Отечественному ВМФ не нужны "белые слоны"

Отечественному ВМФ не нужны белые слоны

А вот без океанского флота нашей стране не обойтись.

16 марта еженедельник «Независимое военное обозрение» опубликовал статью директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова «Национальная оборона: возможна экономия», в которой был поднят ряд важных проблем в области военного строительства России. В частности, подверглась сомнению необходимость создания «в нынешних российских условиях» океанского военного флота.

О сокращении расходов

«При малейшем ухудшении конъюнктуры углеводородов (предполагать которое есть все основания) предвыборные обещания Путина, в том числе и в военной сфере, окажутся невыполнимыми, - пишет Руслан Пухов. - Неудивительно, что уже сегодня гуляют слухи о том, что Минфин прорабатывает вопрос о снижении расходов. В частности, изучается вопрос о возможном снижении расходов по статье «Национальная оборона» на 0,5 процента ВВП. А действительно, можно ли найти резервы для экономии без ущерба для продолжения преобразований Вооруженных Сил?».

Вопрос совершенно справедливый - о соответствии запланированных расходов на военное строительство реальным экономическим возможностям России, особенно с учетом их сильной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке нефтегазового и иного сырья. Сырьевая зависимость экономики - именно тот фактор, который в перспективе, причем необязательно долгосрочной, может сыграть в судьбе России роковую роль. И об этом неоднократно заявляли руководители страны, а также многочисленные военные эксперты, политологи и экономисты.

Вот почему подходить к расходам на оборону нам необходимо чрезвычайно осторожно, без «шапкозакидательства». Это особенно важно с учетом того, что процесс военного строительства не сиюминутен, он рассчитан не на годы, а на десятилетия, и потому даже незначительный сбой способен оказать в конечном итоге самое катастрофичное влияние на результат всего процесса. Впрочем, стремление сэкономить на военных расходах характерно и для государств Западной Европы, и для США. Однако прежде всего надо четко определить - от чего придется отказаться и по каким причинам.

«Самый неочевидный в нынешних российских условиях элемент военной мощи - это океанский флот», - считает Руслан Пухов, подчеркивая, что «географическое положение России и ее военная история также говорят в пользу второстепенной роли флота». По мнению руководителя ЦАСТа, «сегодня в экстремальном случае можно вообще ограничиться лишь группировками морских стратегических подводных ракетоносцев на Севере и на Камчатке, а также силами обеспечения боевой устойчивости стратегов».

В качестве же наиболее явных объектов для реализации задачи экономии средств Руслан Пухов видит ДВКД типа «Мистраль» и ТАРКР проекта 1144. «Военная безопасность России ни в малейшей степени не пострадает, если произойдет аннулирование безумного контракта на закупку бессмысленных французских авианосцев типа «Мистраль» или отказ от не менее спорного проекта возвращения в состав ВМФ России «белых слонов»* - тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», - подчеркивает автор статьи.

Призрачные надежды

В целом, считают многие эксперты, правильные мысли. И о необходимости экономного подхода к вопросу военного строительства, и о «безумности» контракта по закупке «Мистралей». Ведь при ближайшем рассмотрении вклад этих кораблей в укрепление обороноспособности страны на Дальнем Востоке, о чем постоянно говорят представители российского военно-морского командования и руководства Минобороны РФ, выглядит не столь очевидным.

К примеру, не совсем понятно, чем в условиях почти обнуления морских сил общего назначения (МСОН) Тихоокеанского флота и существенного сокращения численности дальневосточной группировки истребительной и бомбардировочной авиации ВВС России реально могут помочь в защите Курильских островов, Сахалина, Камчатки и Приморья пусть даже два «Мистраля»? Ведь их авиагруппы не имеют ни одного летательного аппарата, способного эффективно сражаться с авиацией противника, и обладают ограниченными возможностями в борьбе с его надводными кораблями. Фактически имеется только дозвуковая ПКР класса «воздух-корабль» Х-35, которая отрабатывалась к применению с вертолетов семейства Ка-27, и УР класса «воздух-поверхность» на Ка-52К, да и то с определенными ограничениями.

