БАК: неясные цели и непонятные задачи

БАК: неясные цели и непонятные задачи

Пусть не удивляет читателей публикация двух статей на одну и ту же тему. Во-первых, она чрезвычайно актуальна и, во-вторых, материалы постоянных авторов «ВПК», кое в чем дублируя, во многом взаимно дополняют друг друга, представляя целостную картину до сих пор, к сожалению, не снятой с повестки дня проблемы.

Итак, случилось давно ожидаемое событие – российское Минобороны сделало решительный шаг и, признав, что за беспилотниками будущее, выбрало исполнителей по проектам создания беспилотных авиационных комплексов (БАК) с аппаратами взлетной массой в одну и пять тонн. Ожидать ли Вооруженным Силам РФ поставок современных дронов? Или вновь придется жалеть о бесцельно потраченных миллиардах?

Светлое вчера и темное настоящее

Как это ни фантастично звучит сегодня, но каких-то 30 лет назад отечественный оборонно-промышленный комплекс занимал одно из ведущих мест в мире в области разработки беспилотной авиатехники, а наши военные лидировали в сфере ее практического применения. Более того, Советский Союз реально претендовал на главенствующую роль в создании БПЛА. Кстати, командование вооруженных сил США в конце 70-х – начале 80-х годов ввиду ряда нерешенных технических и технологических проблем едва не поставило крест на беспилотниках (их тогда у нашего вероятного противника, можно сказать, и вовсе не было, а на 2000 год в распоряжении американских ВВС и сухопутных войск имелось лишь 50 беспилотников). Именно в ту пору в СССР для нужд собственной армии и по экспортным заказам только аппаратов типа Ту-143 было построено 950 единиц.

Однако наступили 90-е годы, Советский Союз распался, начались парад суверенитетов и гонка за накоплением первичного капитала. Естественно, ни о каком серьезном развитии БАК в такой ситуации не могло быть и речи – у Минобороны денег не хватало даже на зарплату и пайковые для военнослужащих, на топливо и запчасти для самолетов и вертолетов.

В итоге сегодня только американская армия эксплуатирует несколько тысяч БПЛА, тогда как во всех российских Вооруженных Силах численность парка беспилотников хорошо если перевалит за сотню (не будем брать в расчет разведчики «Рейс», быть может, где-то еще оставшиеся, и тому подобное «наследство павшего режима»). Причем первый российский, а не советский дрон – «Пчела-1Т» в составе БАК «Строй-П» был принят на вооружение только в июне 1997 года. Ныне такие аппараты, как «Пчела» или БПЛА-05 из поступившего в войска десять лет спустя комплекса «Типчак», ничего, кроме улыбки, уже не вызывают (несмотря на то, что за «Пчелу» в 1998 году и присудили премию правительства РФ). Ведь тот же «Типчак» с шестью БПЛА возят аж четыре автомашины!

Странная логика

В высокой эффективности БАК при решении широкого круга задач никто из грамотных специалистов не сомневается: их можно использовать с аэродромов или наземных площадок без специальной подготовки инфраструктуры, применять многократно даже в весьма ограниченный период времени, они резко повышают оперативность принятия решения на бой и темп самих боевых действий, а также позволяют существенно снизить потери личного состава. Признавали это и военачальники.

“Американская армия эксплуатирут несколько тысяч БПЛА, тогда как во всех российских Вооруженных Силах численность парка беспилотников хорошо если перевалит за сотню”

– В Вооруженных Силах разработана программа развития комплексов с БПЛА, в которой определены их роль и место, основные типы и этапы развития, – заявил как-то в интервью главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Замечу попутно, что его предшественник – генерал армии Владимир Михайлов горячо убеждал российскую общественность: бояться временного отставания России в области создания БПЛА не стоит – наши разработчики быстро наверстают упущенное.

– В 90-х годах, когда другие страны активно занимались беспилотниками, мы этот вопрос несколько упустили. Но жалеть об этом не надо: на их примере мы увидели, что и как надо делать, – отметил он в 2007 году. А первый заместитель председателя ВПК при правительстве РФ Владислав Путилин подчеркнул на проходившем в марте того же года заседании комиссии в Егорьевске, что снабжение дронами военных – «задача на 2011–2015 годы, когда мы выйдем на серийные поставки ровно того количества, которое нам необходимо».

Однако в реальности длительное время какие-либо серьезные работы по данной теме не велись, а потенциальный заказчик – Минобороны в лице своих высокопоставленных представителей регулярно выдавало совершенно противоречивую информацию: то беспилотники жизненно необходимы, то для них не просматривается реальных задач в Вооруженных Силах РФ, то «управлять» БПЛА будут ВВС, то их надо подчинить сухопутчикам.

Что касается США, на опыт которых любят ссылаться представители нашего военно-политического руководства, то там крупные разведывательные и разведывательно-ударные дроны находятся в ведении ВВС и ЦРУ. А вот армейское командование получило первые разведывательно-ударные беспилотники «Грей Игл» совсем недавно. Зато американская армия может похвастаться численным превосходством в малых БПЛА, располагая более 3700 «ручными» аппаратами типа RQ-11 компании «АэроВайронмент» массой менее двух килограммов и дальностью полета около 10 километров. Стоимость каждого такого дрона – всего 35 000 долларов, эти БПЛА идут как расходный материал.

С математикой туго?

Да что там задачи для беспилотников, военные не могут определиться, сколько же средств они вложили в данную тематику. Владимир Поповкин, находясь на посту первого заместителя министра обороны, назвал в пять раз различающиеся суммы, которые, по его словам, военное ведомство затратило на развитие беспилотников, не получив взамен нормальных, удовлетворяющих требованиям эксплуатантов систем. Так, в марте 2009 года прозвучала цифра один миллиард рублей, а в апреле 2010-го – пять миллиардов.

  Уместно спросить: руководство Минобороны неспособно подсчитать объем выделенных на ту или иную программу средств? Или же все эти заявления просто так, ради красного словца и поднятия интриги? Вообще есть ли в военном ведомстве полноценная, тщательно проработанная с привлечением экспертов – только без приставки «псевдо» – программа развития беспилотной авиатехники хотя бы на три-пять лет?

Возникает стойкое ощущение, что нет и все действия в данной сфере предпринимаются исходя из неких сиюминутных конъюнктурных или корпоративно-клановых интересов. В итоге – растущее отставание от ведущих зарубежных стран, а генерал-полковник Александр Зелин в 2009 году вынужден был заявить, что авиаторы не возьмут ни один из представленных отечественных БПЛА: «Мы не получили ни скорость, ни высотность, ни разрешительные способности, поэтому в настоящее время имеем то, что имеем. Принимать на вооружение такие беспилотники – это просто преступление».

Осталось, правда, разъяснить, куда смотрели контролирующие лица, когда разработчики осваивали выделенные средства и создавали в ответ «беспилотный хлам»? Имеются вопросы и к отечественным предприятиям, в том числе самый главный: почему пусть даже за миллиард рублей, а по нынешнему курсу около 32 миллионов долларов (а ранее и того больше), они не смогли создать что-либо стоящее?

В пользу того, что это возможно, свидетельствует такой пример: австрийская компания «Шибель» в 2003–2005 годах на собственные средства сконструировала и построила беспилотный вертолет, который сегодня под именем «Камкоптер» S-100 заинтересовал нескольких заказчиков, поставлен в лицензионное производство в ОАЭ и принят в качестве корабельного БПЛА на германских фрегатах проекта К130. Плюс к тому он стал первым дроном, который включили – причем дважды – в летную программу крупнейшей международной аэрокосмической выставки Paris Air Show. А ведь фирма до этого на протяжении десятков лет выпускала электронные компоненты к различной бытовой технике (типа стиральных машин), с середины 80-х годов – миноискатели и металлодетекторы, а беспилотниками занялась только в 90-е. И вот вам результат – без мощной господдержки. Причем на момент вывода на рынок модели S-100 компания насчитывала 150 человек, а ее годовой оборот не превышал десяти миллионов евро.

