Российский гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» получил прозвище «убийца авианосцев». На сегодняшний день данный корабль является флагманом Черноморского флота России и наиболее мощным его боевым кораблем. Портом приписки крейсера является Севастополь. Корабль был построен на 61-м судостроительном заводе в Николаеве и первоначально получил название «Слава».
Крейсер являлся головным кораблем проекта 1164 «Атлант». После списания из состава флота противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123, крейсер унаследовал его имя. Основным предназначением ракетного крейсера является уничтожение крупных вражеских кораблей (к примеру, авианосцев), а также прикрытие и оказание огневой поддержки десанта или группы кораблей, осуществление противоздушной обороны. Крейсер был спущен на воду в 1982 году, введен в эксплуатацию в 1983 году.
Данный корабль неоднократно нес службу в Средиземном море, совершал визиты в порты различных государств. В декабре 1989 года корабль осуществил, возможно, самую важную миссию в своей истории - он обеспечивал безопасность отечественной стороны на встрече президента СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем, которая проходила на острове Мальта. В 1990 году корабль вернули на Николаевский завод для проведения модернизации, здесь он простоял 8,5 лет, после чего 13 мая 1998 года получил флаг и гвардейское звание от выводимого из состава Черноморского флота гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ».
В 2003 году, гвардейский ракетный крейсер принимал участие в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ФМС Идндии под название «Индра». В сентябре 2004 года он участвовал в учениях под названием «ИОНИЕКС - 2004» совместно с ВМС Италии. В начале 2008 года нес боевое дежурство в Средиземноморье совместно с кораблями Северного флота - авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и его корабельной группой. С 9 по 12 августа 2008 года крейсер принимал участие в вооруженном конфликте с Грузией, находясь в водах Абхазии. В начале 2009 года принимал участие в мероприятиях, которые были приурочены к столетию разрушительного землетрясения на Сицилии.
Корабли с именем столицы государства на борту всегда находятся в центре внимания. Не стал исключением и гвардейский ракетный крейсер «Москва». С одной стороны данный корабль всегда был местом паломничества высокопоставленных лиц СССР, России и других государств, с другой стороны в начале 90-х годов корабль чуть было не отправился на металлолом, поднимался вопрос о его списании и продаже на металл. Только в ремонте в Николаеве крейсер простоял без малого 8,5 лет, но все таки покинул заводские стенки и вернулся в родной Севастополь.
В 1995 году вопрос о присвоении ракетному крейсеру имени «Москва» взамен «Славы» вызывал немало споров. В СМИ тогда звучало немало обвинений в адрес данной инициативы, которая была предложена тогдашним московским мэром Юрием Лужковым. Многие считали это политическим пиаром и называли отсутствием должной скромности и меры. Тогда же поднимался вопрос о том, для чего вообще необходимо держать на Черном море ракетный крейсер, который называли «убийцей авианосцев». Только август 2008 продемонстрировал, насколько важен может оказаться такой корабль. Сразу же после конфликта в Южной Осетии в Черное море зашли боевые корабли блока НАТО. В свою очередь российская сторона достаточно спокойно отнеслась к демонстрации «мирных» намерений Северо-Атлантического альянса, так как одного ракетного залпа «Москвы» хватило бы для того, чтобы прекратить существование всего натовского отряда боевых кораблей.
История создания корабля
Проектирование нового ракетного крейсера проекта 1164 под шифром «Аврора» началось в середине 1970-х годов. Главным конструктором крейсера первоначально был А. Перьков, а затем В. Мутихин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2-го ранга А. Блинов. Наряду со ставшей к тому времени традиционной ударной задачей на корабль было возложено обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны. Знаменитый ЗРК С-300 в корабельном варианте с литерой «Ф» позволял и позволяет до сих пор выполнять поставленные задачи по защите корабля и соединений флота от воздушного нападения с достаточно высокой эффективностью.
По энергетической и кораблестроительной части за основу проекта были взяты технические решения, которые использовались на кораблях проекта 1134Б с некоторой их переработкой. В настоящее время из 7 построенных кораблей проекта 1134Б, называемых также на флоте «букарями» в строю остался лишь один - большой противолодочный корабль «Керчь», входящий в состав Черноморского флота России.
