«Соколы России» — единственные в нашей стране летчики, которые летают на всех модификациях самолетов и демонстрируют элементы реального воздушного боя. С земли их выступления выглядят как красивое зрелище, однако все эти тактические приемы предназначены для боевых действий, где побеждает тот, кто владеет высшим пилотажем в совершенстве.
Новая программа
Жители и гости столицы Кубани 23 мая смогут побывать на акции «Служба по контракту – твой выбор!», которую Министерство обороны проведет в формате яркого шоу. На аэродроме Краснодар-Центральный будет организован стационарный показ авиационной и наземной техники и вооружения. Над местом проведения акции запланированы полеты на малой высоте вертолетов, самолетов и выступление сборной ВВС по парашютному спорту. А гвоздем шоу станет показательная программа «Соколов России». На этой неделе липецкая авиационная группа перелетела на военный аэродром под Армавиром для заблаговременной подготовки к шоу. «Соколы» будут выполнять фигуры высшего пилотажа на самолетах Су-27 и Су-30СМ, сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
Краснодарцы смогут увидеть обновленную программу группового пилотажа в полетном порядке «ромб» из четырех Су-27. Также заслуженный военный летчик России полковник Александр Гостев продемонстрирует одиночный пилотаж — проход на малой высоте со скоростью 200 км/ч и большим углом тангажа, а также «колокол», «кадушку», «бочку» и другие фигуры. В целом, программа у «Соколов России» сложна и достаточно рискованна. Прежде всего, из-за малой высоты пилотажа боевых истребителей — всего в 200 метрах над головами зрителей. Во-вторых, пространство для маневров существенно ограничено. И наконец, выступления пилотов проходят на очень больших скоростях — от 500 до 800 км/ч.
Демонстрационные полеты пилотажной группы «Соколы России» — это не просто красивое зрелище, это важная часть боевой подготовки. Все приемы, которые показывают зрителям, имеют свое практическое значение и могут применяться, к примеру, для срыва атаки противника с последующим занятием выгодного положения для уничтожения цели, преодоления противовоздушной обороны врага, выполнения противоракетного маневра или же нанесения ударов по наземным целям. Все эти возможности российских крылатых машин летчики успешно показали на таких учениях в России и СНГ, как «Центр-2008», «Запад-2009», «Щит Союза-2011», «Кавказ-2012». На протяжении многих лет «Соколы» демонстрировали свое мастерство на выступлениях в небе Франции, Норвегии, Казахстана, Киргизии, Республики Беларусь. Так, в сентябре 2006 года летчики группы на самолетах Су-27 поразили жителей Парижа, пролетев над столицей вместе с пилотами эскадрильи «Нормандия-Неман» на самолетах Мираж-2000 . Этот полет был приурочен к открытию президентами России и Франции памятника пилотам и техникам эскадрильи «Нормандия-Неман» — участникам Великой Отечественной войны.
Название под стать задаче
Главное отличие «Соколов» от других российских пилотажных групп — «Русские Витязи» и «Стрижи» в том, что липецкие пилоты демонстрируют элементы реального воздушного боя и летают на всех модификациях самолетов. Нужно отметить, что «Соколы» занимаются не только пилотажем в чистом виде и полетами по плану боевой подготовки. Задачи пилотов липецкого центра гораздо шире — это и написание методик, и инструкторская деятельность. Технику, которая должна поступать на вооружение Военно-воздушных сил России, сначала отправляют в Липецкий авиацентр, где ее облетывают «Соколы», отрабатывая технику пилотирования, навигацию и боевое применение. И только потом приходит время для демонстрации возможностей самолетов на публике. В итоге «Соколов» можно по праву считать самой боевой авиационной группой высшего пилотажа на самолетах, ведь они принимают участие во множестве военных учений, постоянно летая на полигоны или на воздушные бои. Кроме этого, они активно готовят новое поколение летчиков, регулярно отправляясь в командировки для обучения летчиков других авиационных баз, — рассказал ведущий звена авиагруппы «Соколы России», летчик-снайпер, исследователь, полковник Александр Гостев.
Состав «Соколов» регулярно обновляется, ведь средний возраст летчиков группы сегодня составляет 45-50 лет, поэтому подбор кандидатов идет постоянно. К летчикам ВВС предъявляют очень серьезные и физические, и психологические требования. Но чтобы стать частью «Соколы России» одного мастерства мало. Прежде чем рассматривать профессиональные качества летчика, пилоты смотрят, что кандидат представляет из себя как человек. По словам Александра Гостева, «Если у него скверный характер, он ненадежный товарищ, то с ним летать в группе, где интервал и дистанция всего три метра, не хотелось бы. Человек, который в воздухе может принять самостоятельное решение и не подчиниться воле ведущего, который берет в полетах всю ответственность на себя, в группе не желателен».
На сегодняшний день, по данным «Липецкого авиацентра» у «Соколов» следующий состав: ведущий группы, генерал-майор Александр Харчевский. Правый ведомый, ведущий «Ромба», полковник Александр Гостев. Левый ведомый, старший инструктор полковник Юрий Спрядышев. Заместитель командира авиагруппы, крайний левый ведомый и правый ведомый «Ромба», подполковник Андрей Сорокин. Командир авиационной эскадрильи авиагруппы, хвостовой ведомый, подполковник Дмитрий Заев. Штурман-летчик, крайний правый ведомый, майор Денис Половко. Как видно, в зависимости от поставленной задачи, пилоты занимают различные места в строю либо из шести самолетов, либо в полетном порядке «ромб» из четырех самолетов.
Изначально группа была создана на базе Липецкого авиацентра с целью демонстрации боевых возможностей выпускаемых в России военных самолетов. Этап создания и становления проходил в тяжелые для авиации годы. Из-за отсутствия необходимого количества топлива налет одного летчика составлял всего 50-60 часов в год. Тем не менее, те демонстрационные полеты, которые удавалось проводить, показали большой потенциал и перспективы развития пилотажной группы, что вскоре было подтверждено расширением ее состава и программы. Первое звено начало полеты с 1993 года, но официально название этой пилотажной группы впервые прозвучало только в июне 2004 года. Занимавшиеся высшим пилотажем липецкие летчики долгое время «не светились». Но когда к 100-летию со дня рождения Валерия Чкалова одной из задач авиацентра стала демонстрация возможностей авиатехники на знаковом воздушном показе в Нижнем Новгороде, было решено дать уже сложившемуся звену название и вывести его «из тени». Ну а выбор имени для группы трактуют так: «Сокол — стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики».