В прошлом месяце, выступая в различных аудиториях, включая Совет Федерации, председатель Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин неоднократно заявлял о том, что в ближайшее время в Государственную Думу будет направлен проект закона «О фонде перспективных исследований «Национальная безопасность и развитие» (НБР).
Опыт Советского Союза
Во времена СССР ЦК КПСС, руководивший развитием ВС и их оснащением новейшими образцами ВВТ, много раз пытался учредить структуру, решающую весь комплекс тех задач, которые федеральным законодательством США закреплены за Управлением перспективных исследований МО (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA).
Система организации научных исследований в интересах ВС включала в себя около 60 головных военных научно-исследовательских институтов, ориентированных на разработку новых систем ВВТ.
Они составляли технические задания, стандарты, проводили фундаментальные и прикладные исследования, а также осуществляли разработку конкретных образцов вооружений, их испытания и модернизацию.
Помимо этих НИИ, исследованиями и разработками занималось множество отдельных научных центров ВС, специальных воинских частей, временных подразделений на полигонах, эксплуатирующих вооружения, ремонтных органов и других.
Вся эта весьма масштабная структура дополнялась огромной сетью аналогичных организаций ОПК, которыми руководили девять министерств оборонной промышленности начиная с Министерства общего машиностроения (ядерное оружие) и кончая Министерством электронной промышленности. Каждое из них имело сотни предприятий, центров и других организаций, занимавшихся разработкой, производством и обслуживанием ВВТ.
Координацию всех военно-промышленных научно-технических разработок в оборонной сфере осуществляла ВПК Совета министров СССР. В ее рамках действовал Научно-технический совет, в состав которого входили ведущие академики, генеральные и главные конструкторы предприятий ОПК. Он занимался оценками научных предложений по развитию ВВТ и вырабатывал соответствующие рекомендации. Численность совета составляла около 200 человек. В рамках этого органа создавались специализированные секции, работавшие по различным направлениям реализации научно-технических программ и проектов военного назначения. В их составе было задействовано около 400 специалистов.
Планированием и координацией направлений развития вооружений, а также определением объемов выделения бюджетных средств занимались оборонные отделы Госплана при Совете министров СССР. Но общее руководство оборонными исследованиями и разработками, определение приоритетных направлений работ и координацию перспективных разработок обеспечивал Оборонный отдел ЦК КПСС, в состав которого входило около 150 человек. Именно здесь принимались окончательные решения о создании ВВТ и выделении необходимых ассигнований. Члены этого отдела формировали стратегические направления военного строительства и технического оснащения войск.
Академия наук СССР тоже вносила свой вклад в решение задач развития ВВТ. В 1951 году при Президиуме АН была создана секция прикладных проблем, которая занималась фундаментальными и теоретико-прикладными исследованиями в военной сфере и тесно взаимодействовала с МО и ОПК страны.
Забытое старое в новых условиях
Дмитрий Рогозин не является пионером идеи создания в рамках системы управления развитием вооружений для российских ВС структуры, аналогичной американскому Управлению перспективных исследований МО. После развала СССР такие попытки предпринимались неоднократно. Первая из них была реализована в 1993 году. Тогда по приказу министра обороны Павла Грачева в военном ведомстве был сформирован Научный оборонно-технический совет, который должен был осуществлять централизованное планирование перспективных оборонных технологий.
В 1998 году министр обороны, маршал Игорь Сергеев делает второй шаг в этом направлении и формирует Военно-технический совет МО, целью которого является рассмотрение «наиболее важных долгосрочных программ по созданию новых видов вооружений и научно-технического задела в интересах обороны, оценку степени их выполнения, сроков создания и поставок для ВС ВВТ». Помимо руководства МО в состав Совета входили представители 11 министерств и ведомств. Организационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета было возложено на Комитет по военно-технической политике ГШ ВС РФ. В это же время было создано Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО. Однако появление этой структуры не оказало существенного влияния на развитие новых видов ВВТ.
В 2002 году министр обороны Сергей Иванов в кооперации с Министерством образования формирует Координационный научно-технический совет по научно-инновационному сотрудничеству. Он был образован с целью рассмотрения проблемных вопросов разработки и реализации согласованной научно-технической политики по максимальному использованию научного потенциала вузов при проведении поисковых и прикладных исследований в обеспечение обороноспособности РФ.
В 2008 году глава МО Анатолий Сердюков создал Военно-технический комитет начальника вооружения ВС РФ. Он так объяснил свое решение: «По результатам проведенного в МО анализа существующего механизма решения научно-технических проблем в интересах обороны было показано, что в основном он ориентирован на привлечение в рамках исследований по гособоронзаказу интеллектуальных ресурсов конструкторских и научно-исследовательских организаций промышленности и МО России. При этом потенциал научных коллективов, ученых и студентов высших учебных заведений, имеющих мировое значение, используется крайне недостаточно. В то же время практика проведения различных конкурсов научно-технического характера в стране показала, что при крайне незначительных затратах можно получить новые идеи, претворение в жизнь которых позволит решить многие актуальные задачи в области обеспечения обороноспособности государства. Отсутствие подобных инструментов в МО России сдерживало инициативу ведущих специалистов и творческой молодежи, активность которых могла быть использована в интересах поиска нестандартных, эффективных и экономичных способов совершенствования системы вооружения отечественных ВС. В связи с этим руководством МО России была поставлена задача выработать механизм, который позволил бы задействовать потенциал наиболее активной части ведущих вузов страны в интересах поиска нетрадиционных способов решения наиболее острых проблем, стоящих перед военным ведомством».
В середине 2008 года была открыта программа грантов МО, выдававшихся на проведение военно-технических научных исследований. В рамках программы были выданы четыре гранта научно-исследовательским коллективам по 2 млн. руб. каждый.
В конце сентября 2010 года состоялось 16-е заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Оно было посвящено проблеме инновационного развития ОПК и модернизации ВС РФ и проходило на территории ОАО «Раменский приборостроительный завод».
Открывая заседание, Дмитрий Медведев сказал, что МО надо осознать механизм слежения за тем, «как идут инновационные исследования, каким образом инновация заходит в оборонку». Президент также отметил, что в России «пока нет эффективной структуры, которая бы занималась заказом прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в том числе исследований перспективных, пусть и весьма рисковых». «Нужно подумать об организации такой деятельности», – заявил глава государства. В качестве примера он назвал DARPA и добавил, что аналогичные структуры есть и в других странах, «причем многие разработки в итоге вышли на открытый рынок».
Российский фонд перспективных исследований
И вот, наконец, сегодня все эти искания подошли к своему логическому концу. Пока проект закона не поступил в Госдуму, говорить о каких-то конкретных чертах будущей структуры достаточно сложно. В середине февраля, выступая в Совете Федерации на слушаниях «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса РФ», Рогозин в самом широком смысле охарактеризовал организацию, которая будет создана в течение текущего года.
«Это будет конгломерат офицеров от науки, которые будут вести наиболее рискованные, наиболее интересные, прорывные проекты в фундаментальных науках и в прикладных науках в интересах оборонной безопасности. Сам механизм финансирования уже заложен в законопроекте. Я пока не хотел бы до внесения этого законопроекта в правительство Российской Федерации раскрывать эту схему. Но она надежная и позволит нам достаточно компактно интегрировать средства в эти поисковые работы», – подчеркнул вице-премьер.
Он также сказал, что «аналог этого фонда или агентства есть в Соединенных Штатах, это DARPA – агентство перспективных исследований в интересах Министерства обороны США». «Примерно по таким же лекалам будем создавать агентство и у нас. Правда, DARPA больше ориентировано на работу под эгидой Министерства обороны США, а у нас это будет скорее всего фонд, работающий под контролем правительства Российской Федерации, а не какого-то конкретного ведомства», – добавил Рогозин. Однако он ни слова не сказал о его организации и численности персонала, только рекомендовал тем, кому интересна структура и функции создаваемого ведомства, поинтересоваться, как такая структура работает в США.
По словам главы ВПК, руководство России намерено создать систему, обеспечивающую «прорывные исследования не только для Вооруженных сил РФ». «У нас есть другие структуры, которые обеспечивают безопасность страны, – это Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и многие другие. Поэтому прорывные исследования будут ориентированы на работу со всем сообществом наших специальных и особых служб и Вооруженных сил, которые должны беречь мир и безопасность в нашей стране», – заявил Дмитрий Рогозин.
Ничего не сказал вице-премьер и о планируемых объемах финансирования фонда. Он только информировал сенаторов о том, что схема финансирования новой структуры «надежная и позволяет создать неочередное бюрократическое учреждение». Правда, журналистам удалось выяснить, что бюджет фонда, который начнет свою работу в 2013 году, будет составлять 3 млрд. руб. В последующие годы его увеличат до 3,5–4 млрд. руб. Из этой суммы, как сообщают источники, знакомые с проектом закона, предполагается финансировать 150 проектов стоимостью от 1 до 90 млн. долл. в год, а также 10 проектов, ежегодные расходы на которые лежат в пределах от 50 до 90 млн. долл. Всеми этими исследованиями будут руководить сотрудники фонда. Первоначально в его состав войдет 50 специалистов. Позднее их численность будет доведена до 200 человек.
