Что показала катастрофа одного из лучших вертолетов – Ка-52

Что показала катастрофа одного из лучших вертолетов – Ка-52

Трагедия Ка-52 «Аллигатор» и гибель его экипажа, на мой взгляд, - прямое следствие проведенного реформирования Военно-воздушных сил, а также торжества воинствующего дилетантизма...

Хроника трагедии всем уже известна. Напомню кратко. В понедельник вечером в 21:00 двухместный Ка-52 поднялся в воздух с аэродрома Центра переучивания и боевого применения ВВС, расположенного недалеко от города Торжок. Всего через пять минут, как сообщили на следующий день представители министерства обороны, радиосвязь с экипажем прервалась. Если судить по этому официальному заявлению, то получается, что машину в полете не сопровождали радары, а местонахождение ее фиксировалось лишь на основании докладов экипажа по рации. Обломки вертолета нашли через двенадцать часов, в 08:45 во вторник, 13 марта. По первоначальному заявлению представителей министерства обороны, штурман Максим Федоров к тому времени был уже мертв, а летчик Дмитрий Ракушкин еще жив, и скончался он по пути в больницу.

Естественно, военный следственный отдел Следственного комитета по Тверскому гарнизону сразу приступил к доследственной проверке по факту случившегося. А для расследования обстоятельств падения вертолета оперативно создали специальную комиссию. На место трагедии во вторник прибыл и Генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев. Комиссия и следственные органы, конечно, разберутся в причине катастрофы. Однако уже сейчас можно сказать, что это ЧП ярко и трагично показало, к чему привела реформация Вооруженных сил, в которой командование ВВС, кстати сказать, всегда было едва ли не главным застрельщиком.

…В январе 1992-го в Кремлевском дворце съездов проходило Всеармейское офицерское собрание. Советскому Союзу уже подписали смертный приговор, и решался вопрос о судьбе могучей Советской Армии, о судьбе ее офицерского корпуса. Было высказано немало тревожных и очень здравых мыслей, прежде всего о том, что рубить с плеча там, где есть оружие и военная сила, ни в коем случае нельзя. Борис Ельцин, тоже зашедший на это собрание, был категорически против: ему, как раз, очень нравилось рубить и резать по живому.

Так вот, на защиту позиции Б. Ельцина тогда яро бросились офицеры ВВС - делегаты собрания, во главе с маршалом авиации и последним министром обороны СССР Евгением Шапошниковым.

Этот бывший советский маршал отметился еще и тем, что фактически вооружил армию Джохара Дудаева, передав в его распоряжение многие военные арсеналы, находившиеся на территории Северного Кавказа. Об этом писали в прессе после начала боевых действий с кавказскими сепаратистами.

Никаких преференций за свою услужливость Б. Ельцину и его команде Военно-воздушные силы России не получили. Наоборот, 1990-е стали самыми проклятыми в истории боевой авиации нашей страны. Ни новой техники, ни достойных зарплат, ни ремонта аэродромов, ни горючего для полетов. Тем не менее, дух реформаторства просто свел с ума Главный штаб ВВС. Командование Военно-воздушных сил подчинило себе войска ПВО страны, мотивировав это тем, что количество генералов уменьшится, а управление улучшится. Генералов меньше не стало, а противовоздушная оборона страны едва не прекратила свое существование, сплошное радиолокационное поле над Россией просто исчезло. Командование ВВС умудрилось уничтожить авиационное прикрытие Арктики, расформировав на севере почти все части лучших в мире перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, оставив там многие аэродромы фактически без обслуживания. Затем командование ВВС подчинило себе армейскую авиацию, что привело к ее полной деградации. Авиационные генералы даже смогли перетянуть к себе часть бригад ПВО Сухопутных войск, вооруженных тяжелыми комплексами С-300В. Что удивляться! Не сумев грамотно распорядиться и доведя до полного убожества почти такие же комплексы С-300П, входившие при СССР в ПВО страны, авиаторы положили глаз на то, что тогда находилось в еще прекрасном состоянии. Они вообще хотели забрать все бригады С-300В у «сухопутчиков», что, к счастью, не удалось..

Наконец, когда-то прекрасный 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации, тот самый, в Торжке, был ликвидирован как самостоятельная единица и переподчинен Липецкому центру.

Теперь он называется: Центр боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала Армейской авиации) 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ. Официальная аббревиатура: ЦБП и ПЛС (АПАА) 4 ГЦПА П и ВИ МО РФ. Обратите внимание: если раньше в армии и авиации был личный состав, который готовили к боевой работе, то сейчас – персонал, как в какой-нибудь заштатной гостинице.

Ну и что в итоге? Центр в Торжке достиг мирового уровня подготовки и боевого применения? Его оснастили по последнему слову техники? Падение «Аллигатора» показало, во что вылились реформаторские потуги и на что сейчас способен «авиационный персонал», прежде всего - командный.

Итак, упавший вертолет был обнаружен лишь через двенадцать часов после падения, в 10 километрах северо-западнее аэродрома «Торжок». То есть, раненый пилот, возможно, находившийся без сознания, половину суток лежал на морозе в снегу среди обломков своей машины – практически рядом с базой. Более чем вероятно: летчик погиб лишь потому, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.

Вертолет упал не в горном ущелье, не в глухой тайге за сотни верст от населенных пунктов. И нашли его пешие группы, а не с воздуха буквально в двух шагах от базы. В каком веке мы живем?!

Почему не было радиолокационного сопровождения машины? Если бы оно было, то координаты места, где воздушный объект исчез с экрана радара, был бы определен сразу, и тупо прочесывать местность не было бы никакой нужды. Был ли утвержденный маршрут полета? Сообщается, что был, даже опубликована карта предполагавшегося полета. Но в таком случае вообще непонятно, почему пропавшую машину искали. За пять минут она могла улететь максимум на 10-15 километров, и отправить по проложенному маршруту спасательный вертолет надо было немедленно. Этого не сделали! Хотя уже появились сообщения о самоотверженности поисковиков: будто бы в предполагаемый район падения выдвинули аж 300 человек, 20 единиц наземной техники, в воздух подняли два вертолета. Только вот беда, ни у кого не было приборов ночного видения. Зачем вообще необходимо было это перенапряжение фактически слепых сил и средств?

О ночном видении стоит сказать отдельно.

По мнению разработчиков инфракрасных и тепловизионных приборов, упавший Ка-52 можно было найти за считанные минуты.

Для этого над аэродромом требовалось поднять на высоту три-четыре километра вертолет, снабженный мощной техникой ночного видения, и прокрутить его вокруг своей оси, хотя логичнее было бы все-таки лететь по маршруту. Но, даже зависнув над базой, вертолет с тепловизором наверняка зафиксировал бы дышащую жаром на снегу груду металла – того, что осталось от Ка-52 - даже на расстоянии 10 километров. Впрочем, и обычный Ми-8, если бы в нем находился человек со специальными очками ночного видения на глазах, летя по маршруту «Аллигатора», зафиксировал бы горячие обломки через те же пять минут, что длился последний полет Ка-52.

Впрочем, таких чудо-очков в Центре могло и не быть. Они же ведь для отечественных ВВС все еще именно «чудо», хотя во всем мире используются лет двадцать. Зато в Торжке есть целая эскадрилья ночной версии известного «крокодила» - Ми-24ПН. Когда-то их шумно рекламировали - как прорыв в боевом применении классических вертолетов. Машины оснащены специальными приборами, которые позволяют летать и вести боевые действия ночью. Первые Ми-24ПН были доставлены в Торжок еще в 2005-м. И уже несколько лет про ночные достижения этих «вертушек» ничего не слышно. Скорее всего, никаких таких достижений попросту нет.

Однако в Центре боевой подготовки и переучивания персонала постоянно находятся новейшие Ми-28Н «Ночной охотник». Они вроде бы специально созданы для ночной охоты. По идее, Ми-28Н, поднятый в воздух по тревоге, должен был за три минуты - скорость полета у него большая - выйти в точку падения «Аллигатора» и выдать точные координаты места трагедии. Дело в том, что Ми-28Н предназначен, в первую очередь, для поражения вражеской наземной бронетехники в темноте и тумане, и его приборы особо чутко реагируют на тепловое излучение металла. А ясной ночью 12 марта газотурбинные двигатели Ка-52 были еще очень горячими. Более того, «Ночной охотник» имеет специальный отсек, в котором можно разместить двух раненых людей для их эвакуации с поля боя.

То есть, чисто теоретически, экипаж Ми-28Н мог в одиночку найти и спасти хотя бы командира упавшего вертолета Дмитрия Ракушкина. Ни в теории, ни в практике этого не произошло.

А может быть, Ми-28Н, как и Ми-24ПН, на самом-то деле ночью ничего не видит, и громкое имя дано только для громкости? Жаль, если так…

В промышленности специально для вертолетов давно разработаны очень надежные и весьма эффективные радиомаяки. Есть даже конструкции, причем это российское ноу-хау, в которых вся информация о полете фиксируется в сжатом виде на специальном и очень прочном носителе. В случае падения летательного аппарата за доли секунды в эфир уходит мощный сигнал, в котором передаются данные о последних минутах полета и точные координаты места крушения. Сигнал ловят специально настроенные антенны на земле и антенны опять же специальных космических аппаратов. Поиск упавшей машины становится делом чисто техническим, при том, что причина трагедии может быть установлена еще до нахождения самих носителей – «черных ящиков» нового поколения. Все это есть, но только в единичных образцах, на выставках, а не в войсках.

Нежелание ставить на свои боевые самолеты и вертолеты такую аппаратуру военные объясняют по-разному. Когда-то ссылались на нехватку средств. Потом придумали «секретный» повод. Будто бы сигнал с такого маяка первыми поймают враги, и первыми же найдут некие упавшие секреты, а также установят слабые места наших крылатых и винтокрылых аппаратов. И все доводы о том, что сигнал может быть надежно зашифрован, до «персонала» в погонах не доходят.

Сейчас уже появляются первые версии крушения Ка-52 в Торжке. Так как «черные ящики» сохранились хорошо, причины трагедии установят в ближайшее время. Но в данном случае, суть не в самой катастрофе, а в ее развитии.

В истории авиации еще не было случая, чтобы машину, упавшую в десяти километрах от аэродрома и лежащую на открытой площадке, искали половину суток. И если Дмитрий Ракушкин действительно был еще жив через двенадцать часов после катастрофы, а не погиб сразу, то говорить просто не о чем. И вердикт высоких комиссий о причинах падения Ка-52 просто неинтересен. Если сегодня даже в Центре боевого применения и переучивания авиационного персонала Армейской авиации нет нормального радиолокационного сопровождения полетов новых машин, если там же нет по-настоящему эффективной и мобильной поисково-спасательной службы, то есть ли все это в войсках?