Разведывательно-ударные БПЛА

В августе-сентябре 2010 года на Алабинском и Гороховецком полигонах прошли организованные в интересах Сухопутных войск сравнительные испытания БАК с аппаратами ближнего действия (до 25 км) и малой дальности (до 100 км). 27 компаний и предприятий представили 50 БПЛА. Но в первом реальном «экзамене», где необходимо продемонстрировать уже не «бумажные», а работающие образцы, смогли участвовать только 12 фирм с 22 дронами. После первых апробаций «на ристалище» остались девять комплексов, до финиша же дошли всего четыре образца. И вот очередная новость – подведение результатов тендера, в котором речь уже идет и об ударных задачах.

Напомним: работы по разведывательно-ударному БПЛА у нас начались еще в 80-х годах – речь о проекте Ту-300 (также «изделие 300» или «Коршун»). Данный беспилотник взлетной массой 3–3,5 тонны должен был войти в состав фронтового БАК «Строй-Ф» и мог бы стать ударным дроном. Причем совсем недавно – в марте 2007 года на упоминавшемся заседании ВПК в Егорьевске, где проводился также показ различных образцов беспилотной техники, главный конструктор БАК в ОКБ им. Туполева Леонид Куликов говорил: «Ту-300 прошел государственные испытания, и мы можем смело сказать: он готов к применению. Дальше заказчик должен определиться, что делать». Заказчику, как видим, потребовались четыре года и августовская война в 2008-м, чтобы «определиться», причем «изделие 300» оказалось уже в аутсайдерах.

Конкурс на проведение ОКР стоимостью более двух миллиардов рублей на проектирование и постройку опытного беспилотника с взлетной массой около одной тонны выиграла компания «Транзас». В конкурсе за право заняться НИР (один миллиард рублей) по разработке дрона взлетной массой до пяти тонн – с изготовлением демонстратора технологий – победило казанское ОКБ «Сокол». Причем «Транзас» займется системой управления и целевой нагрузкой для БПЛА, а «Сокол» – созданием планеров и «наземки». Работы по комплексам возглавит Николай Долженков, работавший в 1998–2001 годах первым замгендиректора ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», но затем перешедший в ОКБ Сухого – директором программы БПЛА и представлявший на МАКСе-2003 линейку суховских БПЛА различного назначения. Впрочем, затем тема БПЛА в ОКБ Сухого как-то отошла на задний план, а Николай Долженков вновь вернулся в ОКБ Яковлева, но в октябре 2009 года вновь покинул ОКБ, где на тот момент занимал должности первого заместителя гендиректора, генерального конструктора и технического директора. Сегодня на сайте ОКБ есть информация по двум БПЛА: «Эксперт» – аппарат самолетного типа с взлетной массой 40 килограммов, а также «Альбатрос» – 450-килограммовый конвертоплан.

Решение победителей пойти на широкую кооперацию и разделить объем задач по двум проектам вполне оправданно: хоть «Транзасу» и удалось создать ряд весьма хороших беспилотников, включая 600-килограммовый «Дозор-600», все же его главная специализация – электроника, системы управления, тренажеры и различная полезная нагрузка, а не конструирование. Зато казанский «Сокол» имеет в данной области весьма богатый опыт – специалисты созданного в 1959 году предприятия десять лет занимались разработкой и постройкой планеров, а с 1968-го – беспилотных самолетов-мишеней на базе серийных реактивных МиГ-17, МиГ-21 и L-29. В последнее время компания предлагала комплексную систему мониторинга «Данэм», в состав которой включен БПЛА с дальностью полета 2400 километров и массой полезной нагрузки 100 килограммов. Впрочем, активного интереса данный аппарат, схожий «идейно» с устаревшими БПЛА Ту-143/Ту-243, не вызвал. Равно как и его разведывательно-ударный вариант «Дань-БАРУК» (взлетная масса – около 500 кг).

Возникает вопрос: как могут выглядеть будущие однотонный и пятитонный БПЛА? Вероятнее всего первый будет в целом схож с «Дозором-600», имеющим весьма хороший планер. А что касается второго, то тут несколько вариантов.

Не исключено, основой для этого аппарата послужит американский разведывательно-ударный дрон «Рипер» компании «Дженерал атомикс», который находится в той же «весовой категории». Либо разработчики воспользуются двухбалочной схемой, которая очень популярна у израильских конструкторов БПЛА. Другой вариант – под руководством имеющего богатый опыт проектирования беспилотных и пилотируемых ЛА Николая Долженкова может быть создан новый планер, в чем-то даже отличающийся от «Рипера». Тем более что те же американцы уже имеют разведывательно-ударный дрон следующего поколения – «Эвенджер». Наконец, третий вариант – представить уменьшенный вариант 10-тонного БПЛА «Прорыв», который пять лет назад находился в разработке в ОКБ Яковлева.

Впервые подробная информация о данной программе появилась в статье главного конструктора яковлевцев Юрия Янкевича в марте 2006 года в журнале «Полет». В рамках единой системы намечалось создать три БПЛА: боевой «Прорыв-У», разведывательный «Прорыв-Р» и радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД» (все с унификацией на 60–70%). А в целях снижения стоимости и сокращения сроков разработки использовать отработанные на УБС Як-130 системы и агрегаты. Заявлялась степень унификации БПЛА и УБС на уровне 40 процентов. Боевой беспилотник строился по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения, с внутренним размещением вооружения и одним двигателем с воздухозаборником в верхней головной части фюзеляжа. Основные ЛТХ: взлетная масса – 10 тонн, масса полезной нагрузки – 1000–3000 килограммов, максимальная скорость – 1100 километров в час, практический потолок – 16 000 метров.

Примечательно, что в 2005 году объявлено о заключении договора с итальянской компанией «Алениа Эрмакки» о совместных работах по перспективным БАК, а на авиашоу в Ле Бурже в 2007-м президент корпорации «Иркут» и гендиректор ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Демченко подчеркнул: «Два года назад мы с итальянскими компаниями «Финмекканика» и «Алениа» подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодня уже получены все разрешительные документы от Министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта».

Впрочем, в последующем проект «затух» – в том числе и потому, что Минобороны не могло определиться с тем, нужны ли ему «большие» БПЛА, и если да, то какие именно. Вполне вероятно, что «Прорыв» может ждать реинкарнация. Особенно его схема эффективна для создания ударного БПЛА, тогда как для разведывательно-ударного дрона большой продолжительности полета лучше подойдет двухбалочная схема.

Проигрыш закономерен?

В конкурсе также участвовали РСК «МиГ», концерны «Вега» и «Туполев». Что предлагал «МиГ», особенно в классе пятитонника, неизвестно (вполне возможно, уменьшенный вариант тяжелого 10-тонного БПЛА «Скат»), а вот один из претендентов в классе до тонны – беспилотник «Луч» от концерна радиостроения «Вега» можно было видеть на МАКСе-2011. В качестве основы для этого аппарата взяли легкий самолет, который специалисты концерна доработали и оснастили соответствующим оборудованием. Конечно, «Луч» выглядит намного симпатичнее «Аиста», который предлагался в этом же классе в варианте разведывательного и разведывательно-ударного БПЛА и своей «угловатостью» вызывал просто недоумение, однако все же априори должен был уступить по своим ЛТХ аналогичным зарубежным да и российским (типа «Дозор-600») образцам. О том, что отрицательное заключение по «Лучу», вероятно, дадут профильные организации, предупреждал недавно в «ВПК» и главный редактор портала UAV.RU Денис Федутинов. Так и произошло.

Причина этого, как представляется, в том, что многие российские разработчики БПЛА, пытаясь получить бюджетное финансирование, начинают заниматься совершенно незнакомым и несвойственным им делом. К примеру, тот же концерн «Вега» создал весьма хорошую мобильную малогабаритную систему получения, обработки и доведения информации – машину «Вега 01», а теперь еще и улучшенный вариант – «Вега 02». Представленная впервые на МАКСе-2009 «Вега-01» уже серьезно доработана: увеличены количество, типаж и номенклатура БПЛА (благодаря открытой архитектуре на машину можно «завязать» беспилотники разных производителей), система доведения информации от БПЛА стала высокозащищенной цифровой, применена новая система обработки данных, построенная на основе отечественных клас-терных вычислительных систем с параллельной обработкой информации, высокоточным определением координат и последующей передачей результатов по трем каналам различным потребителям, комплекс может ставиться на 12 типов шасси или в стационарном исполнении и пр.

Вот на что надо делать ставку, а задачу разработки самого беспилотника поручить компании, имеющей опыт создания ЛА (в области малых дронов концерн, кстати, предпринял вполне успешные попытки скооперироваться с рядом российских компаний). Тем более что разработка беспилотников массой от 400–500 килограммов и выше – задача более серьезная и комплексная, чем создание малых БПЛА. Однако вновь попытались «поехать в Тулу со своим самоваром» – результат получился вполне закономерный и с «Аистом», и с «Лучом».

Вместо эпилога

Благодаря бездействию со стороны военного ведомства и безответственному отношению к поставленным задачам отдельных предприятий отечественного ОПК наряду с попустительством со стороны представителей заказывающих управлений госструктур Россия в настоящее время на годы, если не на десятилетия отстает в области разработки и серийной постройки беспилотных авиационных систем. Особенно беспилотников взлетной массой более 100 килограммов. Проведение тендера по БПЛА размерности до одной и пяти тонн – первая попытка переломить ситуацию, причем военные, видимо, решили больше не ставить на «традиционных» исполнителей, а отдать предпочтение тому, кто предложит действительно прорывной продукт.

Но мало создать сам аппарат и эффективную целевую нагрузку для него, еще более сложная задача – создание защищенной надежной системы управления ими и передачи необходимых данных на КП с последующей обработкой и отправкой конечным потребителям.

Комплексность данной задачи наглядно продемонстрирована совсем недавно в ходе двух инцидентов, связанных с эксплуатацией беспилотников ведущей военной машиной мира – американской: сначала вирус проник в систему управления беспилотными авиационными системами центра боевого применения разведывательных и разведывательно-ударных беспилотников, расположенного на военно-воздушной базе «Крич» (штат Невада), а совсем недавно в Сомали «свалились» сразу три американских БПЛА – вероятно, именно по причине неполадок в системе управления. Вряд ли были сбиты сразу три аппарата, тем более что Сомали, в общем-то, не воюет с США, либо же это просто «утка», распространенная телеканалом Press TV, где, собственно, и промелькнула впервые данная информация.

Еще раньше, летом 2009 года вредоносную программу, позволяющую перехватывать информацию в канале «БПЛА – наземный КП», американские военные обнаружили в Ираке в компьютере одного из повстанцев. В отсутствие комплексной программы развития беспилотной авиационной техники военного назначения решить все проблемы и застраховаться от подобных неприятных случаев будет просто невозможно – это, наоборот, может привести к печальным последствиям.