В соответствии с проектом закона в создаваемой структуре будет сформирован Научно-технический совет (НТС), персональный список состава которого будет представляться генеральным директором фонда и утверждаться высшим органом его управления – наблюдательным советом (НС). В его состав войдут по семь представителей от правительства и президента России и гендиректор, назначаемый президентом. НТС будет отбирать перспективные проекты для выделения ассигнований и разрабатывать рекомендации по реализации результатов, полученных в ходе проведения исследований. НС не будет участвовать в процессе отбора проектов и в установлении объемов их финансирования. Однако его члены будут иметь свой голос при принятии решений об участии фонда в уставных капиталах других организаций.
DARPA как таковое
Решение о создании в рамках МО США нового управления было принято Белым домом после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, что свидетельствовало о технологическом превосходстве, достигнутом Москвой в космической и соответственно в оборонной сферах. Чтобы ликвидировать свое отставание, Вашингтон отдал указание об учреждении в Пентагоне ведомства, ответственного за разработку новейших технологий для оборонных и национальных нужд. Так и появилось DARPA, в первоначальном названии которого не фигурировало слово «оборона». Тогда оно называлось Управление перспективных исследований (Advanced Research Projects Agency – ARPA). В марте 1972 года в его название было добавлено определение, зафиксировавшее принадлежность к МО США. Однако в 1993 году управлению было возращено его первоначальное наименование, которое через три года снова было изменено на DARPA.
DARPA функционирует независимо от военных НИИ Америки и непосредственно подчинено заместителю министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению (Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology, and Logistics – USD AT&L). Его деятельность направлена на разработку перспективных технологий и предотвращение научно-технологических «сюрпризов» со стороны враждебных США государств, которые могут нанести существенный ущерб национальной безопасности Америки. DARPA было создано для того, чтобы закрыть бреши, существовавшие в деятельности научно-исследовательских организаций, министерств видов ВС и обеспечить финансирование тех программ и проектов, на которые в рамках их бюджетов не выделяются необходимые средства.
Одним из основных достижений DARPA стало появление Всемирной паутины – Интернета. В 1963 году это ведомство начало создание так называемой сети ARPA (ARPANET). Формально проводимые исследования были направлены на разработку системы обмена данными между компьютерными центрами университетов и НИИ МО. Однако за этим стояло намерение Пентагона образовать некое хаотично организованное объединение всех систем коммуникаций США, в рамках которых мог осуществляться пакетный обмен данными на основе единого набора протоколов TCP/IP, то есть универсальных правил приема и передачи информации.
Такое объединение самых различных систем связи и передачи данных, включая военные и гражданские, в некое целое должно было дополнить действующую в то время Глобальную систему оперативного управления ВС США (World-wide Military Command and Control System – WWMCCS) и сохранить функциональные возможности по управлению войсками и страной в условиях ядерной войны даже в случае полного выхода из строя большей части систем управления Пентагона. Но после того как специалисты военного ведомства посчитали, во сколько сотен миллиардов долларов им обойдется ежегодное финансовое обеспечение подобной структуры, они были вынуждены отказаться от своей идеи. Однако ее моментально подхватили бизнесмены – и появился Интернет.
В настоящее время в DARPA, включая административные инстанции, работают около 120 руководителей программ и проектов, каждый из которых обладает большим опытом научных исследований, и несколько большее количество технических сотрудников. Управление состоит из шести отделов. По контрактам с мелкими фирмами они осуществляют разработку перспективных технологий во всех областях, имеющих оборонное значение, с целью создания или предотвращения технологической внезапности, а также технологий двойного назначения, то есть тех, которые могут использоваться в военной и гражданской сферах. Общее количество программ и проектов, реализуемых специалистами управления по весьма широкому спектру направлений начиная с оптических прицелов для снайперов и кончая космическими системами военного назначения, составляет несколько сотен. Разработки, как правило, ведутся в течение двух–четырех лет. Годовой бюджет управления в среднем составляет около 3 млрд. долл. В текущем году DARPA выделено 2,8 млрд.
Источник: vpk.name