К столетию русской военной авиации страна подходит в ситуации очень сдержанного оптимизма. После пятнадцатилетнего провала, когда выживание и предприятий, и уникальных компетенций обеспечивалось только экспортом, мы имеем сегодня и масштабный оборонный заказ, и ясную конструкторскую перспективу.
Притом что часть этих самых компетенций оказалась частично или полностью утраченными и многое придется восстанавливать с нуля. Тем не менее конструкторский задел советской военной авиации настолько мощен, что мы в принципе способны протянуть на глубоких модернизациях старых платформ и концепций период, пока сменится вся идеология создания и боевого применения авиации будущего. При этом мы остаемся единственной страной в мире, реально способной вслед за американцами создать комплекс пятого поколения, что бы там ни говорили про сенсационные китайские успехи.
Констатация нашего резкого отставания в разработке современных беспилотников, которые считаются будущим авиации, не требует большой прозорливости. Однако, как отмечают наши авторы, беспилотная боевая техника находится примерно в такой же стадии развития, как пилотируемая авиация перед началом Первой мировой. То есть в принципе такое отставание вполне преодолимо при наличии ресурсов и воли. А наличие относительно больших заделов у наших конкурентов на сегодня не является панацеей. Так, например, бурное развитие советской дальней авиации в 20-30-х сменилось резким отставанием непосредственно в годы войны.
Можно предполагать, что дизайн и идеология авиации будущего претерпит такие глобальные изменения, при которых многие сегодняшние представления и проекты окажутся просто бесперспективными. Это шанс. Однако для реализации его нужна такая модель организации экономики, науки и социума, которая дает решающие преимущества стране-обладателю, поскольку создание современных перспективных комплексов запредельно дорого даже для самых развитых экономик мира. Надо признать, что на сегодняшний момент мы не имеем такого рода преимуществ ни в одной сфере и секторе деятельности. В лучшем случае не очень отстаем. При сохранении такой тенденции всякие попытки технологического перфекционизма, особенно в такой области, как боевая авиация, бессмысленны. Притом что реальный суверенитет в современном мире не может сохранить страна с отсталой боевой авиацией. Или комплектуемой импортной техникой, даже если вам ее дадут.
Источник: odnako.org