По большому счету авиагруппе «Мистраля» удастся оказать реальную поддержку только проведению морской десантной операции, да и то при условии отсутствия сильной ПВО у неприятеля и организации собственного нормального авиационного прикрытия. Но при наличии последнего высадить морской десант или перебросить на острова подкрепление можно имеющимися десантными кораблями и мобилизованными гражданскими судами.

Вдобавок не надо забывать о том, что приемлемая по темпу посадка десанта и погрузка вооружения на ДВКД типа «Мистраль» ввиду его конструктивных особенностей возможны лишь с оборудованной причальной стенки. Принимать войска и технику с необорудованного побережья «Мистраль» фактически неспособен, а решать эту задачу при помощи вертолетов и ДКА долго и хлопотно. Да, «Мистрали» превосходят современные российские десантные корабли по части пригодности для «заморских» десантных операций, но ведь неоднократно подчеркивалось: Москва их проводить не собирается.

Вот почему «стремительное решение» о закупке ДВКД типа «Мистраль» выглядит так спорно. Впрочем, как и ряд других шагов Минобороны РФ. Первый заместитель председателя Союза машиностроителей России и первый заместитель председателя Комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев, выступая 18 февраля на заседании Бюро Союза машиностроителей России, подчеркивал в этой связи: государство тратит немалые деньги на создание новых образцов ВВСТ по техзаданиям МО, но последнее в определенный момент признает поставленные задачи неправильными, а разработанный образец - ненужным.

Отдавая должное ряду достижений российского военного ведомства, Владимир Гутенев в то же время подчеркнул: «Наблюдаются авторитарный стиль управления, слабое использование инструментов гражданского общества и экспертных возможностей при выработке решений, что резко снижает эффективность деятельности ведомства».

Ответ же на вопрос о целесообразности модернизации ТАВКР проекта 1144 не столь прост. Конечно, с одной стороны, в нынешнем виде такие «белые слоны» представляют больше угрозу для своей «посудной лавки», чем для противника. Но с другой - в условиях серьезного сокращения МСОН и очень медленного темпа постройки надводных кораблей классов «корвет» и «фрегат» грех не воспользоваться пока еще добротными корпусами атомных крейсеров типа «Киров». При весьма приемлемых расходах из них можно сделать носители крупного арсенала ракет комплексов «Оникс» и «Калибр» для ударов по наземным целям и для борьбы с надводными и подводными кораблями противника, а также превратить ТАВКР в «плавучие базы ПВО». Хотя в целом понятно - воспринимать такую модернизацию следует как сугубо временную меру и в недалеком будущем эти «атомные линкоры» придется отправить в заслуженную отставку.

А вот то, насколько оправданно начать программу экономии военных расходов именно с океанского военного флота, необходимо рассмотреть более подробно.

Универсальность и сбалансированность

В среде российских политиков и военных экспертов достаточно глубоко укоренилось мнение, что Россия - сугубо континентальная держава, а потому военный флот для нее дело второстепенное и даже третьестепенное.

Бесспорно, нашей стране нужны мощные и мобильные Сухопутные войска, а также высокоэффективные и достаточные по численности ВВС, но это отнюдь не значит, что флот в России должен выступать в роли «пасынка». Да и тезис о «чисто сухопутном» характере России ошибочен.

Взгляните на карту: у Российской Федерации не только самая большая в мире территория площадью 17 миллионов 98,2 тысячи квадратных километров, но и значительные по протяженности - более 37 тысяч километров - морские границы, расположенные со всех сторон света. Тогда как протяженность сухопутных рубежей РФ - менее 21 тысячи. Кроме того, морские границы с севера и востока - это выходы к Северному Ледовитому и Тихому океанам, которые, по единодушному мнению отечественных и иностранных экспертов, в XXI веке станут ареной главных событий в мировой политике и экономике.

Здесь также уместно вспомнить о том, что добыча и поставка на экспорт морских биоресурсов - важная статья доходов федерального бюджета и одна из основных составляющих национальной продовольственной безопасности (по данным ФТС РФ, экспорт рыбы и морепродуктов в 2010-м - более 2,8 миллиарда долларов). О том, что предложение водных транспортных услуг в последние годы превышает три миллиарда долларов ежегодно (в 2010-м - 3,37). О том, что на морской транспорт приходится весьма значительная часть экспортно-импортных перевозок Российской Федерации. Причем он играет ведущую роль в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. А еще не надо забывать, что с Арктикой связывают дальнейшее развитие многих отраслей экономики России.

Все это немыслимо без обладания океанским Военно-морским флотом, способным как демонстрировать флаг, так и защищать национальные интересы своей страны (но это отнюдь не означает, что нужно прямо завтра начать «клепать» атомные авианосцы или УДК). К тому же крупная кораблестроительная программа неизбежно «вытянет» судостроение, что в свою очередь позволит Российской Федерации постепенно увеличить долю морского транспорта в общем грузообороте - сегодня она в 15 раз ниже, чем у того же Китая.

Напомню - Мировой океан занимает три четверти поверхности планеты, и его освоение не может обойтись без участия России, пусть даже ее экономика считается пятой-шестой в мире. Российская Федерация уже ушла однажды - после распада СССР - из Мирового океана, что сразу отразилось на ее экономическом развитии. К примеру, грузооборот отечественного морского транспорта в 1992-2005 годах сократился с 405 миллиардов тонно-километров до 60 и только в 2010-м вновь превысил уровень 100 миллиардов. В последние годы Россия возвращается в Мировой океан и политически, и экономически. И это просто необходимо поддержать, в том числе военной составляющей.

Причем следует особо подчеркнуть: благодаря стремительному развитию военно-морских вооружений и техники одним из важнейших, может быть, самым главным качеством современных ВМС стала их универсальность - способность практически равно эффективно решать своими силами совершенно разноплановые задачи. Посему главная задача сегодня - обеспечить отечественному ВМФ эту самую универсальность. А сделать это, как представляется, удастся только одним способом - создать сбалансированный флот.

Но тут сразу возникает следующий вопрос: а что такое сбалансированный военный флот? Для ответа нам придется, как это ни странно, вернуться на треть века назад. Однако прибегать к помощи машины времени не придется, достаточно будет подойти к книжному шкафу и взять оттуда небольшую книжку в твердом переплете темно-зеленого цвета.

Мнение Адмирала Горшкова

Российские независимые военно-морские эксперты, историки флота и представители командования ВМФ не очень часто достигают компромисса по тем или иным вопросам. Однако практически все они едины в оценке той роли, которую оказал на развитие нашего ВМФ и отечественной военно-морской науки Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков. По большому счету именно при нем в целом прибрежный ВМФ СССР превратился в полноценный океанский флот, оснащенный самым современным - в том числе и ракетно-ядерным - оружием.

Капитальный труд «Морская мощь государства», автором которого значится Горшков, сегодня, спустя 36 лет после выхода в свет, уже, видимо, несколько подзабыт. Но именно к нему и придется обратиться для изучения вопроса о сбалансированном военном флоте. При этом неважно, коллективному или персональному творчеству обязана рождением данная монография, поскольку если выбросить из нее всякие упоминания о борьбе «добра со злом» в виде противостояния империализма и социализма и «наказы партии», то содержание книги во многом актуально и поныне.

Итак, что же говорится в ней по поводу сбалансированности ВМФ? Оказывается, «сбалансированность флота заключается в том, чтобы все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, постоянно находились в наиболее выгодном сочетании, при котором флот может полностью реализовать такое свое качество, как универсальность, то есть способность выполнять различные задачи в условиях как ядерной, так и любой возможной войны».

Однако даже при беглом взгляде на современный российский ВМФ понимаешь: он не обладает ни универсальностью, ни сбалансированностью и, пожалуй, способен в своем нынешнем составе эффективно решать задачи либо в условиях ядерной войны (нанести ракетно-ядерный удар по противнику силами РПЛСН), либо в ходе небольшого локального конфликта (вроде российско-грузинского в августе 2008-го), либо участвуя в борьбе с так называемым международным терроризмом. Причем в последних двух случаях у противника не должно быть хоть сколько-нибудь серьезного флота и мощных ВВС.