Новые корабли проекта 1164 получили главную газотурбинную установку, которая на каждом из валов имела один маршевый двигатель и 2 форсажных. Тепло отработанных газов отбиралось специальным теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подавался на вспомогательные паровые турбины. Экономичность всей двигательной установки при условии соблюдения 18-узлового хода выросла практически на 12%. Газотурбинная энергетическая установка ракетного крейсера обеспечивает ему максимальную скорость в 32 узла.
По требованию главного наблюдающего от флота минимальная толщина стальных листов для многих корпусных конструкций была принята в 8-мм, что было больше, чем требовалось по нормам или расчетам. Такое решение было принято с целью повышения долговечности корпуса судна. Новая энергетическая установка и новый комплект вооружения привели к тому, что водоизмещение ракетного крейсера на 28% превысило водоизмещение кораблей проекта 1134Б.
Впрочем, сравнения здесь не совсем уместны. Большой противолодочный корабль и ракетный крейсер имеют лишь технологическое сходство, задачи и комплекс вооружений у них весьма отличны. Главным оружием крейсера первоначально были противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон». Всего на корабле находится 16 ракет, установленных в 8-и спаренных ненаводящихся пусковых установках, расположенных на верхней палубе. В процессе модернизации данные ракеты были заменены на ракеты П-1000 «Вулкан», отличающиеся большей дальностью стрельбы - 600-700 км.
Находящиеся на корабле ПКР и система управления позволяют вести залповую стрельбу всеми шестнадцатью ракетами. Выдача целеуказания для ведения стрельбы на столь большую дальность (более 500 км) осуществляется при помощи аппаратуры приема информации со спутников, самолетов Ту-95РЦ или собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания.
Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» представлено 2-мя ЗРК: коллективной (зональной) обороны - многоканальным комплексом С-300Ф и самообороны корабля -«Оса-М». Восемь ПУ первого ЗРК представлены вращающимися барабанами револьверного типа на 8 ракет. Они размещены под верхней палубой в кормовой части крейсера. Для управления зенитными ракетами в процессе полета в состав комплекса включена стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка». ЗРК самообороны крейсера «Оса-М» с дальностью эффективной стрельбы в 10 км. включает в себя две наводящихся в обеих плоскостях ПУ и собственную систему управления. Боекомплект комплексов - 48 ракет.
Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» дополнено универсальной (способна вести огонь по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артиллерийской установкой АК-130, оснащенной радиолокационной системой управления «Лев». Также на корабле имеется 3 батареи 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М (по 2-е установки с системой управления «Вымпел» в каждой). Контроль за общей воздушной обстановкой, а также выдача целеуказания зенитному вооружению возложена на радиолокационный комплекс «Флаг» с 2-мя РЛС «Фрегат» и «Восход», антенные посты которых расположены на фок- и грот-мачтах крейсера.
Несмотря на свою ударную специализацию, ракетный крейсер «Москва» обладает и неплохим противолодочным вооружением: гидроакустическим комплексом «Платина» с буксируемой и бульбовой антеннами, а также 2-мя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами. Также на крейсере имеются 2-е ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, которые предназначены для защиты корабля от торпедных атак.
Оценка проекта
Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна - по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.
При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф - 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота - применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.
К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно. Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.
Основные тактико-технические характеристики и параметры ракетного крейсера «Москва»
Водоизмещение крейсера - 11 500 тонн, длина - 186 метров, ширина - 21 метр, высота - 42,5 метра. Осадка корабля составляет 8,5 метров. Максимальная скорость хода - 32 узла, экономичная скорость хода - 16 узлов. Корабль оснащается четырьмя газотурбинными установками 4х22500 л.с. и двумя винтами. Максимальная дальность плавания при скорости в 16 узлов составляет 6 000 миль (около 12 000 км). Автономность плавания составляет 30 суток. Численность экипажа - 510 человек. Также на корабле размещается один многоцелевой вертолет Ка-27.
Источник: topwar.ru