Источник: vpk-news.ru

Похожие новости:
В Луганске решена одна из задач тысячелетия
Профессор кафедры «Компьютерные системы и сети» Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля Анатолий Плотников предложил и опубликовал в международном научном журнале «Journal of computer science» (8 том, 7 выпуск) вариант решения ранее нерешенной математической задачи «P ..
2012-09-13 1710 0 Научные открытия
0
Современная математика оказалась бессильна перед задачей Навье-Стокса
Лауреат Филдсовской медали математик Теренс Тао опубликовал работу, которая доказывает невозможность решения посвященной задаче Навье-Стокса проблемы тысячелетия существующими на настоящий момент средствами. Препринт (pdf) статьи доступен на arXiv.org. Тао попытался формализовать представление многих математиков ..
2014-02-26 1849 0 Научные открытия
0
Челябинский ученый решил одну из семи неразрешимых задач
Математик из Челябинска Анатолий Панюков нашел решение одной из важнейших задач в современной науке. Как сообщил «Новому Региону» доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой экономико-математических методов и статистики на факультете вычислительной математики и информатики Анатолий Панюков, с 1983 ..
2013-12-16 2230 0 Научные открытия
0
Немецкий школьник сделал открытие в классической механике
Немецкий школьник Шаурийя Рай решил сразу две серьезные математические задачи, участвуя в конкурсе Дрезденского университета. Об этом сообщает издание The Local. Сам конкурс завершился в марте 2012 года, однако только сейчас решение школьника прошло проверку профессиональными математиками. ..
2012-05-24 1832 0 Научные открытия
0
Математики заявили о решении главной задачи геофизики
Математик Андраш Васи из Стэнфордского университета (США) заявил о решении одной из важнейших проблем сейсмологии — трехмерной обратной кинематической задачи. Выполненная совместно с двумя коллегами работа, как сообщает издание Nature News, представлена ученым на семинаре, прошедшем на прошлой ..
2017-02-13 8722 0 Научные открытия
0
Математики превратили геном в гомоморфную криптосистему
Криптологи компании Microsoft разработали алгоритм шифрования последовательностей ДНК, который позволяет анализировать их традиционными биоинформатическими методами и при этом не дает скомпроментировать обладателя генома. Технология была представлена на конференции Американского научного общества AAAS, кратко о ней пишет Science. Технология ..
2014-02-18 1104 0 Научные открытия
0
Головной мозг человека начинает стареть уже в 45 лет
Как заявили учёные из Великобритании, головной мозг человека начинает терять интеллектуальные способности уже в возрасте 45 лет, а не 60, как считалось ранее.Команда лондонских исследователей провела десятилетний эксперимент, в ходе которого группы мужчин и женщин в возрасте от 45 до 75 лет регулярно проходили тестирование на определение способности ..
2012-03-16 1675 0 Научные открытия
0
Специалисты НАСА обнаружили в Антарктике большой разлом
НАСА обнаружило в леднике Пайн-Айленд в Антарктике гигантскую трещину. По данным Национального аэрокосмического агентства США, в длину разлом около 30 километров, местами достигает 250 метров в ширину и 55 метров в глубину. И при этом продолжает расти. Ученые предполагают, что в результате в ближайшие месяцы ..
2012-02-5 1396 0 Научные открытия
0
Бабай приблизился к решению «проблемы тысячелетия»
Математик Ласло Бабай из Чикагского университета в США разработал теоретический алгоритм, позволяющий существенно ускорить сравнение графов друг с другом. Исследование ученого связано с проблемой равенства классов P и NP, являющейся одной из «проблем тысячелетия». Об этом сообщает Nature News.Исследование ученого ..
2015-11-20 1673 0 Научные открытия
0
Солнечная система оказалась фабрикой тяжелых изотопов
Ученые доказали, что на ранних этапах формирования Солнечной системы в ней производились тяжелые химические изотопы, в частности кюрий-247. Результаты исследования авторов опубликованы в журнале Science Advances.Геохимики изучили метеоритный образец под названием «Любопытная Мари». По сравнению с другими изотопами, он содержал ..
2016-03-06 1034 0 Научные открытия
0
Ученые создали препарат, способный омолодить иммунитет
Британские ученые совершили новое открытие. В этот раз они создали удивительное средство, способное оказывать влияние на иммунную систему. Ни для кого не является секретом, что от активности иммунной системы может зависеть предрасположенность людей к вирусным болезням, некоторые из них являются очень опасными, ..
2015-01-16 2299 0 Научные открытия
0
Ученые: процесс старения мозга можно остановить
Американские ученые из Йельского университета обнаружили в генах молекулярный переключатель, который способен остановить процесс старения мозга. Это делается путем блокировки функции гена Nogo Receptor 1. Этот ген является коммутатором, который несет ответственность за достижение развития мозга ..
2013-03-15 1867 0 Научные открытия
0
Российский математик заявил о решении двух проблем Гильберта
Профессор Нижегородского государственного университета имени Николая Лобачевского доктор физико-математических наук Ярослав Сергеев в интервью ТАСС заявил о решении двух проблем Гильберта. Исследования опубликованы в журнале Европейского математического общества EMS Surveys in Mathematical Sciences.Первая проблема, о решении ..
2017-11-28 1613 0 Научные открытия
0
Математики придумали алгоритм поиска источников загрязнения
Французские математики предложили алгоритм, который позволяет выявлять местоположения источников загрязнения по данным о загрязнении конкретных областей. Статья ученых появилась в журнале Inverse Problems. В рамках работы ученые рассмотрели так называемую обратную задачу - достаточно широкий класс ..
2012-06-27 1069 0 Научные открытия
2
Фотонную нейронную сеть научили считать
Инженеры из университета Гента разработали фотонный чип, построенный по принципам нейронных сетей. Он состоит всего из 16 узлов, однако способен выполнять все типичные задачи машины Тьюринга. Описание устройства опубликовано в журнале Nature Communications, кратко о нем можно прочитать на сайте ..
2014-04-03 1055 0 Научные открытия
0