Конечно, создание сбалансированного ВМФ может предполагать преимущественное развитие в определенный исторический период тех сил, которые способны наиболее эффективно решать основные задачи, стоящие перед флотом. И на протяжении последних двух десятилетий таким преимущественным направлением были морские стратегические ядерные силы. Но теперь, когда страна в состоянии выделить средств больше тех, что нужны на поддержание боеготовых МСЯС, просто преступно не делать этого. К тому же РПЛСН и силы, обеспечивающие их боевую устойчивость, вовсе не годятся для локального конфликта или защиты морского судоходства.

Строить океанский флот надо, но планомерно - без «рывков». Ведь ВМС относятся к наиболее трудно, долго и затратно восстанавливаемому виду ВС. Например, авиазавод при налаженном производстве ежегодно выпускает несколько десятков современных многофункциональных истребителей (корпорация «Иркут» в 2010-м поставила на экспорт более 30 самолетов и самолетокомплектов). А длительный цикл постройки боевых кораблей основных классов и текущее положение на отечественных верфях не позволяют сдавать каждой из них - даже при самом оптимистичном сценарии - больше одного корабля в один-два года. Между тем необходимо здесь же ремонтировать боевые корабли, строить «экспортные» БНК и ПЛ, гражданские суда.

Ситуация на сегодня сложилась патовая, и если позволить себе «временную остановку», то в обозримой перспективе можно так и остаться без флота, располагая разве что ядерными ракетоносцами и катерами. Последние 20 лет флот и так постоянно секвестрировался ввиду «малозначимости для сухопутной державы». Адмирал флота Владимир Куроедов указывал: с середины 90-х по начало 2000-х годов финансирование ВМФ составляло 12-14 процентов от совокупного бюджета Минобороны да еще и из этих средств только за 2001-2006 годы ВМФ недополучил более 60 миллиардов рублей.

«История дает немало поучительных примеров, когда недооценка проблемы сбалансирования флота или пренебрежение ею, особенно в условиях ограниченных экономических возможностей, вследствие ошибочной военной доктрины или недальновидной внешней политики государств приводила либо к поражению флотов в войне, либо к чрезмерному перенапряжению экономики этих стран, вынужденных уже в ходе войны ликвидировать допущенные ранее просчеты». Эти слова Сергея Горшкова выглядят пророческими по отношению к отечественному ВМФ. Хорошо бы не наступать на грабли в очередной раз - слишком дорого прошлый опыт обошелся нашей стране и ее флоту.

*White elephant - в странах Юго-Восточной Азии белый слон считается священным символом королевской власти. «Белый слон» - идиома, обозначающая дорогостоящее приобретение, не приносящее пользы, но требующее больших затрат на содержание

