки сообщу, что в ЗРС С-500 предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача – борьба с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности, а при необходимости и межконтинентальных баллистических ракет на конечном участке траектории. Зенитная ракетная система будет поражать как гиперзвуковые летательные аппараты, так и крылатые ракеты на малых высотах.
С-500 обеспечит прикрытие отдельных крупных городов, промышленных объектов и приоритетных стратегических целей. По своим боевым возможностям ЗРС будет значительно превосходить стоящую сейчас на вооружении систему С-400 «Триумф» и ее зарубежный аналог – американскую THAAD.
К перспективной системе С-500 предъявляется ряд требований. Это расширенный диапазон скоростей и типажа поражаемых целей, повышение помехозащищенности, расширение зон поражения, унификация, интеграция с другими огневыми средствами и типами ЗРС. Также она должна обладать максимально возможной мобильностью, способностью работать в любых климатических условиях и эффективно функционировать в условиях применения средств преодоления ПВО-ПРО.
«ВПК»: Есть ли дефицит кадров в Военно-воздушных силах России, на каких направлениях он сильнее всего ощущается?
– Незначительный дефицит присутствует. С целью его восполнения основное внимание уделяется работе с офицерами. После трех лет перерыва мы возобновили набор в высшие учебные заведения ВВС. Для популяризации авиационной профессии поддерживаем работу действующих кадетских корпусов, общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, оказываем активную шефскую помощь в вопросах привлечения молодежи в вузы ВВС.
В настоящее время по поручению министра обороны готовятся предложения президенту о создании Московского президентского кадетского училища на фондах переведенного в город Воронеж военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (городское поселение Монино, Московская область).
Считаю, что принимаемые Министерством обороны Российской Федерации и главным командованием ВВС меры эту проблему в ближайшей перспективе снимут.
«ВПК»: Каковы результаты выполнения плана летной подготовки соединений и частей родов авиации Военно-воздушных сил? Вырос ли налет за прошедший год на одного летчика?
– Качественной подготовке летного состава к выполнению боевых задач по предназначению способствует выполнение плана летной подготовки, что остается одной из главных задач в авиации Военно-воздушных сил. По сравнению с прошлым годом налет в Военно-воздушных силах увеличился на 2360 часов и на сегодня составляет 99 процентов от годового плана.
Одним из важнейших показателей уровня летной подготовки является средний налет на командира экипажа авиационных объединений, соединений и частей. За прошедший год средний налет на одного летчика составил более ста часов. Особое внимание уделяется подготовке молодого летного состава – недавних выпускников вузов. Главное командование Военно-воздушных сил заинтересовано в скорейшем вводе в строй молодых летчиков, что в целом повысит боеготовность авиационных частей. Так, налет на молодого летчика за прошедший год составил более 111 часов.
«ВПК»: В июне 2013 года впервые прошел конкурс на лучший летный экипаж «Авиадартс». Какие положительные моменты и, напротив, недостатки удалось выявить в ходе соревнований?
– Конкурс проводился в соответствии с решением министра обороны Сергея Шойгу. Он проходил в Военно-воздушных силах впервые и показал достаточно высокий уровень подготовки и мастерства летчиков. К участию привлекались 32 экипажа летного состава Военно-воздушных сил штурмовой авиации на самолетах Су-25, Су-25СМ и армейской авиации на вертолетах Ка-52, Ми-28 и Ми-24. Экипажи ударных самолетов и боевых вертолетов соревновались, демонстрируя свои знания, физическую подготовленность, а также умения и навыки в воздухе. По итогам конкурса первое место среди экипажей штурмовой авиации заняли экипажи майора Мижарева и капитана Хижнякова на самолетах Су-25СМ авиационной базы «Буденновск». Среди экипажей армейской авиации – экипажи капитана Скиданчука и лейтенанта Шехурдина на вертолетах Ми-24 авиационной базы «Кореновск». Они достойно выдержали все экзамены и снайперски поразили мишени на полигоне, показали высокий уровень тактической и летной подготовки, готовность к выполнению боевых задач, получили огромный опыт в принятии решений в условиях сложной тактической обстановки.
Опыт, полученный при организации «Авиадартса», позволит провести аналогичные соревнования в 2014 году на более высоком уровне и даст возможность планировать участие в нем экипажей ударной авиации других государств.
«ВПК»: Когда в Военно-воздушных силах появится новая пилотажная группа на самолетах Як-130? Будет ли она создана на базе одной из существующих групп или сформирована с нуля?
– В настоящее время самолет Як-130 поставляется в Военно-воздушные силы и осваивается в учебных авиационных частях. Создание пилотажной группы на базе самолета Як-130 предусмотрено в планах Военно-воздушных сил. В ее состав войдут летчики тех авиационных частей, которые этот самолет эксплуатируют.
«ВПК»: Из бюджета Российской Федерации на переоснащение Военно-воздушных сил будет направлено пять триллионов рублей, о чем заявил президент России Владимир Путин на совещании по вопросам состояния и перспектив развития боевой авиации. Это примерно 25 процентов от всего объема финансирования ГОЗ. Удается ли осуществить поставленные задачи в срок? Сколько современных самолетов и вертолетов в рамках ГОЗ уже поступило на вооружение ВС РФ?
– Планируется закупить две тысячи самолетов и вертолетов и за счет этого к 2020 году довести долю современной авиационной техники в войсках до 70 процентов. В настоящее время в состав Военно-воздушных сил поставлено более ста новых самолетов и трехсот вертолетов. Кроме того, продолжается модернизация самолетов МиГ-31, Су-25, Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3.