Источник: zvezda.ru

Похожие новости:
Lockheed Martin показала F-35C с гиперзвуковой крылатой ракетой HAWC
Палубный истребитель пятого поколения F-35C Lightning II получит пару гиперзвуковых крылатых ракет, созданных в рамках программы HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept), пишет The Drive.Соответствующее изображение истребителя с ракетой показала компания-разработчик Lockheed Martin.HAWC должны быть ..
2019-05-08 532 0 Военная техника
0
Dassault показала первый европейский ударный беспилотник
Французская компания Dassault показала прототип первого европейского ударного беспилотника nEUROn, сообщает Defense Aerospace. Выкатка состоялась в присутствии представителей шести европейских государств - Швеции, Италии, Франции, Испании, Греции и Швейцарии, участвующих в проекте. Показанный прототип ..
2012-01-23 2410 0 Военная техника
1
Израиль показал, чем защитит прибрежные месторождения
На проходящей в Сингапуре выставке оборонной продукции IMDEX Asia (International Maritime Defense Exhibition & Conference) Израиль продемонстрировал спектр современных решений по защите прибрежных газовых месторождений. Государственная корпорация Israel Aerospace Industries показала многоуровневую концепцию ..
2013-05-17 1613 0 Военная техника
0
Новейшие атомные подлодки США получили фантастические технологии
Проверка Счетной палаты США показала, что новейшие американские подлодки типа Columbia не отвечают заявленному Пентагоном уровню технологической готовности. На доклад аудиторов обратил внимание The National Interest.Проверка показала, что необходимы дополнительные разработка и тестирование, чтобы продемонстрировать зрелость нескольких ..
2018-01-11 1761 0 Военная техника
-1
P-51 снял вблизи полет F-22
Полет истребителя пятого поколения F-22 Raptor сняли из кабины одноместного самолета P-51 Mustang («Мустанг») времен Второй мировой войны. Соответствующий ролик опубликован в Twitter командой F-22 Demonstration and Heritage Flight.В комментариях к видео отмечается, что полет ..
2019-07-12 887 0 Военная техника
0
Lockheed Martin показала мир «глазами» F-35
Американская военно-промышленная компания Lockheed Martin выложила в Facebook ролик, демонстрирующий работу усовершенствованной электрооптической системы прицеливания Advanced Electro-Optical Targeting System (EOTS) истребителя пятого поколения F-35 Lightning II.«Видите разницу- Справа Advanced EOTS для F-35 ..
2019-09-19 3808 0 Военная техника
0
Украина показала сверхзвуковую ракету «Блискавка»
Конструкторское бюро (КБ) «Южное» на выставке «Зброя та безпека — 2019» («Оружие и безопасность — 2019») в Киеве представило макет сверхзвуковой ракеты «Блискавка» («Молния») воздушного старта. Соответствующее видео опубликовал Украинский милитаристский портал.Запускать ракету класса «воздух-поверхность» предлагается ..
2019-10-12 9741 0 Военная техника
0
Россия показала в Китае новый радиолокатор для МиГ-35
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) впервые показал на выставке China Airshow — 2016 в Китае новую радиолокационную станцию семейства «Жук». Об этом говорится в сообщении пресс-службы компании, поступившем в редакцию «Ленты.ру».Речь идет о многофункциональной многорежимной бортовой станции «Жук-АМЭ» ..
2016-11-01 4373 0 Военная техника
0
Су-25СМ3 поразит цели «без летчика»
Штурмовики Су-25СМ3 оснастят бортовым комплексом целеуказания и прицеливания, позволяющим поражать заранее выбранные цели практически без участия летчиков. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.«В рамках дальнейшей модернизации штурмовиков новейшие версии Су-25СМ3 будут дооснащать ..
2019-05-09 428 0 Военная техника
0
Израиль создает дивизион ракетчиков точечных ликвидаций
Командование сухопутных войск приняло решение о создании в артиллерийских войсках специального дивизиона, задачей которого будет нанесение точечных ударов по целям в густонаселенных районах. Как сообщает газета "Гаарец", дивизион будет вооружен новейшими системами "Кидон Касум" ("Волшебное ..
2012-04-3 1681 0 Военная техника
0
Су-57 исполнил «кобру Пугачева» и «плоский штопор»
На тренировочных полетах в Жуковском (Московская область) перспективные истребители пятого поколения Су-57 исполнили фигуры высшего пилотажа, которые планируется продемонстрировать на Международном авиационно-космическом салоне 2019 года (МАКС-2019), пишет «Российская газета».Издание, обратившее внимание на появившееся в сети ..
2019-08-27 1147 0 Военная техника
0
Китайцы показали новвый основной боевой танк
На прошедшей в Куала-Лумпуре Международной выставке DSA 2012 китайская компания North Industries Corporation, известная как NORINCO, показала макет новой версии из линейки танков VT-X, производного от совместного китайско-пакистанского MBT-2000.  Информация о новом варианте до сих пор имеет общий характер. Основной боевой танк VT-2 (Type 96A) оснащен ..
2012-05-2 4203 0 Военная техника
0
Су-57 нестандартно сел
На тренировочных полетах в Жуковском (Московская область), предшествующих выступлению на Международном авиационно-космическом салоне 2019 года (МАКС-2019), перспективный истребитель пятого поколения Су-57 нестандартно сел, выпустив тормозные парашюты до касания полосы, пишет «Российская газета».Издание, обратившее внимание ..
2019-08-27 406 0 Военная техника
1
Россия впервые показала Су-57э
Россия на открытой статической стоянке Международного авиационно-космического салона 2019 года (МАКС-2019) в Жуковском (Московская область) впервые представила экспортную версию истребителя пятого поколения Су-57э, сообщает «Звезда».Телеканал отмечает, что специально для самолета построили круговой стенд с ковровыми ..
2019-08-28 889 0 Военная техника
0
США выставили на аукцион боевой корабль–невидимку
Американский корабль-невидимка, ставший прообразом корабля одного из злодеев киноэпопеии о Джеймсе Бонде, будет продан на интернет-аукционе, сообщает РИА Новости со ссылкой на Daily Mail.Экспериментальный корабль, получивший название Sea Shadow (Морская читать далее...Источник: pronowosti.ru ..
2012-05-3 3683 0 Военная техника
0