Источник: vpk-news.ru

Похожие новости:
Российский боевой самолет 6-го поколения создадут через 12 лет
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассчитывают, что первый отечественный образец истребителя шестого поколения будет создан через 12 лет. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов. «Речь, скорее всего, может идти ..
2014-07-17 3596 0 Военная техника
1
Владислав Шурыгин о новый русском автомате
Представленная модель нового автомата - это слегка улучшенная версия Калашникова или принципиально новое оружие? Какие технологии сейчас нужны российской армии? Мнение военного эксперта Владислава Шурыгина.Источник: russia.ru ..
2012-01-31 6557 0 Военная техника
1
Во Франции закладывают первый Мистраль для России
Сегодня состоится закладка первого вертолетоносца «Мистраль» для России. Официальная церемония пройдет во Франции на верфях Сан-Назер. Кораблей еще нет, но уже нет полной ясности, нужны ли они ВМФ России. Сегодня состоится закладка первого вертолетоносца «Мистраль» для России. Официальная церемония пройдет во Франции ..
2013-02-2 1962 1 Военная техника
0
Рогозин не понимает, зачем ВДВ нужны автомобили "Рысь"
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин выразил недоумение в связи с возможным приобретением российскими Воздушно-десантными войсками (ВДВ) бронеавтомобилей "Рысь", которые производятся на совместном российско-итальянском предприятии в Воронеже.  "И я военным такой вопрос задаю постоянно", - написал Рогозин в своем микроблоге в Twitter ..
2012-10-3 2920 0 Военная техника
0
В России нашли «страшное оружие завтрашнего дня»
Боевой лазер по праву считается страшным оружием завтрашнего дня, заявил «Звезде» руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.«Вполне возможно, что через 10-15 лет лазерное оружие может обрести статус некоего сдерживающего фактора, какой имеет ядерное ..
2019-06-05 604 0 Военная техника
0
Китайцы уже стреляют снарядами без пушек
Китайская армия растет и численно и по числу вооружений. В данном ролике видно, что китайцы могут стрелять снарядами даже без применения пушек. Получается, что китайским артейлеристам нужны только ящики со снарядами, а это значит, что очень мобильны и малозаметны. Интересно, а в российской армии ..
2013-01-12 2620 0 Военная техника
0
Кому теперь доверят перевооружение российской армии
После отставки Анатолия Сердюкова с поста министра обороны вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил отдать часть военного производства частникам, чтобы разрушить монополию ОПК. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил отдать часть военного производства частникам, чтобы ..
2012-11-7 1932 1 Военная техника
0
Военные научились выявлять пояс смертника на расстоянии до 100 метров
В США разработали новую версию устройства, позволяющего засечь человека с поясом смертника (со спрятанной под одеждой взрывчаткой) на расстоянии до 100 метров. Об этом сообщает издание Defense One.Комплекс датчиков под названием «Система обнаружения террористов-смертников без входа в зону поражения» (Standoff Suicide Bomber ..
2015-11-26 6816 0 Военная техника
1
Российские подводные лодки станут невидимыми
Тканевое покрытие с использованием композитов нейтрализует сигналы гидролокаторов противника.  Российские подводные лодки должны получить покрытие, значительно улучшающее их маскировку от гидролокаторов противника. Сведения, содержащиеся в открытых документах по развитию ВМФ (есть в распоряжении «Известий»), подтвердили в санкт-петербургском ЦНИИ им. академика ..
2014-01-29 5322 0 Военная техника
0
Тендер Минобороны РФ на закупку легких вертолетов провалился
Тендер Минобороны РФ на закупку 50 легких вертолетов признан несостоявшимся, поскольку ни одна из двух поступивших заявок не удовлетворяла условиям торгов. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на сайт госзакупок. По итогам конкурса Минобороны РФ рассчитывало приобрести 15 однодвигательных и 30 двухдвигательных вертолетов. На закупку ..
2012-03-23 3073 0 Военная техника
0
Подлёдное время
Новые военно-технические разработки должны значительно усилить оборонные возможности России в ближайшее время. Стало известно, что стратегические подводные корабли ВМФ планируется укрепить для быстрого всплытия на поверхность. Вскоре они «научаться» пробивать лёд в Арктике «с ходу».Подводный атомный исполин, взламывающий толщу ..
2013-12-10 1386 0 Военная техника
0
ВПК: в армии будет два автомата - АК-12 и АЕК-971
Минобороны РФ решило принять на вооружение сразу две новые модели автоматов - АК-12 от концерна «Калашников» и ковровский АЕК-971. Ранее сообщалось, что в 2015 году военные определятся с автоматом для экипировки «Ратник». В январе замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что победил АК-12 и именно ..
2015-04-28 4023 0 Военная техника
3
Число Су-57 назвали «не принципиальным»
В настоящее время не принципиально, сколько серийных истребителей пятого поколения Су-57 с двигателями первого этапа получат ВКС России. Об этом заявил РИА Новости заслуженный военный летчик России Владимир Попов.«Принципиально другое — они будут нужны для того, чтобы наработать определенную ..
2019-02-26 580 0 Военная техника
0
Российским ракетам больше не нужны украинские двигатели
Россия перестала зависеть от украинского предприятия «Мотор Сич» в производстве двигателей для ракетного оружия, заявил сегодня в интервью ИТАР-ТАСС управляющий директор Научно-производственного объединения «Сатурн» Илья Федоров. «Мы создаем малоразмерные двигатели для тактических ракет воздушного и морского базирования ..
2011-12-25 3982 0 Военная техника
0
США создали вирусы для кибер-войн
Власти США причастны к разработке трех новых вирусов для шпионажа и кибер-атак. Об этом говорится в докладе американской компании по производству программного обеспечения Symantec. По данным компании, руководство Соединенных Штатов имеет непосредственное отношение к созданию компьютерного червя Stuxnet, использованного ..
2012-09-18 1568 0 Военная техника
0