«ВПК»: Для достижения этой цели предприятия отрасли должны пройти через полное техническое переоснащение, укрепить свои производственные и кадровые возможности. Но наращивать выпуск продукции и одновременно перестраивать производство – непростая задача. На ваш взгляд, справляются ли с ней авиационные предприятия страны?
– Насколько известно, в настоящее время вопрос подготовки производственных кадров находится под строгим контролем президента и правительства Российской Федерации. По данной задаче руководители промышленных предприятий и холдингов отчитываются Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации. Государственная программа вооружения до 2020 года синхронизирована с Федеральной целевой программой развития оборонно-промышленного комплекса, государственным заказчиком-координатором которой является Минпромторг России. В рамках указанной ФЦП предприятия переоснащают производство и готовят его под выпуск новых образцов. Это позволяет авиационной отрасли по некоторым номенклатурам выполнять государственный заказ с увеличением объемов поставок и ремонта до 200 процентов в год.
«ВПК»: Какие предприятия, по вашему мнению, являются лидерами, а какие аутсайдерами в этом плане? Насколько сильно отставание некоторых из них в модернизации и как это сказывается на выполнении гособоронзаказа в целом? Что может повлиять на сроки выполнения ГОЗ в области военной авиации и ПВО?
– Традиционно более высокими темпами наращивают производство и расширяют номенклатуру поставляемой продукции предприятия, работавшие после распада Советского Союза на экспорт. К ним относятся те, что поставляют продукцию для оперативно-тактической и армейской авиации. Вместе с тем предпринятые руководством Минобороны России за последние три года меры по приоритетному размещению государственного оборонного заказа на предприятиях с низким производственным потенциалом, но напрямую влияющих на обороноспособность страны, обеспечили стабильность производства, возможность разрабатывать и выпускать новую продукцию.
«ВПК»: Самыми успешными проектами российского авиапрома в области экспорта являются истребители семейств Су-30 и Миг-29. Между тем на них все чаще устанавливается авионика иностранного производства. Может ли это негативно сказаться на выполнении боевой задачи в реальном бою?
– Могу доложить, что ни одно из устройств иностранного производства не устанавливается на боевой летательный аппарат без проверок в специализированных российских лабораториях. Установка иностранных устройств проводится отечественными конструкторскими бюро для выполнения высоких требований, заданных в тактико-технических заданиях. Зная результаты проводимых проверок, могу сказать, что причиной срывов выполнения боевых задач импортная авионика быть не может. По крайней мере до сих пор таких фактов не выявлено.
«ВПК»: Если с перевооружением парка боевых самолетов и вертолетов более или менее понятно, то ситуация с поставками военно-транспортных самолетов, увы, не вселяет оптимизма. Расскажите, пожалуйста, подробнее о графиках поставок транспортного самолета Ан-140-100 самарского завода «Авиакор», Ил-76МД-90А, Ан-124-100 «Руслан».
– Ан-140-100 является гражданским ближнемагистральным пассажирским самолетом, закупка его необходима для замены устаревших самолетов Ан-26, до настоящего времени находящихся в строю. Ан-140-100 закупаются по долгосрочному контракту, в 2014 году в составе Военно-воздушных сил будет уже 11 таких самолетов. При этом Минобороны России до 2020-го запланированы все необходимые мероприятия, направленные на модернизацию и наращивание существующего парка военно-транспортных самолетов типов Ил-76, Ан-124, создание и закупку легких и средних военно-транспортных самолетов. В настоящее время заключен долгосрочный государственный контракт на поставку более 30 самолетов Ил-76МД-90А, с темпом два самолета в год модернизируются Ан-124 в версию Ан-124-100.
«ВПК»: Как бы вы могли оценить профессиональный уровень подготовки летного состава для работы на новой технике? Насколько он снизился после сокращения Вооруженных Сил в 2009–2012 годах? Какие меры предпринимает главное командование Военно-воздушных сил для улучшения ситуации?
– Профессиональный уровень подготовки летного состава Военно-воздушных сил достаточный для освоения поступающей новой авиационной техники. Проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно-штатных мероприятий не повлияло на качество подготовки летного состава и освоения новой авиационной техники. Главным командованием Военно-воздушных сил продолжается плановая работа по освоению поступающей новой авиационной техники и исходя из задач выполняются определенные мероприятия. В частности, корректируются учебные программы, учебно-методические материалы, квалификационные требования к авиационным специалистам, поставляются современные технические средства обучения (тренажеры, учебно-компьютерные классы, интерактивные системы обучения для новых типов самолетов и вертолетов), а также вносятся изменения в систему повышения квалификации авиационного персонала, курсовую подготовку.
«ВПК»: Боевой потенциал Военно-воздушных сил во многом определяется состоянием сети аэродромов. Значительная их часть построена в середине прошлого века и требует ремонта. Каковы планы главного командования Военно-воздушных сил по строительству новых и реконструкции старых аэродромов?
– В 2013 году министром обороны Российской Федерации утвержден перспективный состав аэродромной сети Военно-воздушных сил. С учетом износа аэродромных покрытий до 2020-го спланированы мероприятия по ремонту и реконструкции действующих аэродромов. При этом работа по доведению их до норм летной годности активно проводится с 2010 года как силами специализированных частей Военно-воздушных сил, так и сторонними организациями. Ежегодно работа по восстановлению ВВП и покрытий ведется одновременно более чем на 15 аэродромах.
«ВПК»: И последний вопрос. Какие направления в области военного авиастроения признаны приоритетными, будут ли они меняться до 2020 года?
– Развитие военной авиации в целом является приоритетом в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем Государственной программой вооружения до 2020 года предусмотрены номенклатурные позиции авиационной техники и авиационных средств поражения, напрямую влияющие на боевую эффективность всех родов авиации. Их поставки находятся под контролем президента страны, правительства и Министерства обороны.
Источник: vpk-news.ru