Перспективный китайский авианосец Type 002A, строительство которого ведется в настоящее время в Даляне, будет оснащен электромагнитной катапультой. Как пишет Defence Talk, разработка этого устройства уже завершена; проект был реализован под руководством Ма Вэймина, члена Академии наук Китая.
Электромагнитная катапульта представляет собой устройство, в котором тележка разгоняется с помощью электромагнитных сил. Тележка — металлическая конструкция, движущаяся по направляющим, — зацепляется за переднюю стойку шасси запускаемого самолета и разгоняет его. При этом катапульта потребляет много энергии и нуждается в мощном и надежном источнике питания.
К преимуществам электромагнитной катапульты разработчики относят малый занимаемый устройством объем, что позволяет освободить дополнительное место на корабле. Кроме того, мощность электромагнитной катапульты можно регулировать, что важно при запуске с одного и того же корабля легких и тяжелых самолетов.
По неподтвержденным данным, Китай занимается разработкой собственной электромагнитной катапульты с конца 1990-х годов. С 2002 года в стране велось строительство наземного испытательного комплекса с опытной электромагнитной катапультой; оно завершилось в 2014 году. Ранее было известно, что оно испытывалось «мертвым грузом», а достоверной информации о запусках самолетов не появлялось.
Длина китайской катапульты составляет около 120 метров при длине электромагнитных направляющих около ста метров. Лабораторный прототип китайской электромагнитной катапульты был построен в масштабе 1 к 1 в 2008 году. Где именно расположен комплекс, не раскрывается.
В начале 2010-х годов китайские СМИ неоднократно сообщали, что электромагнитную катапульту получит второй по счету авианосец (Type 001A), однако в апреле прошлого года этот корабль спустили на воду без катапульты; с него самолеты будут взлетать с помощью трамплина.
В ноябре прошлого года руководитель консультационной комиссии ВМС Китая контр-адмирал Инь Чжо заявил, что предприятия китайского оборонно-промышленного комплекса завершили разработку электромагнитной катапульты для перспективных авианосцев. По его словам, устройство уже прошло программу испытаний, включая запуски боевых самолетов.
В настоящее время на вооружении Китая стоит один авианосец — «Ляонин». Это бывший недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг», выкупленный Китаем у Украины в 1990-х годах.
Василий Сычёв