Незаметная и важная сторона Т-50

Незаметная и важная сторона Т-50

С самого начала проект Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) был окружен слухами и спорами. Основная их масса касалась всего двух-трех направлений, таких как целесообразность проекта, стоимость и характеристики готового самолета.

За прошедшее время проектирование было закончено, было построено три опытных экземпляра, а споры идут в старом ключе. А ведь у всей современной авиации есть не только экономическая или тактическая сторона, но и технологическая. И она напрямую связана с двумя вышеупомянутыми. Но по какой-то непонятной причине технологии, примененные в ПАК ФА, до сих пор не удостаивались столь же широкого обсуждения, что и, к примеру, стоимость проекта.

Прежде всего стоит отметить большое количество деталей самолета, выполненных из композиционных материалов. Они давно уже де-факто стали стандартом для мировой авиации, но истребитель Т-50, созданный по программе ПАК ФА, в этом отношении является рекордсменом среди отечественных боевых машин. Дело в том, что композиты составляют четверть сухой массы самолета. С учетом прочностных и массовых характеристик композитов и металлов, можно представить, сколько сотен килограмм веса удалось сэкономить конструкторам. Экономия в весе наглядно «продемонстрирована» наружной поверхностью Т-50: порядка 70% ее площади выполнено из углепластиков. В то же время, композиционные материалы не являются панацеей, у них, как и у любых других технологий, тоже хватает проблем. К примеру, композитная обшивка самолета при ударе молнии может представлять опасность для всей конструкции. Углепластики, имея в своей основе углерод, проводят ток, однако сопротивление их значительно больше, чем у металлов. В результате углепластиковая деталь под действием разряда молнии может оплавиться и даже разрушиться. Для эффективного «стекания» электричества по корпусу самолета в атмосферу важно низкое сопротивление всей конструкции. Специально для того, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию самолетов Т-50, а также других типов, имеющих наружные детали из композиционных материалов, во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) был создан новый сорт углепластика. Суть ноу-хау заключается в том, что новый композит имеет в своем составе специально подобранные компоненты, увеличивающие электро- и теплопроводность детали. Благодаря этому достигается приемлемая защита от разрядов атмосферного электричества, а в сравнении с традиционными методами противодействия молниям (металлические сетки) еще и достигается экономия в весе - порядка 300-500 грамм на квадратный метр поверхности. Кроме того, в отличие от металлических сеток, специализированный электропроводящий углепластик не увеличивает радиолокационную видимость самолета.

Широкое применение композиционных материалов, помимо выигрыша в весе, сказалось и на стоимости работ. По сравнению с почти полностью металлическим Су-27, Т-50 состоит из вчетверо меньшего количества деталей, что, в конечном счете, сказывается на скорости изготовления/сборки, и на цене готового планера. На фоне дорогой авионики, свойственной четвертому и пятому поколению истребителей, выигрыш в цене конструкции вряд ли будет лишним.

В требованиях к истребителям пятого поколения есть пункт относительно малой заметности. Если снижение видимости самолета в инфракрасном спектре есть задача в основном конструкторов-мотористов, то радиолокационная малозаметность - входит в обязанности материаловедов. В частности, поэтому большая часть наружной поверхности планера Т-50 выполнена из композиционных материалов, которые отражают радиоволны хуже, чем металл. Однако на заметность самолета влияют не только материал и форма наружных поверхностей. В определенных условиях демаскировать малозаметный по всем статьям истребитель может даже внутренняя часть кабины. Дело в том, что «облагородить» обводы рабочего места пилота можно только до определенного предела, когда это усовершенствование вступит в противоречие с эргономикой. Поэтому требуется другое решение, не связанное с перекомпоновкой катапультного кресла, приборной доски или органов управления. Самый очевидный способ исключить обнаружение из-за кабины - изолировать ее от внешних радиоволн. С этой обязанностью, например, справится фонарь кабины. Для этого на его стекло или пластик следует нанести специальное экранирующее покрытие.

Этим самым покрытием занимались инженеры обнинского ОНПП «Технология». И нельзя сказать, что они не добились успеха. Сейчас на «Технологии» проводятся испытания готовых фонарей с новым покрытием. Стоит ожидать, что они будут устанавливаться на новых экземплярах Т-50. Технология относительно проста: стекло или пластик фонаря в специальной магнетронной установке покрывается несколькими слоями особого состава. Подробности рецепта засекречены, однако известно, что в составе покрытия присутствуют золото, олово и индий. Покрытие фонаря производится в пять этапов, в ходе каждого из которых на стекле образуется слой толщиной не более 20 нанометров. Судя по применяемым в покрытии материалам, фонарь с такой защитой является недешевым удовольствием. В то же время, представители ОНПП «Технология» уверяют, что на один фонарь требуется не более двух-трех грамм золота. Получается, только материалы для покрытия одного фонаря обходятся в 3-6 тысяч рублей. Что же получает самолет за такие деньги? Главное преимущество нового покрытия - значительное уменьшение пропускания радиоволн. Утверждается, что фонарь с напылением пропускает их в 250 раз хуже, чем без него. Таким образом, «интерьер» кабины пилота не сможет выдать самолет вражеской РЛС. Также напыление фонаря защищает внутренние детали кабины, прежде всего пластиковые, от инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Известны случаи, когда под действием солнечных лучей состояние пластиковых деталей, находящихся в кабине, значительно ухудшалось, они становились непрочными и хрупкими. Более того, есть информация, что такой «износ» ремней приводил к гибели летчиков при катапультировании. В итоге разработка ОНПП «Технология» работает не только на тактические характеристики самолета, но и на его безопасность.

Нужно сделать небольшую оговорку. Внутренности кабины обычно имеют меньшую эффективную отражающую поверхность, чем лопатки компрессора двигателя. Можно даже сказать, что невидимость кабины является всего лишь «приятным дополнением» и большее внимание нужно уделять скрытию двигателя. Для этого уже давно самолеты оборудуются каналом воздухозаборника искривленной формы. Благодаря этому атмосферный воздух может нормально поступать в двигатель, а радиоволны из-за их прямолинейного распространения - нет. В итоге видимость самолета в лобовой проекции значительно снижается. Также есть информация, что на Т-50 каналы-воздуховоды тоже сделаны из композиционных материалов. В сочетании со специфическими обводами планера интегральной схемы это должно дать ощутимое снижение заметности без ухудшения основных характеристик.

К сожалению, большая часть информации по проекту ПАК ФА до сих пор является секретной и нам приходится довольствоваться только теми крохами, что стали достоянием общественности. Однако и их достаточно для улучшения общей картины и поддержания ее в актуальном состоянии. Небольшие, на первый взгляд, нюансы конструкции, такие как материалы отдельных деталей или особенности покрытия фонаря, обычно не привлекают особого внимания. Но и они могут дать немало пищи для размышлений и анализа.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
У американских F-35 нашли тысячу дефектов
Только «около 50 процентов самолетов» F-35 Lightning II пригодны к эксплуатации, а всего у американских истребителей насчитывается примерно тысяча «неразрешенных недостатков самолета», сообщает Bloomberg со ссылкой на доклад Пентагона.Информационное агентство отмечает, что, по сравнению с октябрем 2014 года, ситуация ..
2018-01-30 2825 0 Военная техника
0
Южная Корея планирует использовать смартфоны в армии
Южнокорейское министерство обороны изучает возможности того, чтобы уже в 2013 году оснастить смартфонами вооруженные силы. По словам представителя южнокорейского правительства, в настоящее время оборонное ведомство подрядило гражданскую компанию к разработке шести видов программного обеспечения для смартфонов, ..
2011-12-13 2216 0 Военная техника
0
100 систем наведения для F-35
Lockheed Martin поставила 100 сверхсовременных систем наведения для самолетов F-35. Электронно - оптическая система ориентации для F-35 Lighthing II представляет собой высокопроизводительную многофункциональную систему ориентации и наведения полного спектра действия при военных действиях. «Электронно - оптическая система ориентации ..
2013-10-1 2133 0 Военная техника
0
Флот России пополнят корабли с модульным оружием
Модульная концепция морского вооружения впервые в России будет реализована на патрульном корабле проекта 22160 - такие корабли строятся сейчас для Черноморского флота Модульная концепция морского вооружения впервые в России будет реализована на патрульном корабле проекта 22160 - такие ..
2014-10-17 4604 0 Военная техника
1
Пули с GPS-навигацией войдут в боекомплект полиции США
Пули с GPS-навигацией будут отслеживать для американской полиции автомобили подозреваемых в совершении преступлений, даже если это и звучит, как описание устройства из фильма про Джеймса Бонда. Согласно разработчикам новой системы, названной StarChase, устройство в первую очередь призвано обезопасить погони, не подвергая ..
2013-11-7 1690 0 Военная техника
0
Спецназ получит электроциклы-невидимки
Уникальные машины практически нельзя услышать, они не излучают тепла и невидимы для радаровРоссийские спецподразделения будут передвигаться в тылу врага на уникальных бесшумных мотоциклах-невидимках. Вместо привычных бензиновых двигателей внутреннего сгорания на новинках установлены питающиеся от аккумуляторов электромоторы. Корпуса изделий выполнены из композитных ..
2017-10-26 7639 0 Военная техника
0
Идёт охота на людей: система опознавания свой-чужой
2 мая 2011 года силами DEVGRU (SEAL Team Six) был уничтожен Усама бен Ладен. Всего 38 минут заняла активная фаза операции «Копьё Нептуна».Достоверность этого события (уничтожение Террориста №1) можно оставить за рамками данной статьи, хотя есть некоторые факты:1) ..
2012-02-29 3068 0 Военная техника
0
Турецкий эксперт: Российские ЗРК С-400 - вне конкуренции
В интервью "Голосу России" бывший военный летчик Месут Хаккы Чашин высказал своё мнение относительно образцов российской "оборонки" и перспектив российско-турецкого военно-технического сотрудничества. Турция готова расширять сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Об этом заявил министр национальной ..
2013-05-11 2539 0 Военная техника
0
Перейдёт ли ЦРУ на реактивные ударные беспилотники?
Афганистан придётся оставить. Откуда же теперь американские спецслужбы будут наносить удары по Пакистану? Ответ на этот вопрос может дать новая модель дальнего реактивного тяжёлого беспилотника производства General Atomics. Вооруженные силы США хотят сократиться до уровня, близкого ..
2014-02-25 1608 0 Военная техника
0
Что за птицы — Соколы России-
«Соколы России» — единственные в нашей стране летчики, которые летают на всех модификациях самолетов и демонстрируют элементы реального воздушного боя. С земли их выступления выглядят как красивое зрелище, однако все эти тактические приемы предназначены для боевых действий, где побеждает тот, ..
2015-05-24 2254 0 Военная техника
1
Наш танк перешел через Анды
На прошлой неделе представительная российская делегация во главе с министром обороны Сергеем Шойгу побывала в Перу и Бразилии. Хотя во время этих визитов никакие соглашения не подписывались и никакие сделки не заключались, многие эксперты уверены: Шойгу и его команде удалось главное ..
2013-10-21 1589 0 Военная техника
0
Сверхзвуковой блеф Пентагона
Мгновенный глобальный удар в новой редакции Военной доктрины России - в числе внешних угроз. Ничто не ново... «Зверь» оказался старым знакомым: одно время назывался доктриной Дуэ, затем - стратегией гарантированного ядерного уничтожения, а теперь вот - мгновенный глобальный удар. Собственно, ..
2015-01-24 2632 0 Военная техника
0
Секретное оружие России у берегов Сирии
Секретное оружие у берегов Сирии. О том, как русские моряки прослушивают корабли ВМС США.Куда бы они ни пошли, за ними следят. Эскадренные миноносцы «Грейвели» (Gravely), «Барри» (Barry), «Мэхэн» (Mahan), «Ремедж» (Ramage) и «Стаут» (Stout) ни на секунду не выпадают из внимания наших моряков ..
2013-10-12 13954 0 Военная техника
0
Беспилотная авиация Беларуси: настоящее и будущее
Прошло почти два месяца после того, как на белорусских полигонах отгремели учебные бои на совместном белорусско-российском учении «Запад-2013». Эти маневры, как никакие другие, были насыщены, как модно сейчас говорить инновациями, особенно в области вооружения и военной техники. Многие эксперты отмечают ..
2013-11-19 2091 0 Военная техника
0
Боевые квантовые генераторы СССР
Советский лазер против... В предыдущей статье «Лазер для US NAVY» рассказывалось об американском лазерном оружии. У большинства читателей, наверное, возникли вопросы: что же в это время делал Советский Союз? Неужели наша сверхдержава сидела, сложа руки, и ничем не собиралась отвечать? Успокоим ..
2011-12-3 2767 0 Военная техника
0